Иван Данилин - старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

ИА REGNUM: Г-н Данилин, накануне, 15 августа в Сочи открылся неформальный саммит ЕврАзЭС. Какие актуальные задачи могут быть обсуждены или решены по итогам данного форума?

Это действительно важное событие. В отличие от июльской встречи глав стран-членов СНГ, в Сочи приехали все главы государств-членов ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) и высокопоставленные представители стран-наблюдателей (Украина, Армения и Молдавия). В повестку саммита включены принципиальные вопросы, решение которых может повлечь значительные политические последствия.

Вряд ли можно считать оправданным мнение, что целью саммита в Сочи является "отвод" стран СНГ от США, или же рассматривать форум в качестве "асимметричного ответа" Вашингтону на провал переговоров по ВТО, хотя ясно, что и эти моменты учитывались. На самом деле, сочинскую встречу следует рассматривать в контексте новой российской долгосрочной стратегии реинтеграции постсоветского пространства, альтернативной СНГ.

Ведь изначально, в 2003-2004 годах, для двух основных направлений интеграции были избраны Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ - военно-политический союз) и Единое экономическое пространство (ЕЭП, для экономической сферы). Когда же стало ясно, что реализация ЕЭП затормаживается, в качестве станового хребта новой российской политики была избрана ЕврАзЭС. Слияние с ЕврАзЭС Организации "Центрально-Азиатское сотрудничество", вступление в ЕврАзЭС Узбекистана и иные шаги ясно продемонстрировали, что процесс набирает обороты. Показательно, что в последнее время высшее руководство России постоянно упоминает ЕврАзЭС и ОДКБ в качестве устойчивого геополитического тандема. А в июне в интервью по итогам заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ Владимир Путин фактически прямо огласил новую формулу Кремля - ОДКБ "для войны", ЕврАзЭС для экономики.

ИА REGNUM: В чем же состоят реальные преимущества ЕврАзЭС и какие не риторические проблемы может решить данный интеграционный формат?

Несмотря на целый ряд неудобств - прежде всего, большой разрыв в уровне экономического развития между различными странами-членами организации - ЕврАзЭС действительно оказалась во многом более удобной за счет охвата большего числа стран и, что немаловажно, отсутствия в рядах членов такого извечного "диссидента" реальной интеграции как Украина. Значимым оказалось и то, что организация уже существует и имеет опыт работы.

Нынешний саммит - кстати, уже третий за этот год - должен придать ЕврАзЭС новый импульс. И в этой связи, рискнем заметить, заявленное в качестве главной темы саммита формирование Таможенного союза является как раз темой второстепенной. Унификация законодательств, многочисленные согласования и т.п. факторы делают его делом пусть и недалекого, но все же будущего, причем делом не таким уж простым. С другой стороны вопросы, поднятые на саммите, показывают, что Россия стремится избежать ошибок прошлого, наполнив деятельность организации реальным содержанием и не дав ей остаться "бумажным союзом".

Достаточно бросить беглый взгляд на темы переговоров. Это и водно-энергетическое регулирование в Средней Азии (после освоения углеводородных богатств это вторая по важности проблема для республик региона), и российско-казахстанские транспортные переговоры, и обсуждение совместных атомных проектов (в контексте планов Росатома по воссозданию единства атомного комплекса в СНГ под эгидой России) и т.д. Судя по некоторым заявлениям, под эгидой ЕврАзЭС будут развиваться инициативы в сфере добычи, транспортировки и реализации нефти и газа.

Если говорить о будущем ЕврАзЭС, то Россия и далее будет продвигать, хотя и не форсируя, процесс интеграции в рамках организации, с одной стороны акцентируя деятельность на вопросах, представляющих взаимный практический интерес, с другой постепенно добиваясь реализации своей идеи создания единого экономического пространства на всем пространстве ЕврАзЭС. В реализации своих целей Россия будет опираться на торгово-экономические, финансовые, инвестиционные и энергетические рычаги, причем роль последних двух будет расти.

ИА REGNUM: Каковы перспективы расширения организации?

Видимо, вскоре будет инициирован процесс вступления в ЕврАзЭС Армении, а также сближение с Молдавией. Для Еревана - это вопрос геополитический, для Кишинева - возможность разрешить торговые противоречия с Россией, причем сделав в адрес Москвы широкий дружественный жест. Ясно также, что используя энергетические рычаги Москва постарается несколько изменить и позицию Киева, поощряя его к более глубокой интеграции, а в обмен обещая льготные режимы поставок газа и нефти. Оставляя за скобками ожидаемые контрмеры США по торпедированию российских усилий, заметим, что едва ли не главным вопросом оказывается хватит ли у российского руководства политической воли, мастерства и терпения завершить начатые процессы, сделав ЕврАзЭС по-настоящему масштабным региональным экономическим объединением. Именно этот вопрос, как показывает опыт предшествующих интеграционных проектов, увы, остается открытым.