Омбудсмен Приморья: "От введения погранзон пострадает международный имидж края"

Владивосток, 16 августа 2006, 05:12 — REGNUM  Уполномоченный по правам человека в Приморье Сергей Жеков обратился к руководителю ФСБ России Николаю Патрушеву с письмом, в котором выразил свое несогласие с введением пограничных зон на территории края. Омбудсмен не согласен с тем, что с введением данного режима ограничивается право приморцев на свободу перемещения. ИА REGNUM публикует полный текст обращения:

"Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14.01.2006 № 154 "О пределах пограничной зоны на территории Приморского края", устанавливающий пограничную зону на территории Приморского края, прилегающей к государственной границе России с КНР и КНДР, издан вроде как в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации". Формально он также не противоречит статье 8 Федерального закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в котором закреплены основания, когда возможно ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России.

Вместе с тем, считаю, что Приказ от 14.01.2006 № 154 нарушает право гражданина на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства; права, которые являются одним из показателей уровня свободы личности и развития демократизма общества.

Разрешительная система въезда на соответствующие территории ограничивает свободу выбора граждан на отдых, препятствует осуществлению ими иных конституционных прав и свобод - права собственности, охрану здоровья.

Кроме этого, с применением Приказа от 14.01.2006 № 154 будут наблюдаться и негативные экономические последствия для Приморского края. Из комплексного эффективного освоения края исключаются большие территории. Соответственно из бюджетов муниципальных образований, которые находятся в пределах пограничных зон, выпадут и доходы от их использования.

Пострадает международный имидж Приморского края, потеряется инвестиционная привлекательность приграничных территорий. Политика России и органа государственной власти Приморья, направленная на социально-экономическое развитие региона, решение демографической проблемы путем привлечения граждан из других государств, могут оказаться нереализованными.

Места отдыха, прежде всего для граждан Дальневосточного региона (Амурская область, Хабаровский край, ЕАО, Приморский край и др.) станут недоступными для его жителей, которые не могут себе позволить отдых за границей.

И, наконец, в муниципальных районах Приморского края, отдаленных от краевого центра, как впрочем, и в других подобных, лишенных инфраструктуры уголках страны, сложно найти работу, особенно лицам пожилого возраста, пенсионерам; за чертой бедности также находятся и работники бюджетной сферы. Одним словом, людям с низким уровнем дохода сложно жить в существующих условиях, правильнее сказать им приходится выживать. Надо признать, что в настоящее время государство пока не может повысить уровень жизни граждан, поэтому жители Приморья (прибрежных зон) вынуждены сами о себе заботиться, благодаря отдыхающим, зарабатывать себе на хлеб.

Приказ Федеральной службы безопасности усугубит положение слабозащищенной категории граждан, лишит их такой материальной поддержки. Экономика районов, края в целом, его социальные характеристики ухудшаться.

Статья 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что всякий кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу места жительства. Аналогичная норма содержится и в статье 27 Конституции России, которая закрепляет право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение внутри страны, выбор места пребывания и места жительства.

В соответствии с международными нормативными правовыми актами и частью 3 статьей 55 Конституции России, права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны.

На мой взгляд, введение в действие вышеуказанного Приказа не является той самой мерой, необходимой для защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Введение данного Приказа вызвал и продолжает вызывать протестные акции среди населения, общественных организаций Приморского края; приезжих, туристов и многих других лиц.

Уважаемый Николай Платонович, учитывая изложенное, обращаюсь к Вам с просьбой пересмотреть Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14.01.2006 № 154 "О пределах пограничной зоны на территории Приморского края" и внести в него изменение, в части свободного передвижения на территории Приморского края".

Напомним, что согласно приказу руководителя ФСБ России Николая Патрушева от 14 апреля 2006 г. N 154 "О пределах пограничной зоны на территории Приморского края", чтобы получить доступ в большинство районов Приморья граждане РФ, в том числе и приморские жители, а также иностранцы, должны получить специальных пропуск. Сейчас процедура выдачи спецпропусков проходит регистрацию в Минюсте России, поэтому пока пограничники не требуют оформлять пропуска, а только удостоверение личности. В пограничную зону попали и основные места отдыха приморцев и дальневосточников, специально приезжающих в край на отдых.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.