Перспективы реализации пилотных проектов в сфере образования обсудили на прошедшем 11 августа традиционном августовском совещании педагогов Башкирии в селе Красная горка, в котором принял участие первый вице-премьер российского правительства Дмитрий Медведев, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Сами по себе национальные проекты как нагнетание дополнительных средств ни к чему в конченом счете не приведут, - сказал Медведев. - Мы сумеем закрыть бреши, которые образовались за последние 10-15 лет, но не более того. Поэтому мы должны думать о том, какой облик будет у образования в ближайшее десятилетие. А для этого нужно обкатать новые подходы в ходе соответствующих пилотных проектов. По сути, это этапы перехода к новой школе, к новой системе образования. Прежде всего, мы должны обеспечить его качество и доступность. Мы должны эффективно использовать имеющиеся ресурсы: и общефедеральные, и республиканские, и муниципальные, и те, которые поступят при реализации пилотного проекта".

Пилотные проекты подразумевают федеральную поддержку регионов, которые готовы в течение ближайших двух лет реализовывать комплексные программы модернизации образования, уточнил Медведев. На эти цели в 2007 году предполагается выделение 3,5 млрд. рублей.

"Смысл пилотных проектов заключается не в том, чтобы поэкспериментировать и бросить, а в том, чтобы обкатать новые стандарты работы нашего образования, - сказал Медведев. - В ходе реализации пилотных проектов нужно обратить внимание на переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных учреждений, изменение системы оплаты труда учителей, развитие региональных систем оценки качества образования и широкое участие общественности в управлении образовательным процессом. Для тех регионов, которые примут участие в этих проектах, деньги на образование будут выделяться не в рамках стандартной сметы, а в соответствии с количеством учеников. Соответственно зарплата учителям будет определяться не только почасовой нагрузкой, но и качеством преподавания. Это должна быть новая стимулирующая эффективному труду система оплаты труда. Предположительно, зарплата учителей, которые будут работать на такой экспериментальной базе, должна вырасти примерно на четверть. Кроме того, на конкурсной основе мы предполагаем создать государственную поддержку сети профессионального образования: начального и среднего. Там ситуация существенно хуже, чем в школе. В последние годы эта система деградировала и ее нужно вытаскивать из тех проблем, в которые она попала за длительный период".

Сейчас идет процесс отработки методик оценки готовности участия регионов в "пилотах", отметил Медведев. На что президент Башкирии Муртаза Рахимов сказал: "Думаю, Башкирия могла бы стать площадкой для отработки нового финансового механизма пилотных проектов".