Обзор СМИ Иркутской области за 4-11 августа

Увеличение темпов строительства в Иркутске и решение проблем, препятствующих этому, на этой неделе вновь стали одной из главных тем СМИ Иркутска. О новых предложениях по распоряжению земельными участками, права на которые не разграничены, рассказывается в материале "Обладминистрации предложили контроль", опубликованной в газете "Коммерсант. Восток России" от 10 августа. 9 августа получил продолжение земельный конфликт в Иркутской области. Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания области Максим Сурнин внес на рассмотрение областного парламента проект закона "О регулировании отдельных земельных отношений". Интересно, что аналогичный законопроект на рассмотрение депутатов в июне выносил иркутский губернатор Александр Тишанин. В его документе было всего две статьи: первая предусматривала передачу не разграниченных городских земель в собственность обладминистрации, а вторая - опубликование постановления о передаче земли. Однако резко против принятия этого документа выступил мэр Иркутска, секретарь регионального отделения "Единой России" Владимир Якубовский, которого поддержали парламентарии и отклонили предложение регионального лидера. Согласно же разработанному Максимом Сурниным законопроекту, регулирующими органами в сфере земельных отношений в Приангарье являются: Законодательное собрание, обладминистрация, специально уполномоченный орган исполнительной власти Иркутской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый губернатором, а также органы местного самоуправления. "Губернатор сам должен выбрать или создать структуру (орган исполнительной власти, регулирующий земельные отношения), которая будет отвечать за решение земельных вопросов", - подчеркнул Сурнин. При этом к полномочиям обладминистрации отнесено право принимать решения "о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, площадью свыше 0,02 га, находящихся в госсобственности до разграничения госсобственности на землю и расположенных в Иркутске". Также обладминистрация утверждает порядок определения размера арендной платы. Аналогичное право дано уполномоченному органу с оговоркой, что подобные решения он может принимать только "по поручению администрации Иркутской области". В то же время при определении функций органов местного самоуправления в сфере земельных отношений автор законопроекта уточняет, что местные власти "осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения госсобственности на землю за исключением земельных участков, расположенных в Иркутске". Сурнин заметил, что земельные отношения станут публичными, что позволит решить многие проблемы строительной отрасли Иркутска, в том числе смогут "пошатнуть конгломерат застройщиков", удерживающих высокие цены на жилье в городе. Отвечая на вопрос издания, как на законопроект может отреагировать Якубовский, Максим Сурнин (член "Единой России" Заксобрания) рассказал, что 4 августа на заседании президиума политсовета "единороссов" Владимир Якубовский заявил о том, что достиг с губернатором взаимопонимания по земельному вопросу. Сурнин полагает, что внесенный им законопроект не нарушает внутрипартийную дисциплину иркутского регионального отделения. Он считает, что в финансовом смысле Иркутск ничего не теряет, так как все "земельные" поступления останутся в городском бюджете. "Речь идет только о контроле", - заметил Сурнин. Его законопроект будет рассмотрен на сентябрьской сессии Заксобрания.

Продолжает тему дороговизны и нехватки жилья в областном центре издание "Аргументы недели" в статье "Дефицит жилья продлится еще долго", опубликованной 10 августа. Точечная застройка - так называют возведение одного-двух новых домов внутри старых микрорайонов. Такая система жителям не нравится. Свидетельством тому стал пикет, который состоялся в иркутском сквере Кирова. Не нравится точечная застройка и тем, кто создает такие дома. Строители жалуются: объем работы маленький, а сил требуется много. Нервов тоже - для переговоров с жильцами. Те жалуются, что их дворы становятся теснее. Но получить от городских властей большой участок земли под застройку почти невозможно. И это не единственная проблема. "Здесь проблемы две. Это очень сложный процесс получения участков земли. И вторая проблема - это сети. Мощностей, имеющихся на сегодняшний день, в Иркутске не хватает. И говорить о том, что иркутские застройщики не справляются - это неправильно. Потому что самостоятельно застройщикам решить именно эти проблемы нереально", - говорит Оксана Коновалова, руководитель строительной фирмы. Трудно не только создать и обновить системы водоотведения и канализации. В Иркутске перестало хватать электроэнергии для жителей. Распределительные станции не справляются. Они устарели. Тем временем власти активно взялись за переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. На это город и область дали из своих бюджетов 350 млн. рублей. Предполагается, что будущие инвесторы должны вложить не меньше. Однако, пока это им невыгодно. Например, сейчас расселение жителей идет на улице Ямская. "Полквартала мы расселяем уже полтора года. И затратили на это уже 60 млн. рублей. К сожалению глубокому, при поддержке на словах городских и областных властей реально никто ничего не делает", - сказал Александр Битаров, руководитель другой строительной фирмы. Он рассказал, что, например, владелец избушки, расположенной в историческом центре Иркутска, запросил за свой домик 10 млн. рублей. При этом его домовладение не являлось памятником архитектуры и подлежало сносу. Лишь после того, как застройщики доказали ему, что при необходимости готовы убрать из проекта одну из блоксекций и обойти его избушку стороной, продавец согласился на цену в 2,8 млн. рублей. У застройщиков нет рычагов влияния при сносе старых домов. Они есть у администрации города. Но мэрия их пока не использует. Строители призывают городские и областные власти договориться между собой и выработать единую стратегию возведения жилья. Говорят, пусть регион возьмет на себя законодательное урегулирование процесса, а город ищет участки, на которых можно работать.

Об острой нехватке импортных автомобилей на рынке Иркутска рассказывает "Областная газета" в материале от 9 августа под заголовком "Мерседесы" нынче в дефиците". Иркутский авторынок переживает бум. В официальных представительствах известных компаний выстраиваются очереди длиной в два-три месяца. Автодилеры уверены, что резко возросший спрос на новые иностранные автомобили связан с бурным развитием банковских программ по автокредитованию. Финансисты, в свою очередь, заявляют, что этот вид кредитов будет развиваться и дальше. Эксперты предрекают рост цен на новые модификации. Очередь длиною в два месяца образовалась на машины Renault. В иркутском представительстве Renault считают, что это обусловлено высоким спросом на новые машины в ценовой категории до 20 тыс. долларов и развитием программ по автокредитованию. Сегодня в кредит продается до 40% автомобилей Renault. В представительстве также сообщили, что на этот год не прогнозировались такие продажи, в реальности объемы намного превысили ожидаемые. Такого спроса на новые автомобили в этом году никто не ждал. По мнению автодилеров, ситуация может стабилизироваться к концу года, для этого необходимо увеличивать размер квот. Последствия ошибок прогнозирования переживает сейчас и Toyota-Центр. "Ежегодно определяется количество машин для продажи в России, - отмечает коммерческий директор иркутского центра Леонид Качаев. - И уже исходя из этого объема закладываются мощности и ресурсы заводов-производителей. На этот год объем был утвержден в 60 тыс. машин, как и на прошлый. Такого ажиотажа на рынке никто не ожидал. Теперь же, когда стало ясно, что объем не соответствует потребности покупателей, трудно увеличить производство". Сейчас в представительстве японских автомобилей длинные очереди (на три месяца) на обновленные модели Land Cruiser и Camry, которые являются самыми дорогими среди Toyota. Как рассказал Леонид Качаев, также отмечается повышенный спрос и на другие модели. Он отметил, что если в прошлом году иркутское представительство реализовывало только 20% машин в кредит, то теперь этот показатель увеличился до 80%. Причиной он назвал снижение банковских ставок по кредитам. Потребительский бум переживают и в официальном представительстве Mercedes. На новую модель Mercedes ML, стоимость которой, в зависимости от комплектации, доходит до 120 тыс. евро, выстроилась очередь в четыре месяца. Очередность существует и на другие модели немецкой марки. В кредит сейчас реализуется около 40% машин, по сравнению с прошлым годом дилеры отмечают увеличение примерно на треть. В то же время опрошенные эксперты отметили, что ажиотаж на рынке новых иномарок в принципе характерен для летнего периода. С января по март продаж достаточно мало, потому что реализуются модели предыдущего года, а покупатели ждут новых, которые появляются только в марте. Поэтому, начиная с этого месяца, на рынке начинается рост, который достигает своего пика в июне-июле. Стабилизируется ситуация только к октябрю-ноябрю, затем следует спад. Но того, что в этом году ощущается особый спрос на новые автомобили, не отрицает никто. По итогам первого полугодия объемы продаж подержанных иномарок в России возросли на 26%, новых - на 60%.Определить истинные объемы автокредитования достаточно сложно. Часть клиентов предпочитает брать кредит на потребительские нужды и направлять его на приобретение транспортного средства, игнорируя при этом специально разработанные банковские программы. Обычный потребительский кредит обойдется дороже, однако по нему не нужно отчитываться перед кредитно-финансовым учреждением. Автокредит же имеет строго целевой характер. Конкуренция на рынке Иркутска в этом сегменте достаточно высокая. Сегодня практически все крупные банки развивают свои программы по автокредитованию. И уже в этом году многие пошли на снижение ставок. Альфа-Банк вышел на иркутский рынок автокредитования в марте 2006 года. К настоящему времени учреждение снизило ставки примерно на 2%. Также на 2% упали в этом году и ставки по автокредитованию во Внешторгбанке - 24. Банк Союз реализует свои программы по предоставлению кредита на покупку автомобиля в течение трех лет. С мая учреждение снизило ставки на 2-3%. В разрезе предоставленных кредитных продуктов Байкальского банка Сбербанка РФ по соотношению выданных сумм и количества автокредит находится на втором месте после потребительских, третье занимает ипотека. По предположениям специалистов банка, сегодня не менее 30% потребительских кредитов идет на приобретение автомобилей.

Несанкционированные стоянки такси и постоянные дорожные пробки областного центра стали темой репортажа издания "Канал 007" от 11 августа под заголовком "Власти гонят таксистов с остановок уговорами и штрафами". 9 августа сотрудники ГИБДД Иркутска и специалисты отдела транспорта и связи администрации города провели рейд по остановкам общественного транспорта с целью выявления несанкционированных стоянок такси. Правилами дорожного движения на остановках общественного транспорта парковка легковых автомобилей запрещена и допустима лишь в 15 метрах до и после нее. Однако помехи движению автотранспорта и пассажиров создаются постоянно. На остановке у гостиницы "Ангара" были замечены сразу несколько правонарушителей. За неимением времени на составление протокола штраф с них брать не стали - сделали строгий выговор и заставили позировать перед камерами телевизионщиков. "Что я могу сделать? - возмутился водитель такси. - Это общая проблема: стоянок как таковых в городе нет, парковочные карманы слишком маленькие". На заявление начальника городского отдела транспорта и связи Александра Фирсова о 35 площадках, отведенных для стоянок легковых такси, таксист лишь изумленно повел бровью и с любопытством стал разглядывать листок с перечнем стоянок. Сложившуюся ситуацию прокомментировал директор фирмы "Автопилот", президент Ассоциации таксистов Илья Фурман: "В нашей ассоциации порядка 40 крупных служб такси. Все водители ознакомлены с правилами и местами парковки. У крупных фирм много заказов, они постоянно работают, им просто некогда стоять. Подолгу простаивают либо те, кто работает сам на себя, либо фирмы, в которых с водителей требуют определенную выручку, а о способах добычи они вынуждены позаботиться сами. Думаю, при ежедневной выплате штрафа пусть даже в 300 рублей, водитель точно в следующий раз не поставит машину там, где не следует. Другое дело, что многие сегодняшние стоянки для такси абсолютно бесперспективны, непонятно, чем руководствовались власти, определяя места для них".