Органами прокуратуры республики проведены проверки исполнения законодательства о несостоятельности (банкротстве) на предприятиях республики, подвергшихся процедуре банкротства в 2001 -2002 годах. За 9 месяцев текущего года в республике введена процедура банкротства в отношении 817 предприятий, из них 756 процедур по отсутствующим должникам. Наибольшее количество процедур банкротства составляют процедуры банкротства отсутствующих должников, число которых составляет 756 или 92% от всех процедур банкротства.

Увеличение количества предприятий республики, подвергшихся процедуре банкротства, вызывает резонанс в общественном мнении. Так в российской и местной прессе опубликованы статьи о фактах "заказных" банкротств предприятий республики (например в газете "Сам себе адвокат" заметка "Марий Эл уходит с молотка", в газете "Волга-Урал" публикация "Одним - банкротство, другим - "банкнотство" и другие ). В указанных публикациях высказывается мнение о "заказном" характере банкротств ОАО "Механический завод", "Велосипедный завод", СП "Маритал", о злоупотреблениях при скупке акций завода "Контакт", о незаконной реорганизации совхоза "Звениговский".

Прокуратурой республики, г.Йошкар-Олы, Управлением федеральной службы налоговой полиции РФ по РМЭ, территориальным органом Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ по РМЭ проверена законность проведения процедур банкротства в отношении данных предприятий, а также законность скупки акций акционерного общества "Контакт". Установлено, что поводами к публикациям явились обращения коллектива работников предприятий банкротов в связи с массовыми увольнениями работников и систематической невыплатой им заработной платы. Причиной невыплаты заработной платы работникам машиностроительного и механического заводов явилось сложное экономическое положение предприятий вследствие отсутствия заказов от Министерства обороны России, прекращения выпуска конверсионной продукции, отсутствия оборотных средств. Образовавшаяся из-за ухудшения экономического положения предприятий задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и явилась основанием для введения процедур банкротства на данных предприятиях. Нарушений законодательства не выявлено.

Прокурорами г. Йошкар-Олы, Звениговского района выявлены факты отказа местными администрациями в принятии в муниципальную собственность объектов жилого фонда и социально-культурного назначения предприятий банкротов (ОАО КПД, ГП "Марийский лесопромышленник" (г. Йошкар-Ола); ОАО "Техоснастка" (Звениговский район ); нарушения арбитражными управляющими некоторых предприятий-банкротов порядка удовлетворения требований кредиторов, продажи имущества предприятия-должника (Звениговское райпо, ОАО " Мета", "Волжский литейно-механический завод", " УМ-2, СП "Совиталпродмаш").

Например, конкурсным управляющим ОАО " Мета" в нарушение требований федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" осуществлялось удовлетворение требований кредиторов 2,3,4 очереди, минуя требования кредиторов 1 очереди. Имущество предприятия -должника было выставлено на продажу через торги без проведения оценки его стоимости. По результатам прокурорских проверок исполнения законодательства о несостоятельности (банкротстве) устранены нарушения по 8 представлениям, направлено в арбитражный суд 8 заявлений.

Анализ проведения процедур банкротства показывает, что в большинстве случаев, продажа имущества предприятия- должника для удовлетворения требований кредиторов осуществляется на основании решения собрания кредиторов по цене, определенной непосредственно ими, что позволяло ранее действующее законодательство о несостоятельности. Как правило, полученные от реализации имущества должника, денежные средства не удовлетворяют в полном объеме требований всех кредиторов, что вызывает жалобы кредиторов, чьи требования остались неудовлетворенными. Это связано с тем, что имущество должника реализуется по цене, ниже рыночной стоимости имущества должника. Кроме того, введение процедуры банкротства в отношении предприятий- должников, в большинстве случаев, не приводит к улучшению финансово-экономического состояния должника. Оздоровления предприятия- должника не происходит. Причинами, влияющими на данное обстоятельство, являются, качество управления арбитражных управляющих, отсутствие заинтересованности кредиторов в оздоровлении бизнеса должника, длительный процесс проведения процедуры банкротства, несовершенство действующего законодательства о несостоятельности.

Вновь принятый ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" существенно изменяет порядок проведения процедур банкротства юридических лиц, предусматривая обязательность выполнения следующих условий: проведение оценки имущества должника независимым оценщиком, продажу имущества должника на открытых торгах, сохранение рабочих мест при банкротстве градообразующих предприятий. Устанавливается субсидиарная ответственность учредителей должника, собственника имущества должника-унитарного предприятия, в том числе его руководителя, по обязательствам должника при доведении юридического лица до состояния банкротства. Значительно повышены требования к кандидатам в арбитражные управляющие. Сокращен срок проведения процедуры банкротства. Более совершенный порядок проведения процедуры банкротства юридических лиц, установленный вновь принятым федеральным законом, позволит проводить банкротство юридических лиц с соблюдением интересов кредиторов, в первую очередь государства, как основного кредитора, а также обеспечит защиту трудовых прав работников предприятия- банкрота.

Вопрос о состоянии законности при проведении процедур банкротства в отношении предприятий республики рассмотрен на координационном совещании с участием руководителей МВД республики, УФСБ РФ по РМЭ, органов налоговой инспекции и полиции, территориального органа ФСФО РФ по РМЭ, намечены меры по устранению выявленных нарушений.