В июне 2006 года глава Орла Александр Касьянов своим постановлением создал Общественный совет при мэре города. Схема этого Совета для России совершенно нетрадиционна. В его составе 10 экспертных групп, деятельность которых организует координационная группа во главе с двумя сопредседателями - по одному от мэрии и от общественности. При этом Совет не имеет ограниченного списка участников. Первые итоги работы Общественного совета в интервью ИА REGNUM комментируют его сопредседатели - заместитель мэра города Орла Василий Иконников и директор орловской правозащитной организации Институт общественных проблем "Единая Европа" Дмитрий Краюхин.

ИА REGNUM: Указ Владимира Путина о формировании общественных советов при министерствах и ведомствах, изданный 8 августа, стал значительным шагом к установлению общественного контроля на федеральном уровне исполнительной власти. Насколько актуальна проблема общественного контроля для органов местного самоуправления?

Василий Иконников: Термин "местное самоуправление" в идеале подразумевает активное участие общественности в решении вопросов местного значения. На практике, к сожалению, пока так не получается. Если принципиальные решения еще принимаются с учетом "обратной связи" с населением - в том случае, конечно, когда представительный орган способен такую связь организовать - то решения местных администраций, бывает, напрямую противоречат интересам большинства населения. Например, очередникам на жилье в Орле в 2005 году не досталось ни одной муниципальной квартиры - с тем, куда они были распределены, мы сейчас разбираемся.

В марте этого года, когда мэром Орла и главой муниципального образования был избран Александр Касьянов - менеджер высокого уровня - мы попытались изменить ситуацию и наладить взаимодействие с общественностью. Во-первых, статус народного избранника обязывает. Во-вторых, взаимодействие с общественностью - мощный потенциал для решения многих городских проблем. Совершенно очевидно, что этот потенциал социальной активности необходимо и возможно направить в конструктивное русло.

Создавая общественный совет, мы исходили из того, что многие общественные организации - правозащитные, экологические, организации, работающие в сфере социальной защиты - обладают огромным экспертным потенциалом, который неумно не использовать.

ИА REGNUM: Создание общественного совета - не новация. Такие советы созданы при мэриях целого ряда областных, республиканских центров. Но далеко не везде они действительно работают. Почему вы все же пошли по этому пути?

Дмитрий Краюхин: По поводу "не новации" позволю себе не согласиться. Как обычно создаются подобные структуры? По требованию первого руководителя (мэра, губернатора и т.д.) чиновники составляют список из наиболее близких "к телу" и контролируемых общественных (а чаще - псевдообщественных) организаций. Эти "представители общественности" периодически собираются в зале, им даются какие-то бумажки, которые предлагается одобрить. Зачастую из двух десятков членов совета, комиссии и т.д. большинство просто-напросто были "не в теме": скажем, по вопросам экологической безопасности были не компетентны представители женских организаций, а обеспечение прав мигрантов не входило в "сферу интересов" творческих союзов. Тем не менее, решение принимается, а власть благополучно может ссылаться на "одобрямс" народа.

Пожалуй, самым главным (я бы даже сказал - принципиально новым для Орловщины и многих других регионов России) стало то, что при создании общественного совета при мэре Орла сам мэр этот совет не создает. Мы пошли по другому пути: мэр определяет важнейшие для города направления: утверждает список 10-ти экспертных групп по различным направлениям деятельности: "молодежная политика", "патриотическое воспитание", "образование и просвещение" и т. д. Он же утверждает координационную группу Совета - а непосредственно Совет формируют сами представители гражданского общества. При этом положением о Совете заложена возможность создания по инициативе самих общественников рабочих групп, которые будут разрабатывать "непрописанные" вначале темы. С одним условием - рабочую группу по новому направлению могут создать представители не менее трех общественных организаций. Затем она может перерасти в экспертную. Эта структура, на наш взгляд, наиболее открыта и работоспособна.

ИА REGNUM: Но координационную группу, которая руководит Советом, создает мэр?

Дмитрий Краюхин: Во-первых, он ее не создает, а фактически утверждает. До создания совета была проведена встреча руководителей общественных организаций с мэром города Орла. Среди организаций была распространена анкета, в которой, в частности, предлагалось назвать три самых известных организации города и три фамилии их лидеров, т.е. фактически было проведено мягкое рейтинговое голосование. Вот по результатам анкетирования и была сформирована координационная группа.

А во-вторых, координационная группа не руководит, а всего лишь координирует. Это не игра слов: ни координационная группа, ни сопредседатели совета не обладают никакими полномочиями, позволяющими запретить обсуждать какую-либо тему либо навязать то или иное мнение. При этом срок полномочий "координаторов" всего лишь 1 год, после чего будет проведен опрос общественных организаций, входящих в Совет, и по его результатам сформирована новая координационная группа.

Сам Общественный совет остается открытым для вступления в него новых организаций и граждан. Это, на наш взгляд, позволит сделать такой орган "работающим" при том противоречии между представителями гражданского общества и власти, которое существует во всем мире.

ИА REGNUM: Между тем, Совет начал работу со скандала: о своем выходе из него объявила лидер орловской оппозиции и местного отделения партии "Родина" Марина Ивашина... Василий Иконников: Марине Евгеньевне было предложено возглавить экспертную группу "Рыночные отношения и малое предпринимательство". Считаю, что она очень эффективно могла бы работать в этом направлении и сделать для города многое и, честно говоря, нам жаль, что Марина Евгеньевна не захотела работать в составе Совета. Хотя этот отказ - явление совершенно нормальное, ведь участие в Совете - дело сугубо добровольное.

Если говорить в целом, гражданское общество крайне неоднородно. Далеко не всегда даже общественные организации, работающие в одном направлении, готовы сотрудничать друг с другом. Создавая Совет с такой гибкой и открытой структурой, мы, конечно, понимаем, что он значительно трансформируется уже к концу года - какие-то группы просто распадутся, появятся новые. В июле прошли заседания всех 10-ти экспертных групп Совета, и одна из этих групп, для нас очень важная - "Социальная защита и охрана здоровья" оказалась, к сожалению, нежизнеспособна. Сегодня члены этой группы работают в рамках экспертной группы "Правовая защита". Зато одной из самых активных оказалась группа "Молодежная политика" - они, например, хотят видеть город чистым и с этой целью готовят ряд молодежных акций. В рамках этой группы возникло небольшое интернет-сообщество, которое готово участвовать в разработке дизайна сайта городской администрации.

Кстати, поначалу сама идея создания Совета, работа по его формированию вызвала значительный всплеск активности. В мэрию обращались и представители общественных организаций, и просто горожане. Причем, уже из этих обращений было очевидно, что далеко не все готовы заниматься реальной работой по решению именно проблем жизнедеятельности города. Кто-то думал, что Совет будет каким-то образом распределять бюджетные средства, кто-то, например, предлагал организовать митинг. Ни тем, ни другим Совет не занимается.

ИА REGNUM: А чем будет заниматься Совет? Есть ли уже конкретные социальные проекты? Василий Иконников: Уже можно говорить о ряде конкретных проектов, которые были предложены на заседаниях экспертных групп. Например, в рамках группы "Образование и просвещение" разрабатывается программа "Образование взрослых". Экспертная группа "Развитие культуры" обсуждала проблемы исторического центра города - тургеневского "Дворянского гнезда" и "домика Лизы Калитиной", они решают вопрос о создании попечительского совета этого красивейшего уголка Орла. Кстати, совместно с Советом общественная организация "Гражданский ресурс" провела круглый стол по проблеме сохранения и обустройства "Дворянского гнезда", об этом писало ИА REGNUM.

Дмитрий Краюхин: А "правозащитная" группа решила организовать координацию деятельности различных правовых приемных для слабозащищенных категорий граждан. У многих из них есть своя специализация - и надо использовать лучших специалистов. К примеру, наиболее компетентные консультации для мигрантов и вынужденных переселенцев могут дать в правовой приемной, созданной городским советом "Красного креста" и правозащитного центра "Мемориал". Многие годы дает высокопрофессиональные консультации областное общество потребителей. А вот их коллеги из правового центра "Защита потребителей" представляют в судах граждан по узкой, но очень емкой теме: ЖКХ и нарушения прав застройщиков.

Василий Иконников: Одна из самых важных проблем - формирование и повышение активности общественного самоуправления, особенно в свете кардинальной реформы ЖКХ. В этом направлении будет работать экспертная группа "Развитие гражданского общества". Основные задачи, которые может решать муниципалитет с помощью общественности, актуальны не только в Орле, но во многих российских городах. Это благоустройство домов и придомовых территорий, поддержание чистоты, улучшение городской среды, организация досуга молодежи, поддержка детей-сирот и детей-инвалидов, пропаганда патриотизма и бережного от ношения к истории своего города.

Считаю, что Общественный совет должен стать подспорьем в работе местной администрации. А в перспективе - тем объединяющим звеном, которое будет способствовать и привлечению денежных ресурсов местных бизнес-элит для решения резонансных городских проблем. Обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом только власти, тем более одного из ее уровней.