Верховный муфтий России Талгат Татжуддин назвал приближающееся празднование 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России символом толерантности мусульман Поволжья. Об этом он заявил на прошедшем сегодня, 11 августа, в резиденции Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России и стран СНГ заседании Общественного Совета по вопросам конфессиональной политики, сохранения исторического и духовного наследия при полпреде президента России в Приволжском федеральном округе (ПФО), передает корреспондент ИА REGNUM.

"Наши предки нашли стержень взаимодействия народов и традиционных конфессий, который мы должны сохранить на века, - сказал Татжуддин. - Поэтому для нас толерантность - это не пустой звук. Корни мусульманства, православия и иудаизма одни. Мы верим в общего творца и посланники Всевышнего учили нас идти по одному и тому же пути. В то же время если верующий человек считает себя приближенным к Богу и игнорирует при этом окружающий мир, то он глубоко заблуждается. Мы признаем толерантность, но не совсем удовлетворены ею, так как это просто терпимость друг к другу. Веками наши предки не только проявляли терпимость, но и сотрудничали во благо процветания Отчизны. Мы помним, как в сибирских лагерях на лесоповалах за одной пилой с одной стороны стоял православный священник, с другой имам".

Татжуддин также отметил, что без духовного возрождения невозможно добиться процветания общества. "Даже развитая экономика не может концентрировать общество, необходим духовный стержень, - заявил муфтий. - Мы не претендуем на выполнение функций государства, духовное управление всегда будет против создания политических партий на конфессиональной основе и не присоединяется к таким движениям. Абсурдны для нас идеи и создания халифатов. В России ислам существует более 11 веков, и у нас нет никакой нужды искать истинность знаний в зарубежных духовных центрах. Основная часть подготовки духовных кадров должна проходить в нашей стране. Понятия и основы нашей веры в России не потеряны. Но если не будет в обществе мира и согласия, даже усиленное строительство храмов не поможет преодолеть духовный голод. Сегодня новые мечети становятся то ли памятником архитектуры, то ли памятником человеку, ее построившему. Происходит подмена понятий: до разума доходят религиозные идеи, а до сердца еще далеко. Поэтому основная наша задача на сегодня - подготовка духовных лидеров. Эту задачу невозможно решить без взаимодействия религиозных организаций с государственными, и на это уйдет не год и не два. Президент России Владимир Путин обещал, что со стороны государства будет серьезная поддержка религиозным организациям, которые испытывают сегодня серьезные трудности в существовании: не могут заплатить за свет, за воду. Идет борьба за выживание. Одних благих пожеланий оказывается мало, нужны и средства. Иначе сейчас все острее начинает подниматься вопрос о вытеснении российских исламских лидеров людьми, обученными за рубежом в ваххабитских центрах. Они готовы занять духовные посты, но мы знаем, кто и зачем их готовит".

Отметим, что в Башкирии функционирует около 700 мечетей, из них 15 введено в 2006 году. В начале 1990-х годов в республике функционировало не более двух десятков мечетей. За годы Советской власти в России разрушено более 14 тысяч мечетей.