"Полет по нижнему коридору" - так называется материал, опубликованный в "Российской газете-Черноземье" от 1 августа. Речь в публикации идет о реализации программы "Развитие малой авиации на территории Воронежской области", в том числе - создании в Воронеже авиационного технопарка. Как ранее сообщало ИА REGNUM, эта программа, рассчитанная на 2007-2011 годы с бюджетом более 6 млрд. руб., недавно была утверждена на заседании регионального координационного совета, а уже осенью она будет представлена на рассмотрение в областную Думу.

Как отмечает "РГ", в нашей стране малая авиация просто необходима. Тем не менее, нижний коридор воздушного пространства, предназначенный как раз для полетов малой авиации, в России практически не используется, тогда как в развитых странах более 80 процентов воздушного флота сосредоточено как раз в нижнем коридоре. "Малая авиация используется, когда необходимо доставить людей или малые грузы в труднодоступные районы, - пишет "Российская газета". - Легкие самолеты незаменимы при наблюдении, патрулировании, при оказании срочной медицинской помощи, для деловых поездок, обучения.

В 70-годы прошлого века парк сводных авиаотрядов в Воронежской области насчитывал около ста самолетов - их силами патрулировали леса, проводили химобработку сельхозугодий, занимались аэрофотосъемкой...

Кстати, многие помнят, что еще лет двадцать назад всего за пять рублей можно было без проблем слетать из Воронежа в тот же Тамбов. Сейчас в регионе наберется от силы 20 реально работающих самолетов. Около 40 взлетно-посадочных площадок для легких летательных аппаратов, расположенных на территории области, практически не используются и находятся в запущенном состоянии. При всем при том, по мнению специалистов, выгодное географическое положение Воронежской области (транзитный узел, связывающий север страны с югом), позволяет говорить о возможности куда более широкого и эффективного использования в регионе малой авиации".

Как пишет издание, по мнению специалистов, анализировавших по заказу обладминистрации научно-технический потенциал региона, пришли к выводу, что в области можно реализовать несколько проектов: разработка и в дальнейшем производство пяти моделей машин для сельхозавиации, около десяти моделей бизнес-прогулочных самолетов, аэросаней-амфибия, межрегиональных шести-девятиместных самолетов, автожиров (машины, совмещающие функции самолета и вертолета) и прочее.

Предполагается, что разработанная программа будет реализовываться в два этапа. За 2007-2008 годы планируется сформировать инфрастуктуру для производства малой авиации. Речь в первую очередь идет о создании специализированного технопарка и бизнес-инкубатора (своего рода площадка для испытания и внедрения инновационных авиатехнологий). Воронежская область прошла первый этап конкурса Минэкономразвития на закупку оборудования для авиатехнопарка. В планах - разработка воздушных внутриобластных и межрегиональных маршрутов, имеющих особое социально-экономическое значение.

На втором этапе, рассчитанном на 2009 - 2011 годы, планируется наладить выпуск экспериментальных образцов, а затем и серийное производство самолетов, а также их реализацию, в том числе за счет использования лизинговых схем. Кроме того, запланирована реконструкция и строительство сети аэродромов и сервисной инфраструктуры. Особое внимание разработчики программы уделили развитию сельхозавиации: планируется создание двух химических эскадрилий для организации аграрных авиаработ в Центральной части и на юге России.

Как отмечает издание, региональный авиапроект предполагает серьезную господдержку: за счет участия в федеральной целевой программе "Возрождение и развитие малой авиации России" (осенью этого года программа будет рассматриваться на заседании правительства), а также за счет средств областного бюджета. В последнем случае речь, в частности, идет о субсидировании части процентной ставки по кредитам, взятым предприятиями на реализацию инновационных проектов. Предполагается, что бюджетная поддержка будет необходима только на первом этапе реализации проекта, а затем по мере наращивания оборотов в региональную авиаотрасль подтянется частный капитал. По расчетам, экономический эффект от реализации программы выразится в ежегодном двадцатипроцентном приросте инвестиций на предприятиях, реализующих проекты малой авиации. Кроме того, их совокупная прибыль должна вырасти до 900 миллионов рублей, в виде налогов в бюджеты всех уровней поступит порядка полутора миллиардов рублей, будет создано 200 рабочих мест.

Однако, отмечает издание, далеко не все специалисты разделяют оптимизм областных властей. Так, Борис Чобур, который более 40 лет работает в малой авиации отметил в беседе с "РГ", что предлагаемый проект мало соотносится с нынешними воронежскими и российскими реалиями: "Мне кажется, что возрождение малой авиации решили начать не с того конца. А именно: во главу угла ставят производство новых машин. Но, во-первых, в России уже делают легкие самолеты (не говоря уже о том, что имеется много импортных аналогов). Во-вторых, если говорить конкретно о воронежском регионе, то здесь как раз нет больших проблем с техникой: десятки машин (речь идет о самой распространенной в России модели легкого самолета АН-2, уже снятого с производства - прим. "РГ") простаивают на аэродромах, потому что их просто-напросто негде задействовать. Взять ту же химобработку сельскохозяйственных и лесных угодий: у крестьян и лесников большая потребность в этой услуге, но они не могут себе ее позволить - у них нет денег. Вот и получается, что сейчас на всю область имеется три небольших авиапредприятия, занимающихся сельхозработами, у которых общий парк - 10 самолетов, да и те загружены через раз. Возникает вопрос: если действительно будет налажено серийное производство машин, которые в отличие от нынешних АН-2 будут стоить не несколько тысяч долларов, а сто или даже двести, то непонятно, где и как они будут задействованы? Дорогостоящие машины при нынешнем "изобилии" заказов будет невозможно окупить".

"Почему в развитых странах так развита малая авиация? - продолжает развивать тему Чобур. - Потому что там достаточно уведомить специальный орган о предстоящем полете (какое время, по какому маршруту) и спокойно лететь. А у нас в отношении малой авиации до сих пор действует разрешительная система: чтобы мне повезти владельца самолета завтра, я должен сегодня до 14.30 - и ни минутой позже - сделать заявку, а мне могут не разрешить полет, даже не объясняя причин. О какой оперативности и о какой мобильности в этом случае может идти речь? Наш бизнесмен лучше лишние два часа на своем джипе по Центральному Черноземью проедет, чем будет заморачиваться всей этой предполетной "подготовкой". Я считаю - прежде, чем развивать производство легких самолетов, нужно, во-первых, урегулировать правовую сторону вопроса, касающуюся использования нижнего воздушного коридора. Во-вторых, необходимо создать условия, при которых услуги малой авиации имели были бы не только востребованы, но и имели свой рынок сбыта, что, в конечном счете, невозможно без существенного увеличения благосостояния воронежских предприятий и населения области".

Последний парк Северного микрорайона похоронен, тайно и навсегда, утверждает "Новая газета" в Воронеже" в материале "Здесь будет город-гипермаркет!". Как отмечает автор материала, в истории погребения "Парка Экзюпери" Северного микрорайона вскроется еще много новых противоречий и секретных материалов. "Одно из противоречий начало проявляться уже сейчас. И заложено оно внутри самой власти, которая одной рукой, то есть муниципальным архстройнадзором, предписывает ООО "Арго" приостановить строительство на месте парка до получения и приведения в порядок всей необходимой документации, а другой рукой, вернее, устами главы Коминтерновской управы Сергея Королева, сообщает членам общественного комитета "В защиту парка", что все документы у "Арго" на строительство есть, дело это для города важное и полезное, а члены самого паркозащитного комитета - самозванцы". Королев заявил общественникам, что официально комитет не зарегистрирован, а следовательно, никаких прав не имеет. Ранее представителей комитета принял мэр Борис Скрынников и главный архитектор города Анатолий Бородецкий, которые пообещали приостановить строительство и разобраться с проблемой (ИА REGNUM ранее об этом сообщало). "Но строительство продолжается, и вряд ли его назовешь произволом со стороны "Арго" - дочернего предприятия "Висанта", - пишет издание.

На нынешнем этапе, пишет "Новая", определенно хозяйствуют интересы "Висанта" и стоящие за ним интересы городских и областных чиновников. Совсем недавно судьба парка была решена - без излишнего афиширования: председателю комитета "В защиту парка" Николаю Гудовичу удалось узнать, что26 июня этого года вышло постановление городской администрации. Мэрия выделяет ООО "Арго" еще два земельных участка вокруг все той же парковой территории - 7,5 и 1,5 гектаров, а эти участки "Арго" уже успела сдать в аренду фирме "Донской водозабор". Судя по всему, подчеркивает газета, это как раз те самые площади, которые "Арго" в порядке обременения должна была благоустроить чем-то наподобие парка. Однако теперь выясняется, что никаких обременений перед мэрией фирма не имеет, и будет заниматься исключительно строительством гипермаркета. Что касается благоустройства, то "Донской водозабор" должен представить такой проект в течение 1,5 лет (!), а в течение двух лет заняться его реализацией. Само собой, отмечает издание, что за это время супермаркет будет возведен, городская власть сменится, а о парке никто, кроме жителей, уже не вспомнит. Ведь уже сейчас никто не помнит, что постановлением городской администрации от 2002 года эти 11 гектаров официально значились зеленой зоной. Комитет же жителей района сейчас готовит документы для официальной регистрации, а параллельно - документы в суд, ответчиков выступит городская администрация. Если жители выиграют, пишет "Новая", это будет "первая эксгумация парка, произведенная из-под стройплощадовских обломков".

В здании Воронежского театра юного зрителя идет капитальный ремонт. Как рассказал газете "Коммуна" директор театра заслуженный артист РФ Юрий Грецов, ремонт планируется закончить к концу сентября, и уже в ноябре сезон откроется для зрителей в красивом отремонтированном здании. Капитального ремонта до этого в театре не было более 40 лет. Планируется отремонтировать крышу, фойе, зрительный зал. В августе начинаются репетиции труппой театра двух новых спектаклей - "Матушка-крапива" и "Бумбараш".

В Воронеже настоящий свадебный бум, об этом пишет газета "Моё!" в статье свадебный переполох". Сейчас заявления принимаются только по средам и четвергам уже на начало и середину осени. Тем, кто запланировал свадьбу на определённое число, приходится две-три ночи нести вахту перед загсом. Как пишет издание, будущие молодожены вынуждены занимать очередь заблаговременно - с раннего утра вторника, так как заявления принимаются только 2 дня в неделю - в среду и в четверг. "Среда, 8 утра. В очереди примерно человек 40 - молодые дежурят на улице парами. Заспанные лица, мешки под глазами. В первых рядах стоят счастливчики, которые смогут назначить бракосочетание в запланированный день часов на 10 - 11. Тем, кто затерялся в хвосте очереди, остаётся только надеяться, что кто-нибудь из впереди стоящих вдруг передумает жениться... В противном случае марш Мендельсона им придётся слушать не раньше 17.00 - 18.00".

Как рассказала корреспонденту газеты консультант отдела координации и систематизации работы органов ЗАГС управления ЗАГС Воронежской области Наталья Дубовская, причина очередей в том, что не все ЗАГСы. "Если бы отделы ЗАГС работали в каждом районе, то проблем с регистрацией не было бы, - говорит Наталья Дубовская. - Шесть лет не работает Дворец бракосочетания, с июня этого года закрылся на капитальный ремонт Левобережный загс, думаю, минимум на полгода..."