WWF России: "Все боятся требовать от "Транснефти"

Москва, 2 августа 2006, 15:02 — REGNUM  "Последствия аварии на нефтепроводе в Брянской области полностью ликвидированы. Угрозы для окружающей среды нет, так как разлив нефти был незначителен. Загрязненный слой почвы срезан и вывезен для утилизации. Происшедшая авария не повлияет на экспорт нефти, так как компанией предприняты все необходимые меры по сохранению объемов перекачки сырья.", - говорится в официальном сообщении "Транснефти".

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, что по данным государственного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России по Брянской области, причиной аварии 29 июля стал износ старой трубы, возраст которой составлял около 40 лет, и она попросту проржавела. В результате аварии произошел разлив нефти на площади 340 квадратных метров, объем вытекшей нефти составил 48 кубометров.

По просьбе ИА REGNUM ситуацию прокомментировал директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.

ИА REGNUM Есть угроза того, что экспорт нефти будет полностью прекращен из-за того, что трубопровод полностью изношен?

Евгений Шварц: "Если ничего не предпринимать, то, наверное, экспорт может быть прекращен. Этого не произойдет, если будет диверсификация экспорта. Но, безусловно, мы должны понимать, что если нефтепроводу "Дружба" почти 40 лет, если действительно создавать новые инфраструктуры и диверсифицировать экспорт, привлекать новых потребителей из Китая, Кореи, Японии и США, то, наверное, не нужно полностью отказываться от экспорта в Европу. А это требует целенаправленной программы по замене и реконструкции труб.

В частности, компания ТНК-ВР после скандала с Greenpeace, после того, как она пошла на широкие переговоры и диалог, который продолжается до сих пор с неправительственными организациями, в конце концов выделила 900 млн. долларов на долгосрочную программу по замене труб. Но ТНК-ВР - частная компания, и понимает, что если она не будет этого делать, то будет скандал. А компания "Транснефть" является не только государственной, но и элементом международной политики, насколько они задумываются об этом? Проблема, к сожалению, состоит в том, что у нас не государство определяет политику, которую должна проводить государственная компания. К сожалению, часто получается как раз наоборот.

Есть шансы, что "Транснефть" будет улучшать свою политику, мы надеемся, что она от скандалов и давления перейдет к нормальному конструктивному диалогу. И один из приоритетов того, чтобы мы хотели видеть в экологической политике компании, это то, как компания считает и учитывает экологические риски, в том числе на старых нефтепроводах.

В первую очередь это должно требоваться и от государства. В США потребовалась огромная катастрофа для того, чтобы был принят закон о нефтяном загрязнении, который жестко регулирует морские перевозки, создал финансовую систему страхования и исключил недобросовестных перевозчиков из морских перевозок нефти. Но даже там осталась проблема с внутренними перевозками. А в России, с учетом того объема, и явно того, что будут возрастать размеры экспорта углеводородов, с учетом диверсификации и старения инфраструктуры, безусловно, мы должны ускоренными темпами создавать аналог американского закона о нефтяном загрязнении не только для морских перевозок, но и для того, что происходит внутри страны.

Мы рады, что Минтранс согласился с целесообразностью принятия такого закона года полтора назад. Но к сожалению, воз и ныне там. Минтранс справедливо считает, что инициатива этого закона должна исходить от Министерства природных ресурсов. И создается впечатление, что до последнего времени просто боялись говорить об этом в Думе.

Слава Богу, что после истории с изменением маршрута трубопровода ВСТО и мудрого решения президента Путина отодвинуть трубу от Байкала, тем более, что это доказало и экономические преимущества альтернативных решений, мы надеемся, тем более после интервью Митволя газете "Ведомости", что после нашей победы и Министерство природных ресурсов расправит плечи, и вспомнит, что оно ответственно не только и не столько за геологоразведку, но и за экологическую безопасность транспортировки.

Это именно то, о чем Всемирный фонд дикой природы и наши природоохранные коллеги с упорством, достойным лучшего применения, пытаются говорить с Правительством и его экономическим блоком. У нас инфраструктура экспорта нефти не адаптирована к его возрастанию и отсутствуют законодательно утвержденные экономические и финансовые механизмы страхования рисков и компенсации ущербов. Поскольку компания реально не планирует страхования рисков и компенсаций ущерба от случаев, который сейчас произошел в Брянске, а до этого год назад случился под Ржевом при перевозке по железной дороге нефти, отправленной компанией ТНК-BP, и платить никто не собирается. И нет официально установленных требований. Поэтому много лет мы добиваемся от Государственной думы и Правительства того, чтобы установить обязательное страхование рисков, и чтобы это были экономические механизмы, а не коррупционно-административные. Тогда бы и не было той войны, которая была связана с оптимизацией строительства трубопровода к Тихому океану поблизости от Байкала, потому что если бы по закону требовалось страхование рисков, то ни одна серьезная страховая компания не поверила бы в те аргументы, которые представляли сотрудники "Транснефти", когда они продавливали это. Страховщики просто представили бы свои реальные риски. И тогда бы этого маршрута бы просто изначально не было. Его бы никто не рассматривал.

Но проблема гораздо серьезней. Это то, о чем мы говорили. Речь идет не только про новый трубопровод, но и про старый. Нужно учитывать, что инфраструктуры имеют высокую степень износа, и должны закладываться в расходы компании на замену труб, ремонтные работы, мониторинг и т.д.

Все боятся требовать от "Транснефти" отчета о реальной ситуации. Они говорят о чуть ли не самом высоком в мире показателе безопасности, но когда этим заинтересовались независимые эксперты, оказалось, что это в принципе не так - реальные ущербы намного выше. Второе, что обнаружилось, - есть, по-видимому, разница в подсчете. "Транснефть" по-видимому не учитывает инциденты, которые происходят в результате врезок. Но как вы понимаете, с точки зрения нас с вами, как российских граждан, абсолютно не важно, почему произошло загрязнение. Важно то, что делать с той водой, которую пьем мы и наши дети. И кто за это платит.

И именно поэтому, с точки зрения "зеленых", речь идет о том, что у государства должны быть механизмы, которые позволят требовать с любых компаний вне зависимости от формы собственности. А в первую очередь речь идет о тех компаниях, на которых лежит основная нагрузка по экспорту сырой нефти - это РЖД и "Транснефть".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.03.17
Экс-депутат Госдумы Денис Вороненков застрелен в Киеве — СМИ
NB!
23.03.17
Каталонский национализм: невера в независимость
NB!
23.03.17
Богарт и Бэколл: да здравствует Крысиная стая!
NB!
23.03.17
Дежавю: Белоруссия вновь закупает нефть за рубежом, теперь из Ирана
NB!
23.03.17
Савченко назвала три сценария развития ситуации на Украине
NB!
23.03.17
Суды в Казани штрафуют вкладчиков «Татфондбанка» за протест
NB!
23.03.17
330 снарядов по ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
23.03.17
Рабочие не хотят возвращаться к работе, интеллигенция жаждет власти
NB!
23.03.17
Для появления Самойловой в Киеве могут предложить «нестандартную схему»
NB!
23.03.17
Нарушения до ФАС доведут: Новороссийский морской порт уличили в монополизме
NB!
23.03.17
России и Китаю открыты «ворота» на Филиппины
NB!
23.03.17
Баскетбольные фанаты вывесили баннер о единстве с русскими в Сербии
NB!
23.03.17
«Нафтогаз готовится проиграть суд Газпрому»
NB!
23.03.17
Итальянский адмирал: «Беженцев в Европу везут международные НКО»
NB!
23.03.17
Рим со страхом ждет годовщину подписания договора о создании ЕС
NB!
23.03.17
68% жителей России против монархии в стране: опрос
NB!
23.03.17
«Трамп должен не дать Дутерте сдать Южно-Китайское море Китаю»
NB!
23.03.17
В США опубликовали видео выстрела рельсотрона
NB!
23.03.17
Как Феникс из пепла: Волгоградский алюминиевый завод решили возродить
NB!
23.03.17
Депутат Рады – о запрете для Самойловой: «Выглядим мелочно и подло»
NB!
23.03.17
Три по цене двух: Китай предоставит Таиланду первые подводные лодки
NB!
23.03.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Лиза Вавилина