Справка: Вахтанг Джигкаев - выпускник экономического факультета отделения политической экономики Санкт-Петербургского университета. В 1999 году окончил финансовую Академию при правительстве Российской Федерации. С 2000-2002 года занимал руководящие должности в коммерческих компаниях Северной Осетии. С 2002-2005 гг. являлся заместителем главы департамента инвестиционных программ Южной Осетии. В настоящее время является экспертом по реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта.

ИА REGNUM: Г-н Джигкаев, как известно, в зоне грузино-осетинского конфликта задействована программа ЕС по реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта. Кроме того, в Брюсселе прошла международная донорская конференция по изучению нужд населения в зоне конфликта. Ранее в Южной Осетии уже побывали международные эксперты, которые на месте ознакомились с состоянием объектов, подлежащих восстановлению. Существует, однако, мнение, что донорские средства лишь временная помощь и экономических проблем таким способом не решить. Что Вы думаете по этому поводу?

Донорскую помощь я оцениваю однозначно положительно. Это является как бы одним из направлений вывода республики из экономического кризиса, поскольку в результате конфликта и его последствий, экономика стагнировала. После того, как летом 2004 года мы отстояли свою независимость, первой и самой главной опасностью для независимого государства стала проблема экономического развития. Фактически в Южной Осетии следует ввести антикризисное управление. Проблемы миграции, низкой доходности населения, сокращение рабочих мест очень серьезные. В такой ситуации наша республика должна привлекать не только экономическую помощь, но и любую другую возможную помощь. Более того, внешняя экономическая политика нашего государства должна быть направлена исключительно на привлечение инвестиций, будь то российских или западных, не важно. Инвестиции как можно больших размеров. Программа создания рабочих мест в Южной Осетии буквально должна стать программой национального спасения.

Можно ли говорить о таких инвестициях, когда речь идет о конфликтной зоне? Никто никому не запрещает вкладывать деньги в конфликтную зону. Другое дело, инвесторы не хотят, потому что это зона повышенного риска. Вот наша и задача заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых инвестор готов был бы рискнуть.

ИА REGNUM: И с чего, на Ваш взгляд, следует начать?

Прежде всего, вспомним кодекс банкира. Как указано, банкир защищает свои инвестиции. Инвесторы пойдут тогда, когда будут знать, что их инвестиции защищают. Безусловно, так как в данный момент мы находимся вне правового международного поля, поскольку мы непризнанные, хотя де-факто независимы, тяжело говорить о защите, ведь контракты с нами нелегитимны, у нас нет собственного штрих-кода, мы не можем подать в суд в Страсбурге, в Брюсселе или в международные судебные инстанции. И именно в связи с этим, та донорская конференция (международная донорская конференция по изучению нужд населения в зоне грузино-осетинского конфликта, 14-17 июня - ред.), которая прошла и те деньги, которые были привлечены, благодаря усилиям и президента, и правительства, и участников переговорного процесса, все эти средства, безусловно, работают на развитие и становление Южной Осетии.

ИА REGNUM: Как Вам видится создание тройственного экономического союза между Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем?

Подобные вопросы требуют детального исследования, проработки того, насколько это будет экономически привлекательно. Ведь мы удалены, нет общих границ. Но я уверен, что логически вслед за политическим единением должен быть создан и некий экономический союз. Прецеденты такого рода уже имеются. Например, создание режима наибольшего благоприятствования.

ИА REGNUM: Что Вы можете сказать по поводу создания совместных предприятий между тремя республиками?

Их создание возможно уже сегодня. Например, абхазо-югоосетинские предприятия в Южной Осетии по производству фундука. В этой области у Абхазии большой опыт, и эта продукция будет пользоваться исключительным спросом на российском рынке, да и Россия выступит партнером.

ИА REGNUM: Может лучше пока начать с собственной минеральной воды "Багитата", чем с фундука?

Одновременно можно развивать множество направлений.

ИА REGNUM: Каким образом югоосетинская продукция выйдет на российский рынок?

Технически надо продумать. Возможно, нам дадут право пользоваться североосетинскими штрихкодами, этот вопрос надо проработать. Но если Россия рассматривает Южную Осетия как партнера, и как территорию, которая выражает российские интересы, то она должна открыть свой рынок для Южной Осетии максимально. Без этого никакого политического эффекта не будет.

Напомним, в рамках первой и второй программ Евросоюза ($3,5 млн. и $1,5 млн.) по восстановлению зоны грузино-осетинского конфликта был восстановлен ряд объектов социально культурного значения - школы, в том числе школа- интернат в Джавском районе Южной Осетии, а также школы в грузинонаселенных селах в непосредственно близости от Цхинвали - Тамарашени и Хеити, здание железнодорожного вокзала в Цхинвали, ряд энергетических и газовых объектов в столице Южной Осетии и пр. 3 программа задействована на основании договоренностей сторон при участии миссии ОБСЕ и делегации Еврокомиссии в Грузии. Бюджет в 2,5млн. евро разделен на три части: 800 тыс. евро предоставляется беженцам и вынужденным переселенцам для приобретения жилья и предметов первой необходимости; 1,3 млн. евро - для реабилитации основных объектов инфраструктуры; 400 тыс. евро - на реабилитацию основных объектов инфраструктуры в селах возвращения беженцев и вынужденных переселенцев.