На Ямале ведется комплексная планомерная работа по реализации положений посланий президента РФ. Об этом заявила 27 июля первый заместитель директора Департамента экономики Ямала Элеонора Тышкевич на заседании администации Ямала под председательством вице-губернатора округа Фуата Сайфитдинова. Так, одним из пунктов президентского послания 2005 года было повышение эффективности государственного управления - в этих целях администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа были разработаны меры оптимизации системы органов исполнительной власти округа, принято постановление администрации от 4 июля 2005 года "О формировании исполнительных органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа", сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого АО.

Еще одно положение послания-2005 - "...российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам..." - также эффективно выполняется органами госвласти округа. Ежегодно на социальную поддержку населения из консолидированного бюджета Ямала расходуется более одного миллиарда рублей. В 2005 году средний размер пенсии сравнялся с величиной прожиточного минимума пенсионера. Значительное внимание уделяется реализации ФЗ №122 (известный как "Закон о меонетизации льгот") - региональным льготникам в 2005 году были произведены ежемесячные денежные выплаты на сумму 146,2 млн. рублей.

Что касается развития инвестиционной привлекательности, то Ямал занимает четвертое место в десятке ведущих субъектов РФ. В округе ведутся активные поиски механизмов аккумуляции финансовых ресурсов региона на его территории, формирования благоприятного инвестиционного климата и механизмов привлечения инвесторов.

В округе принимаются меры для эффективной реализации в первом полугодии послания президента РФ в 2006 года. Так, для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли на Ямале выполняются работы в муниципальных образованиях Тазовского, Ямальского, Красноселькупского и Шурышкарского районов, которые позволят оптимизировать производственные затраты, повысить надежность в энергоснабжении потребителей, сократить энергоемкость производства коммунальных услуг.

Что касается предложенной президентом РФ программы стимулирования рождаемости, то в округе реализуется концепция семейной политики, разработан проект закона "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства на Ямале".

Кроме того, отметим и выполнение в округе пункта послания, касающегося укрепления общего гуманитарного пространства. В регионе активно ведется работа с Министерством образования и науки Украины по учебе ямальцев в украинских учебных заведениях. Третий год жителям автономного округа выделяются 40 мест для обучения в вузах Украины: в 2004 году было использовано 26, в 2005 году - 27, в 2006 году предварительно 35.

Сохранение национальных языков - один из приоритетов государственной политики округа. По данным переписи 2002 года, на Ямале 80% КМНС владеют родными языками. Изучением родного языка занимаются 5262 человека, в образовательных учреждениях работают 127 педагогов, функционируют 33 кабинета родного языка, 40 факультетов и кружков. В автономии издаются учебная и методическая литература, произведения писателей, фольклорные сборники, научные монографии. В регионе выходят газеты на ненецком языке - "Наръяна Нгэрм", на языке ханты - "Лух Авт", на окружном телевидении работает дирекция программ народов Севера. Кроме того, для изучения, обобщения и развития лингвистики, этнографии и истории родного края организуются экспедиции.

Количество абитуриентов из числа КМНС, поступивших в российские вузы, с каждым годом увеличивается: если в 2000 году в вузы поступили 57 человек, то в 2005 - уже 120. На сегодняшний день в вузах страны обучаются 450 студентов коренных национальностей по очной форме и 350 - по заочной. В последние годы администрация Ямала активно сотрудничает с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена - в 2005 году в вузе обучались 111 студентов-ямальцев, на 2006 год было выделено 32 федеральных места. В образовательных учреждениях Ямала в 20052006 учебном году обучался 931 человек из числа коренных народов. Студентам из малообеспеченных семей выплачивается социальная стипендия (в 2005 году выплаты составили 747 тысяч рублей) и производится оплата стоимости проживания в общежитии (в 2005 - 215 тысяч рублей).

Еще один вопрос обсудили на заседании - "О прогнозе изменения платы граждан за жилищно-коммунальные услуги на 2007 год и плане перехода платы граждан за ЖКУ на стопроцентный уровень в течение 2007-2010 годов". Напомним, что постановлением правительства РФ "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" от 30 августа 2004 года органам госвласти субъектов РФ рекомендовано до 31 декабря 2005 года осуществить переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости ЖКУ.

В настоящее время в округе уровень оплаты гражданами ЖКУ составляет в среднем 56% (от 18% в Шурышкарском районе до 84% в Губкинском). Службой по тарифам совместно с департаментом энергетики и жилищно-коммунального комплекса разработан план поэтапного повышения уровня платежей граждан за ЖКУ до 2010 года. При этом темпы предельного роста платежей выдержаны в рамках: 25% - за жилищные услуги, 15% - за коммунальные. Суммарный платеж не должен превышать 15% в год.

При расчете плана повышения существенными условиями являются, во-первых, принятие единых тарифов на электроэнергию для населения на всех территориях округа, то есть возмещение разницы в тарифах электроснабжающим предприятиям децентрализованного сектора электроснабжения по-прежнему должно будет осуществляться из средств окружного бюджета. Во-вторых, единые тарифы на сжиженный природный газ, при этом убытки газодобывающих предприятий должны будут покрываться из средств окружного бюджета.

Предполагается, что к 2010 году полное возмещение стоимости ЖКУ должны будут осуществлять жители Муравленко и Губкинского. Стопроцентную оплату жилищных услуг будут осуществлять практически 90% ямальцев. Что касается полного возмещения затрат на коммунальные услуги в сельских районах, то процесс перехода требует более длительного срока реализации и других бюджетных решений.