Миротворцы - Экономика

"Вся ответственность за эскалацию напряженности ложится на грузинскую сторону"

В связи с принятым 18 июля постановлением парламента Грузии о выводе миротворческих сил из зоны грузино-абхазского конфликта официальный представитель президента Абхазии Кристиан Бжания выступил с заявлением, пишет газета "Республика Абхазия" (№80 (2018) от 20-21. 07.06). В заявлении, в частности, отмечается, что "решение о развертывании миротворческой операции по поддержанию мира принималось обеими сторонами конфликта и является значительной частью базового документа, на котором строится весь последующий переговорный процесс". Поэтому необходимо двустороннее обсуждение этого вопроса. Решение парламента Грузии, таким образом, побуждает официальный Тбилиси отступить от соглашений, достигнутых сторонами в процессе длительных и непростых переговоров, что приведет к полному прекращению переговоров, говорится в документе. Президент Абхазии Сергей Багапш расценивает постановление парламента Грузии "как самое деструктивное политическое решение за все время миротворческого процесса". Он также обратил внимание всех вовлеченных в переговорный процесс сторон, прежде всего ООН, Российской Федерации в качестве содействующей стороны, Группы друзей Генерального секретаря ООН, ОБСЕ на то, что "вся ответственность за эскалацию напряженности целиком и полностью ложится на грузинскую сторону", пишет газета "Республика Абхазия".

Экономика

Абхазия не будет разрабатывать нефтяные месторождения до урегулирования конфликта

"Абхазия стала зоной конфликта совсем не из-за нефти, но одним из сюрпризов глобальной нефтяной зависимости стало то, что о существовании нефти в Абхазии было доказано извне - в исследовательских лабораториях западных компаний", - говорится в статье Ахры Смыр "Нефтяные колебания", опубликованной в газете "Чегемская правда" (№28 (107) от 18.07.2006 г.). Американская нефтяная компания Anadarko в 2000 г. "создала специальный консорциум СП Anadarko Georgia по добыче нефти в этом регионе, в который также входят госкомпания "Сакнафтоби" (Грузнефть), Turkish Petroleum Overses Compani, BP и Unocal (Сhevron Texako)", говорится в статье. Разведку месторожений было решено начать с турецкого блока. ВР пробурила разведочную скважину в турецком секторе в прошлом году и в настоящее время изучает данные. Компания Anadarko, являющаяся партнером ВР по консорциуму, работающему на грузинском шельфе, также изучает данные для принятия решения по дальнейшим действиям в Грузии. "Согласно договору, разведочные работы должны были вестись на шельфе Черноморского побережья Грузии общей площадью 8900 кв. км. В настоящее время исследования проведены на площади в 2300 кв. км - от грузино-турецкой границы до реки Ингури. Побережье Абхазии планируется исследовать после урегулирования конфликта. Именно это обстоятельство, видимо, имел в виду президент Абхазии Сергей Багапш, когда 15 сентября 2005 г. заявил о том, что ведутся переговоры с российскими компаниями о разработке месторождения в абхазском секторе черноморского шельфа", - пишет газета. "Однако, внутри Абхазии на сегодняшний день отношение к нефтяным проектам далеко не самое однозначное. Часть общества, в том числе и оппозиция, считает, что добычу нефти начинать ни в коем случае нельзя. Их опасения вызывают экологический и политический факторы этого проекта... Таковой была принципиальная позиция экс-президента Владислава Ардзинба, который считал, что инвестировать капиталы можно и нужно в туризм, а не в нефтедобычу", - говорится в статье. В случае начала добычи нефти на грузинском шельфе буровые установки итак буду располагаться в непосредственной близости от Абхазии, что никак не снизит опасность ухудшения экологической ситуации в Абхазии, считает автор статьи. Хуже того, разрабатываться будет и та нефть, которая залегает на абхазском шельфе, а это прямые убытки для Абхазии, поэтому новое руководство Абхазии в лице Сергея Багапш вынуждено учитывать это. Принципиальная позиция руководства Абхазии заключается в том, что только российские компании могут осуществлять нефтедобычу на территории республики. "Рост мировых цен на нефть делает начало разработки нефти в черноморском шельфе очевидной реальностью, а тенденции в практике решения этнических конфликтов на примере Косово дают Абхазии уникальную возможность стать игроком на политической и экономической арене", - заключает автор статьи.

"Троянский конь - Консорциум"

"Железная дорога на протяжении 14 лет имеет для Абхазии не только стратегическое, но и символическое значение, так как именно она послужила поводом для начала грузинскими властями войны против Абхазии", - говорится в редакционной статье "Троянский конь - Консорциум", опубликованной в газете "Форум" (№20 (55) от 21.07.06). "Неоднократно по окончании войны предпринимались попытки реанимировать эту ключевую для Южного Кавказа магистраль, однако все они заканчивались неудачно. Причиной тому была позиция Грузии, требовавшей в обмен на возобновление железнодорожного сообщения возвращения беженцев в Абхазию и восстановления контроля над самоопределившейся республикой", - пишет газета, отмечая, что "с момента возобновления переговоров по этой проблеме, Грузия предпринимала шаги, направленные на то, чтобы продемонстрировать, что ее юрисдикция распространяется на Абхазию". С начала этого года в СМИ стала просачиваться информация о создании международного консорциума по возобновлению железнодорожного сообщения. Как выяснилось, эта коммерческая структура была создана 19-20 января 2006 г. представителями Грузинской, Армянской и Российской железных дорог без участия абхазской стороны, о чем был подписан соответствующий Протокол. В этом протоколе содержалось приглашение к представителям "абхазского участка железной дороги" принять участие в созданной рабочей группе. Таким образом, изначально абхазской стороне отводилась неравноправная роль в Консорциуме и фиксировалось, что абхазская железная дорога является частью грузинской. Но, отмечается в статье: "Такие условия были приняты руководством Абхазии, представитель которого подписался под Протоколом от 3-4 мая 2006 г. от имени "абхазского участка железной дороги". Более того, абхазская сторона согласилась с тем, что условием функционирования Консорциума является передача ему в пользование всей инфраструктуры абхазской железной дороги. По существу, речь идет о передачи акционерному обществу, участником которого является Грузия, значительной части территории и основных фондов Абхазии. Все это делалось в тайне не только от общества, но и от парламента, депутаты, которого узнали о существовании Протокола от 3-4 мая из газеты "Форум", в которой он был опубликован". Исполнительная власть в лице вице-премьера Леонида Лакербая утверждает, что в таком виде протокол был подписан под влиянием позиции России. Однако, по мнению "Форума", представляется маловероятным, чтобы "политические круги России, в обмен на осуществление проекта с туманными перспективами, готовы способствовать возвращению Абхазии в состав Грузии. Тем более, что, по словам того же Лакербая, Консорциум предполагается зарегистрировать в США или одной из стран Западной Европы".

"Следует отметить, что в действиях властей Абхазии прослеживается определенная тенденция, протекающая под лозунгом "Экономика впереди политики". Об этом свидетельствуют не только публичные заявления официальных представителей Абхазии, но и их намерения приступить к реализации проекта по добыче нефти на абхазском шельфе с участием транснациональных компаний. Между тем, эти компании уже имеют договоренности с правительством Грузии о разработке абхазского шельфа, то есть они рассматривают Абхазию в качестве составной части Грузии. В этих условиях, также как в ситуации с железнодорожным консорциумом, от Абхазии требуется только смириться с этим обстоятельством и не препятствовать проектам", - заключает "Форум".