Владимир Борисович Рушайло - председатель Исполнительного комитета, Исполнительный секретарь СНГ

ИА REGNUM: Владимир Борисович, сегодня официальные лица стран СНГ активно говорят о необходимости повышения эффективности деятельности, реформировании СНГ. Хотелось бы услышать Ваше мнение о том, какие задачи удалось выполнить Содружеству, а какие нет? Что предстоит сделать в ближайшее время?

В нынешнем году в декабре Содружеству Независимых Государств исполняется 15 лет. Напомню, что СНГ юридически было образовано в результате заключения Соглашения от 8 декабря 1991 года (Беларусь, Россия и Украина) и Протокола к нему от 21 декабря 1991 года, подписанного 11 суверенными государствами (кроме Грузии, которая присоединилась к СНГ в 1993 году). В 1993 году был принят Устав, в котором, в частности, отмечалось, что Содружество базируется на принципах суверенного равенства всех государств-участников. Уже в 1994 году СНГ было зарегистрировано ООН в качестве региональной организации со статусом наблюдателя.

Сегодня СНГ объединяет 12 суверенных государств с населением почти в 300 миллионов человек. О потенциальных возможностях интеграционного развития Содружества говорят такие данные: доля стран региона в мировом промышленном производстве составляет 10%, а в запасах базовых видов природных ресурсов - 25%.

За минувшие годы был создан механизм межгосударственных и межправительственных связей, позволяющий учитывать разную готовность стран к интеграции. Он дает возможность каждому из государств участвовать в интеграционных процессах в той мере и в тех направлениях, которые отвечают его национальным интересам.

За 15 лет в странах Содружества произошли важные перемены. Прежде всего, это укрепление государственности и суверенитета. Государства значительно продвинулись по пути рыночных реформ, сформировались рыночные институты. В СНГ начался экономический рост. За последние 5 лет, к примеру, объем взаимной торговли государств Содружества вырос более чем в 2,5 раза. Сегодня наметилась важная тенденция: взаимная торговля стран СНГ растет более высокими темпами, чем торговля с другими государствами.

Это тем более важно, что нацеленность на приоритетность делового сотрудничества с государствами "дальнего зарубежья" была долгое время определенным тормозом в развитии взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в рамках СНГ. Ситуацию усугубляло свертывание традиционных хозяйственных связей, сложившихся в период СССР, что влекло за собой повсеместный спад производства, снижение уровня жизни людей.

Здесь уместно напомнить тот факт, что заключенные еще в начальный период существования Содружества многосторонние соглашения позволили на фоне масштабных перемен обеспечить функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов. Это выплата пенсий и пособий, взаимное признание документов об образовании и квалификации, учет трудового стажа, сохранение беспрепятственного передвижения на всем пространстве и т.д. Одновременно удалось решать острые вопросы обеспечения производственной деятельности, добиваться, к примеру, согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте, устойчивой работы энергосистем.

Если говорить о проблемах безопасности, то были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями. Произошел согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил. При этом создавалась система коллективной безопасности. Вместе с тем, благоприятные возможности расширения взаимодействия государств Содружества, основанные на уже достигнутых договоренностях, использовались далеко не в полной мере. В итоге, многие проблемы оставались нерешенными, а в обществе укреплялось мнение о низкой эффективности интеграции. Неудовлетворенность от недостаточной эффективности сотрудничества порождала и определенные настроения. Разочарование подпитывалось и избыточностью ожиданий, надеждами на скорые и весомые результаты.

В сентябре 2004 года в Астане и в августе 2005 года в Казани на Совете глав государств Содружества были подняты вопросы совершенствования и реформирования органов СНГ. Им отводится важное значение в решении главной задачи, о которой заявил в Казани президент РФ Владимир Владимиович Путин, возглавлявший Совет глав государств, - создание новой модели интеграции, которая бы отвечала как национальным интересам государств, так и всего Содружества в целом. Это напрямую связано со стратегией дальнейшего развития государств-участников Содружества, усилением взаимодействия в рамках СНГ, повышением его эффективности.

Сегодня эта работа уже начата. В Казани главы государств дали конкретные поручения в этом направлении. Наряду с этим есть общее понимание того, что реформирование СНГ не может быть одномоментным актом и требует определенного времени.

ИА REGNUM: Не могли бы Вы рассказать о практических шагах по реформированию Содружества?

Главная цель реформирования - повысить эффективность сотрудничества, достичь максимального эффекта. Цена успеха реформ - это стабильность, экономическое развитие, повышение благосостояния людей.

Главы государств Содружества на саммите в Казани подтвердили главное - общую заинтересованность в развитии взаимодействия и общее желание увеличить практическую отдачу от многостороннего сотрудничества.

Российской стороной было внесено предложение о создании Группы высокого уровня по выработке рекомендаций по вопросам повышения эффективности СНГ и обеспечению решения задач по реформе Содружества. Такая Группа сформирована и работает с начала года. Государства делегировали в нее авторитетных представителей. Свои предложения Группа высокого уровня представит Совету глав государств уже в этом году.

Решение о совершенствовании органов СНГ является первым этапом в реформировании Содружества. Сейчас актуальной задачей становится аналитическая работа и прогнозирование развития интеграционных процессов. Она возлагается прежде всего на Межгосударственный статистический комитет. Предстоит активизировать работу Экономического Совета. Уже расширены полномочия и ответственность постоянных полномочных представителей государств при уставных и других органах Содружества. Будет продолжена работа по оценке эффективности отраслевых советов, которых сегодня - 72. Деятельность ряда из них достаточно результативна, что привлекает партнеров из других государств. Для примера, в работе Совета по связи вместе со странами Содружества принимают участие представители стран Прибалтики, Германии, Дании. Членами Совета по железнодорожному транспорту являются представители стран Прибалтики, Болгарии, в качестве наблюдателя - Финляндии. Совета по нефти и газу - Венгрия, Румыния, Словакия, Чехия. В межправительственном Совете по сотрудничеству в области ветеринарии участвуют страны Прибалтики, Иран, Китай, Монголия, Пакистан, Польша, Словения. Но всей системе отраслевого сотрудничества еще предстоит придать новую динамику.

Сегодня важна ресурсная база для развития интеграции. В мае прошлого года достигнута договоренность между президентами России и Казахстана о создании российско-казахстанского межгосударственного банка экономического развития с капиталом в 1,5 миллиарда долларов. Банк открыт для присоединения новых участников. Он будет работать в основном на инвестиционные проекты в странах Содружества.

Это лишь часть примеров, показывающих движение государств по пути расширения взаимодействия и поиска новых форм интеграции.

ИА REGNUM: Руководители некоторых стран-участниц СНГ открыто говорят о том, что рассматривают возможность выхода из состава Содружества. В Грузии, к примеру, свели вопрос участия в СНГ к сугубо экономическим расчетам. Как Вы думаете, каковы перспективы организации в свете данных процессов?

Вы знаете, в мире происходят во многом схожие процессы. О необходимости реформ заявляют члены ООН, ОБСЕ. Организация государств-участников Содружества, лидеры которых взяли курс на повышение эффективности взаимодействия в рамках СНГ, лишь подтверждает свою жизнеспособность и востребованность.

Если говорить в целом, то во многих государствах Содружества звучат различные точки зрения относительно "нужности" СНГ, мнения часто диаметрально противоположные. Сила СНГ - и это главное, что делает эту организацию "живучей", - в том, что на огромном пространстве 12 государств решают общие, схожие проблемы. И для этого за минувшие годы созданы механизмы взаимодействия. Они проверены временем. Но, безусловно, нуждаются в новой динамике. Ведь государства по большому счету миновали период кризиса и сегодня в условиях экономического роста решают новые задачи. Поэтому и поставлена задача по созданию такой модели интеграции, которая бы отвечала современным условиям. На высшем уровне она поддержана и одобрена.

Что касается Грузии, то и там ставятся вопросы практической отдачи от участия в СНГ. Действительно, сегодня участие Грузии в рамках Содружества по известным причинам наиболее заметно в экономической сфере. По данным Межгосударственного статистического комитета, рост торговли Грузии со странами СНГ в 2005 году составил 43%, а за четыре месяца 2006 года - более 50%. Это, кстати, одни из наиболее высоких темпов роста в целом по Содружеству.

Должен подчеркнуть, что существует немало объективных факторов в пользу расширения многосторонних связей, укрепления взаимодействия в рамках СНГ. Остановлюсь на некоторых из них.

Пространство СНГ, по новейшим научным данным, можно рассматривать как оптимальное с экономической точки зрения, которое должно быть единым для успешного развития всех. Смысл прост: только тогда интеграция имеет смысл, когда выпускается много продукции для многих людей. При этом жизненный интерес государств заключается в том, чтобы иметь собственное региональное объединение, если они хотят на равных сотрудничать с другими объединениями или великими державами. В противном случае, они становятся объектами хозяйственной деятельности, а не полноправными участниками.

В рамках Содружества возможно решение крупных экономических и социальных проблем. А они, что очень важно, во многом схожи у всех стран СНГ. Скажем, модернизация производства, переход на инновационный путь развития. Повышение жизненного уровня граждан, преодоление бедности. Результаты последнего времени говорят о замедлении темпов инфляции, роста потребительских цен. Стабилизируется уровень безработицы. Отмечается рост реальных доходов населения. Значительно вырос взаимный товарооборот между странами Содружества, что стало итогом формирования зоны свободной торговли. Экономика была и остается приоритетом развития.

Сегодня без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно противостоять различным вызовам и угрозам, которые носят глобальный характер. К ним относятся международный терроризм, организованная преступность, наркобизнес, угроза техногенных катастроф, борьба с последствиями масштабных стихийных бедствий. Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества государств и органов Содружества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. Сегодня СНГ располагает целым комплексом базовых соглашений по противодействию современным вызовам и угрозам. Они последовательно реализуются государствами.

У Содружества есть очень важное объединяющее начало - это исторически сложившиеся связи на пространстве СНГ. В сохранении единой культурно-исторической общности заинтересовано большинство граждан стран Содружества. Развитие интеграционных процессов востребовали и необходимость расширения гуманитарного сотрудничества. В прошлом году в мае была принята Декларация, а в августе на казанском саммите подписано Соглашение о гуманитарном сотрудничестве. При этом было заявлено, что в процессе реформирования Содружества гуманитарное направление является базовым. Сам факт подписания Соглашения рассматривается и как важное понимание того, как общегуманистические ценности способны противодействовать идеологии экстремизма, нетерпимости и террора.

В апреле этого года в Москве прошел первый Форум творческой и научной интеллигенции стран Содружества. С приветствием к нему обратились президенты государств, на нем выступил президент России Владимир Владимирович Путин. Именно в сфере гуманитарного сотрудничества - науке, образовании, культуре - сегодня заключен ключевой ресурс модернизации и кардинального развития национальных экономик и социальной сферы.

Заинтересованный диалог на Форуме дал старт мероприятиям Года СНГ. Ведь 2006 год объявлен решением Совета глав государств Годом Содружества Независимых Государств. Таким образом, главы государств Содружества, подтвердив на саммите в Казани заинтересованность в сохранении СНГ, определили и приоритетные направления деятельности: расширение экономической интеграции, дальнейшее обеспечение безопасности и стабильности при противодействии новым вызовам и угрозам, развитие гуманитарного сотрудничества.

ИА REGNUM: В реальности, страны СНГ продолжают оставаться достаточно интегрированными в экономическом плане. Не кажется ли Вам, что СНГ как организация в недостаточной мере содействует реализации потенциала экономического сотрудничества. Кроме того, в последний период между странами Содружества начались настоящие экономические "войны" - газ, вино, минеральная вода и т.д. Имеются ли в СНГ структуры и механизмы, которые призваны заниматься решением таких вопросов? И если да - почему их участие незаметно?

Экономическое сотрудничество развивается такими темпами, которые готовы предложить и реализовать сами государства-участники СНГ. Совет глав государств в 2003 году на ялтинском заседании утвердил План важнейших мероприятий в экономике до 2010 года. Он состоит из 10 разделов и включает около 70 позиций, в частности, по развитию нормативно-правовой базы, рациональному использованию топливно-энергетических и других видов ресурсов, совершенствованию транспортных комплексов, обеспечению продовольственной безопасности, техническому перевооружению производства, повышению конкурентоспособности продукции, улучшению платежно-расчетных отношений, борьбе с криминогенной и теневой экономикой. Эта по сути стратегическая программа последовательно реализуется. Достигнут целый ряд положительных результатов. О некоторых из них уже упомянуто выше.

Далеко не все проходит гладко. Скажем, неоправданно затягивается ратификация подписанных соглашений, не достигнуты окончательные договоренности об устранении ряда ограничений во взаимной торговле, сохраняются проблемы по совершенствованию и унификации нормативно-правовой базы. Но это вопросы, так сказать, текущей работы. А вот один пример общего плана. Сегодня государства пользуются правом присоединяться или нет к подготовленным соглашениям, исходя из своих интересов, высказывать особое мнение в ходе подписания документов. Это, безусловно, демократично. Но становится ли сотрудничество более эффективным от того, что подготовленное всеми сторонами соглашение не имеет обязательной силы, а участники не несут ответственности за его выполнение? Большой вопрос.

Безусловно, на динамику экономического сотрудничества оказывают влияние и такие объективные факторы, как различный уровень экономического развития, готовность к интеграции, не совпадение интересов отдельных государств по тем или иным направлениям и целый ряд других.

Экономика, безусловно, является приоритетом развития Содружества, и в процессе реформирования ей уделяется подобающее внимание.

Следует подчеркнуть, что экономические вопросы постоянно находятся в центре внимания Совета глав государств, Совета глав правительств. Их подготовкой и рассмотрением заняты на постоянной основе Экономический совет, Комиссия по экономическим вопросам, в работе которых участвуют представители государств. Действует Экономический суд, созданный в июле 1992 года. Обеспечивая единообразное применение соглашений и договоров путем разрешения споров, он на практике не был наделен соответствующими полномочиями. Экономический суд не вправе возбуждать дела по собственной инициативе, а потому ограничивался лишь толкованием положений актов Содружества. Нет у него и правомочий для рассмотрения споров с участием субъектов хозяйствования.

Сегодня подготовлены предложения, чтобы расширить предметную и субъектную компетенцию Суда, придать обязательную силу судебным решениям. Предполагается учредить и Третейскую палату для защиты прав и интересов субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Существовавшая практика шла не от "недомыслия", а от того, что иные решения не были востребованы временем. Повторюсь, на раннем этапе преодолевались последствия системного кризиса. Сегодня экономические связи развиваются высокими темпами. Появились самостоятельные субъекты хозяйствования, свои интересы активно представляет бизнес сообщество. И как следствие - возникает столкновение интересов, что является объективным процессом.

Трудно согласиться с тем, что между странами Содружества ведутся, как Вы сказали, "экономические войны". Их нет на пространстве СНГ. Сталкиваются интересы самостоятельных субъектов хозяйствования, а поиски решения пытаются перенести на межгосударственный уровень. В тех же вопросах цены на газ в рамках двусторонних переговоров были достаточно быстро найдены решения, которые удовлетворили всех. Это показательный пример.

Слышим мы и критику, которая раздается в адрес структур Содружества, что, вроде бы, трудно поднять острые вопросы, возникающие во взаимоотношениях между странами. Это не так. Не следует забывать, что наряду с многосторонним уровнем сотрудничества в рамках СНГ сохраняется и мощный потенциал двусторонних отношений. У государств достаточно широкие возможности для разрешения любых проблем на двустороннем уровне. Взаимодействие в рамках СНГ - это пространство сотрудничества 12-ти государств, где решаются по общей договоренности общие для всех проблемы. В этом принципиальная разница, о которой не редко, но не всегда "случайно" забывают.

ИА REGNUM: С момента создания в рамках СНГ был принят целый ряд модельных законов, которые, по идее, должны были в дальнейшем быть внедрены в национальные законодательства стран-участниц. Можно ли в процентном отношении указать "полезность" законотворческой работы структур Содружества, проще говоря, какая часть выработанных моделей превратилась в реальные законы?

Откровенно говоря, этот вопрос - в компетенции Межпарламентской ассамблеи СНГ. Следует отметить, что законотворческая деятельность важна для создания правового пространства Содружества. Через принятие законов общество регулирует развитие различных сфер жизни, обеспечивает права и свободы граждан. В начале нашей беседы уже отмечался целый ряд решений, который закрепил функционирование социальных механизмов. Имеется в виду пенсии, признание документов об образовании, учет трудового стажа и др. В этом велика роль парламентариев.

Сегодня, когда сотрудничество расширяется по всем направлениям, формируется, например, единое образовательное или информационное пространство, роль парламентариев неизмеримо возрастает. Создание модельных законов, развитие на их основе национального законодательства, безусловно, способствует сближению государств, создает фундамент для дальнейшего расширения сотрудничества. По данным Межпарламентской ассамблеи СНГ, таких модельных законов, востребованных государствами, подготовлено около 150.

ИА REGNUM: Является ли следствием ослабления центростремительных процессов в СНГ создание такой организации как ГУАМ и нового Балтийско-Черноморского формата, в которых активно участвуют страны Содружества. Не считаете ли Вы эти организации, в некоторой степени, альтернативными СНГ?

На пространстве СНГ действует целый ряд объединений различного формата. Союзное государство Беларуси и России, ЕврАзЭС, ОДКБ, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) и др. При их создании страны, как правило, исходили из своих национальных интересов, потребности совместно решать отдельные проблемы.

По поводу центростремительных процессов. Вспомните, в прошлом году принято решение о слиянии ЕврАзЭС и Организации Центрально-Азиатское сотрудничество. Это пример не ослабления центростремительных процессов, а - наоборот. Что касается ГУАМ, то известны причины и мотивы создания этой организации. Естественно, что в реальной жизни интересы региональных структур далеко не всегда и не во всем совпадают. Поэтому оптимальной стратегической линией Содружества видится сохранение и развитие "большого" СНГ в формате 12-ти государств. При этом элементы разноскоростной интеграции, по всей видимости, сохранятся и в будущем.