Альтерантивный Съезд гагаузов мира: референдум о независимости - защита от румынской оккупации

Кишинёв, 23 июля 2006, 08:47 — REGNUM  В Молдавии завершил работу альтернативный Съезд гагаузов мира. Как уже сообщало ИА REGNUM, он проходил в пригороде Кишинева одновременно с официальным съездом представителей этого нацменьшинства Молдавии. Если официальный съезд поддержал политику президента Молдавии Владимира Воронина в отношении гагаузов, то альтернативный съезд выступил, на котором присутствовало 318 делегатов, представляющие почти все населенные пункты гагаузской автономии (Гагауз Ери), а также приглашенные гости из Украины, России, Белоруссии, Турции, России, Болгарии, Греции, Канады Бразилии, Австралии и США, констатировал сложное положение гагаузов в современной Молдавии. В резолюции, принятой съездом, в частности, говорится:

"Политика руководства Республики Молдова на протяжении всех лет независимости не способствует улучшению ситуации и решению возникших проблем. Отрицательные последствия негативной внутренней и внешней политики РМ в первую очередь сказались на положении "не титульных" наций и народов, особенно это отразилось на положении гагаузского народа. В Гагаузии, за период нахождения её в составе независимой Республики Молдова:

- значительно снизилось промышленное производство, разрушено сельское хозяйство, резко снизилось ВВП;

- многократно снизился жизненный уровень народа;

- положение с развитием и изучением гагаузского языка всё ещё остаётся на недопустимо низком уровне, что может привести к его ассимиляции и исчезновению;

- резко усилились тенденции межнациональной и межконфессиональной розни.

...Защищая свои естественные права и законные интересы, население мест компактного проживания гагаузского народа на своём Чрезвычайном съезде, 12 ноября 1989 года, образовало Гагаузскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ГАССР) в составе Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР). Однако, руководство МССР, не только не признало право гагаузского народа на самоопределение, но и повысило агрессивность своих действий по отношению к народу Гагаузии, применяя репрессии против его лидеров и грозя всему народу физическим истреблением. Фактически был начат процесс геноцида по отношению к гагаузскому народу, вылившемуся в организацию Правительством РМ похода "волонтёров", при поддержке вооружённых полицейских, на Гагаузию для покорения или уничтожения гагаузского народа...

Принятием Парламентом Республики Молдова 23 июля 1990 года Постановлений о незаконности и недействительности Пакта Риббентропа-Молотова и признании недействительным закона Союза ССР от 2 августа 1940 года об образовании Молдавской ССР, высший законодательный орган Республики Молдова фактически ликвидировал не только МССР, но и Молдову, как государственно-правовое образование. Этим решением Парламент Республики Молдова фактически вернул Молдову в положение Бессарабской провинции в составе Румынии... Именно поэтому Румыния отказывается подписать с Молдовой Базовый политический договор и принять закон о делимитации государственных границ с Республикой Молдова. В соответствии с нормами международного права и действовавшими на тот момент, законами Союза ССР, учитывая реально складывающуюся обстановку, Чрезвычайный съезд полномочных представителей гагаузского народа 19 августа 1990 года принял Декларацию о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова и образовал Гагаузскую Республику в составе Союза ССР. Решения съезда о создании Гагаузской Республики были закреплены результатами всенародного Референдума, проведённого в местах компактного проживания гагаузского народа.

Изложенное выше позволяет констатировать: нет никаких юридических оснований для непризнания прав гагаузского народа на самоопределение (от 19 августа 1990 года), равно как и права народа Приднестровья (от 2 сентября 1990 года) и, собственно права народа Республики Молдова, реализовавшего это своё право только 27 августа 1991 года - через год после образования Гагаузской Республики и Приднестровской Молдавской Республики. В мировой практике имеется опыт мирного разрешения подобных вопросов в аналогичных ситуациях. Отмечая не завершённость политико-правового оформления геополитических результатов распада Союза ССР, Съезд считает необходимым и правомерным признание международной правосубъектности всех государств, образованных в результате распада Союза ССР, в соответствии с волеизъявлениями их народов, реализовавших международно-правовой принцип - право народов на самоопределение.

Съезд гагаузов мира констатирует, что в 1994 году руководство Гагаузской Республики, желая все спорные вопросы решить мирными политическими средствами, заключило с руководством Республики Молдова политический Договор, оформленный в виде закона "Об особом правовом статусе админитсративно-территориального образования Гагаузия (Гагауз Ери)" от 23 декабря 1994 года. Республика Молдова, в соответствии с данным законом, обязалась быть гарантом исполнения данного закона и соблюдения всех прав и свобод АТО Гагаузия (Гагауз Ери). Однако по сей день руководство Республики Молдова умышленно и преднамеренно нарушает и игнорирует положения указанного закона, фактически препятствуя его введению в действие в полном объёме. Руководством Республики Молдова игнорируются и грубо нарушаются права Гагаузии на участие в выработке и осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, по вопросам, касающихся её интересов, в результате чего не учитывается мнение народа Гагаузии в определении приоритетов развития Республики, определяющего будущее всех и каждого. Руководством Молдовы открыто и цинично нарушается право Гагаузии формировать свой бюджет из всех видов платежей и осуществлять взаимодействие бюджета Гагаузии с бюджетом Молдовы в виде фиксированных платежей. До сих пор в Гагаузии нет ни одного дошкольного, школьного или высшего учебного заведения на родном языке гагаузов. Единственный Гагаузский Национальный университет, открывшийся в 2001 году, через год был вынужден приостановить свою деятельность из-за принципиального отказа руководства Молдовы выдать лицензию на право деятельности этого учебного заведения. В то же время Президент Молдовы В.Н.Воронин в публичных заявлениях цинично называет себя "Гагаузом №1". Имеют место волюнтаристские, вводимые в одностороннем порядке руководством Молдовы, изменения в Закон об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери), приведшие к полной потере экономической и политической самостоятельности Автономии, закреплённые в указанном законе.

Кроме того, имеются сведения, что, желая окончательно уничтожить само молдавское государство, нынешний режим Молдовы проводит сепаратные переговоры по объединению Молдовы и Румынии без ведома и согласия народа Гагаузии и других народов Буджака (области на юге Бессарабии ИА REGNUM). Над Гагаузией нависла реальная угроза оккупации, причем действия нынешних властей Молдовы ясно показывают, что любые попытки выразить свое право на самоопределение будут жестоко подавляться. В этих условиях у Гагаузии возникает естественное право и необходимость денонсировать политический Договор, заключённый между руководством Гагаузской Республики и Республики Молдова в 1994 году и самому определять в дальнейшем пути своего развития."

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, съезд принял решение призвать депутатов Народного Собрания Гагаузии принять постановление о проведение референдума на территории Гагаузии. Напомним ранее опубликованные ИА REGNUM вопросы, которые Съезд предлагает включить в бюллетень для голосования следующих вопросов:

"а) ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ КУРС НА НЕЗАВИСИМОСТЬ АВТОНОМИИ ГАГАУЗ ЕРИ, в связи с появившейся угрозой насильственного присоединения территории Гагаузии вместе с Молдовой в состав Румынии, а также в связи с неисполнением и фактическим отказом руководства РМ от введения в действие в полном объеме закона РМ "Об особом правовом статусе АТО Гагаузия /Гагауз Ери/ от 23 декабря 1994 года?

б) СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ВОЗМОЖНЫМ В НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВКЛЮЧЕНИЕ АВТОНОМИИ ГАГАУЗ ЕРИ ОДНОВРЕМЕННО В СОСТАВ И ЕВРОСОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по принципу двойного протектората, т.е. двойного подчинения?"

Для координации работы по проведению референдума съезд принял решение создать постоянно действующий Комитет по защите народа Гагаузии и всего Буджака. Кроме того, съезд принял решение поддержать проведение референдума о статусе и политическом будущем Приднестровья, который пройдет 17 сентября.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
19.02.17
Южная Осетия: Мусорный социологический опрос
NB!
19.02.17
Попытка США, саудитов и Израиля дестабилизировать Иран обрадует ИГИЛ*
NB!
19.02.17
«Танец скоморохов» Бориса Мессерера
NB!
19.02.17
Американский сенатор грозит России новыми санкциями
NB!
19.02.17
The Daily Mail: «Может Трамп прав и с Россией можно дружить?»
NB!
19.02.17
Пушков прокомментировал признание Россией паспортов ДНР и ЛНР
NB!
19.02.17
Хроники турбулентной Америки. Порядок против «Бардака»
NB!
19.02.17
СМИ: тысяча американских солдат прибудут в Польшу в апреле 2017 года
NB!
19.02.17
Признание Новороссии: Путин повысил ставки. Западу крыть нечем
NB!
19.02.17
Петербург в линиях и красках
NB!
19.02.17
Из-за снежного шторма в Петербурге объявлен оранжевый уровень опасности
NB!
19.02.17
Минобороны РФ проводит испытания военной техники в условиях Арктики
NB!
19.02.17
Раскол России надвое: в главном мелочей нет
NB!
19.02.17
Советский режиссёр из далёкой Америки
NB!
18.02.17
МИД Украины осудил решение РФ признать паспорта жителей Донбасса
NB!
18.02.17
Порошенко: Украина находится в приоритете у администрации США
NB!
18.02.17
Американцы продают Opel: новый удар по Германии?
NB!
18.02.17
Порошенко прокомментировал признание РФ паспортов жителей Донбасса
NB!
18.02.17
Глава МИД Германии похвалил Польшу зря?
NB!
18.02.17
Президент Финляндии: Путин — не главная угроза для Европы
NB!
18.02.17
ВПК России продолжит зарабатывать в Индии: итоги авиасалона AeroIndia 2017
NB!
18.02.17
Исаакием по Полтавченко