"Только США могут убедить Россию, что урегулирование карабахского конфликта в ее интересах": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 22 июля 2006, 04:35 — REGNUM  

Обзор СМИ за 11-17 июля 2006 года.

Военный вестник. Подходы к урегулированию конфликта. Выступление первого президента Армении. Мэтью Брайза и его girl-friend Зейно Баран. Два письма.

Военный вестник

По сообщению бакинской газеты "Зеркало", 10 июля со стороны села Талыш Тертерского района были подвергнуты обстрелу расположенные напротив позиции азербайджанской армии. В 1:00 армяне вновь открыли огонь по позициям Вооруженных сил Азербайджана в селе Гапанлы Тертерского района. Кроме того, пишет газета, "армяне начали поджигать и территории оккупированных Агдамского и Ходжавендского районов".

Бакинское агентство АПА сообщает, что 17 июля начиная с 16:00 армянские воинские подразделения с позиций, расположенных на территории Лярятяпя Физулинского района, обстреляли находящийся на линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон населенный пункт Мирзанагылылар. Перестрелка продолжалась с перерывами в течение 10-15 минут. Заместитель главы исполнительной власти Физулинского района Ханоглан Азимов сообщил АПА: "За последние три дня армяне полностью сожгли лесную полосу в селе Абдулрахманлы Физулинского района. Кроме этого, армяне сожгли и села Мехтили и Бойюк Бахменли Джебраильского района".

Руководитель пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян заявил, что "антиармянская пропаганда азербайджанской стороны весьма примитивна и рассчитана на людей несведущих". В интервью агентству "Де-Факто" Асратян назвал абсурдной информацию азербайджанского агентства АПА о том, что "в результате поджогов армян в селе Талиш не осталось ни одной постройки". "В селе Талиш Мартакерсткого района НКР веками живут армяне, и здравая логика подсказывает, что они не могли предать огню свой населенный пункт", - сказал Сенор Асратян. При этом он отметил, что после "освобождения села от азербайджанской оккупации" здесь активно ведутся восстановительные работы. Глава пресс-службы опроверг также сообщение того же агентства об обстреле 10 июля со стороны села Талиш позиций азербайджанской армии. "Подобная дезинформация может создать у стороннего наблюдателя впечатление, что военные действия в зоне карабахского конфликта продолжаются, хотя они прекратились еще 12 лет назад", - заметил Асратян. На его взгляд, такие действия азербайджанской стороны "сознательно бросают тень на наблюдательскую миссию ОБСЕ, которая регулярно проводит мониторинг линии соприкосновения сторон конфликта, что служит поддержанию режима прекращения огня".

"В последнее время мы во главе с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспшиком осуществили мониторинг на приграничных участках и на месте доказали, что не могли поджигать наши же пшеничные поля. Эти пожары происходят в первую очередь от выстрелов противника и, конечно, на тех территориях, которые примыкают к линии соприкосновения - на глубине примерно 5 км от передовой линии", - сказал министр обороны НКР Сейран Оганян, добавив: "Азербайджан просто хочет доказать, что мы сжигаем находящиеся сейчас под нашим контролем территории. Во время последнего мониторинга с их стороны вновь прозвучал выстрел, который они приписывают нам". ("168 Жам")

Касаясь обвинений Баку в том, что армяне якобы поджигают территории вокруг Нагорного Карабаха, глава МИД РА Вардан Осканян заявил: "Мы в их игру играть не будем". Осканян сообщил, что "недавно одна из европейских структур - я не хочу называть какая, обратилась к нам с просьбой прояснить ситуацию, и я довольно жестко сказал им, что у нас нет времени реагировать на подобные заявления и играть в игры Баку". "Был мониторинг, который и показал реалии", - заявил Осканян. (ИА REGNUM).

Личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик представил подготовленный им отчет о "совершенных армянами поджогах на оккупированных территориях Азербайджана" председателю этой организации Карелу де Гухту. Об этом, сообщает Day.Az, в беседе с журналистами сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По его словам, на будущей неделе офис ОБСЕ представит этот отчет в Министерство иностранных дел Азербайджана.

С начала июня 2006 года имеют место пожары на приграничной с Азербайджаном территории Нагорного Карабаха. Эта ситуация является предметом серьезной озабоченности карабахских властей, так как представляет угрозу безопасности НК и его населения. Об этом говорится в заявлении Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. В документе, в частности, отмечается, что для изучения обстоятельств происходящего и выявления причин возгорания в НК была создана специальная комиссия, куда вошли представители министерств и ведомств, ответственных за вопросы безопасности. "С целью локализации очагов возгорания и недопущения распространения огня были мобилизованы подразделения противопожарной службы и Управления по чрезвычайным ситуациям НКР, а также руководство местных администраций и населения. Было организовано круглосуточное дежурство во всех общинах с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций. Тем не менее ухудшающаяся в связи с продолжающимися пожарами обстановка в этих районах чревата неблагоприятными долгосрочными последствиями для сельского хозяйства Нагорно-Карабахской Республики и продовольственной безопасности республики. Резко возросли число и площадь пожаров пшеничных полей в приграничных с Азербайджаном зонах", - говорится в заявлении МИД НК. В заявлении подчеркивается, что в результате работы специальной комиссии НК были получены неоспоримые данные, указывающие, что причинами пожаров являются преднамеренные враждебные действия азербайджанской стороны. "Этими акциями официальный Баку преследует цель подорвать экономику Нагорно-Карабахской Республики и лишить ее возможности поступательного развития. Для прикрытия своих действий власти Азербайджана с самого начала развернули широкомасштабную пропаганду как в местных, так и зарубежных средствах массовой информации, стремясь переложить вину на карабахскую сторону, что является продолжением пропагандистской психологической войны против народа Нагорно-Карабахской Республики и неуклюжей попыткой завуалировать акт агрессии". (Информационный портал МИД НК).

Подходы к урегулированию конфликта

Азербайджанская сторона готова к продолжению переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом, передает "Тренд", сообщил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По его словам, в случае необходимости азербайджанская сторона, и в частности он сам, готовы встретиться в любом месте и обсуждать урегулирование. "Hо встреча не должна быть ради встречи. Должен быть какой-то результат, мы должны чувствовать, что идем к продвижению", - сказал министр. Комментируя заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) о том, что "инициативы сейчас за сторонами", Мамедъяров сказал, что "сопредседатели на то и сопредседатели, чтобы выдвигать сторонам предложения и сопоставлять позиции сторон". По его словам, если бы не было необходимости в сопредседателях, то Баку давно бы уже сам сел за стол переговоров с армянской стороной и решал бы проблему. "Я оптимист в этом вопросе. Рано или поздно эта проблема будет разрешена. Я верю, что мы этот вопрос решим - мирным путем или иным, но решим", - подчеркнул Мамедъяров.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров считает, что нынешняя политика Еревана по отторжению Нагорного Карабаха от остальной азербайджанской территории равносильна для Армении самоубийству. "Если их стратегия направлена на то, чтобы отторгнуть часть территории Азербайджана, то это не стратегия, а просто самоубийство", - сказал Мамедъяров. Как передает Day.Az, министр сказал, что азербайджанская сторона призывает руководство Армении четко определить свою стратегию, причем в долгосрочном плане, а не заниматься тактикой затягивания переговоров исходя из сиюминутных интересов. "Они все время принимают тактические уловки, заявляя "мы готовы" или "не готовы" к переговорам. Это как-то трудно воспринять. Если ты серьезный переговорщик, ты садишься за стол переговоров, и нам необходимо знать, как ты видишь свою страну через 10-30 лет". Мамедъяров подчеркнул, что в свою очередь у Азербайджана стратегия четкая, которая в целом заключается в евроатлантической интеграции, реализации региональных проектов и развитии добрососедских отношений.

На сегодняшний день возможностей сближения позиций Еревана и Баку по урегулированию нагорно-карабахского конфликта нет. Об этом в ходе состоявшейся 11 июля в Ереване совместной с министром иностранных дел Ливана Фаузи Саллухом пресс-конференции заявил глава МИД Армении Вардан Осканян. При этом он подчеркнул, что на сегодняшний день каких-либо контактов между Арменией и Азербайджаном нет, и добавил, что запланированный в ближайшем будущем визит американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы в регион, возможно, станет стимулом для установления контактов между двумя странами. Однако Осканян не стал утверждать, что американская сторона возьмет на себя подобную инициативу. (PanARMENIAN.Net).

Армения и Азербайджан должны воздержаться от возобновления войны. Самое главное, чтобы стороны поняли, что единственный путь урегулирования нагорно-карабахского конфликта - это мирные переговоры. Об этом заявил эксперт по политическим кампаниям, руководитель офиса бывшего министра иностранных дел Германии Клауса Кинкеля Рольф Штелтемайер. "Война - это дорога к пропасти. Если будет вооруженный конфликт, то Армении и Азербайджану будет очень сложно вступить в Европейский Союз. К примеру, Турция из-за кипрской проблемы испытывает огромные сложности с вступлением в Евросоюз. Одним словом, в интеграции Армении и Азербайджана в Европу будут сложности", - отметил он. Немецкий эксперт подчеркнул, что главное в урегулировании конфликта - это политическая воля. "К сожалению, пока ни Азербайджан, ни Армения не демонстрируют эту волю. Это базис, на котором зиждется весь процесс урегулирования, конфликтующим сторонам надо согласиться, что на данный момент невозможно добиться окончательного урегулирования конфликта. Армения и Азербайджан должны согласиться на поэтапное решение проблемы. Но стороны до сегодняшнего дня не пришли к окончательному согласию по данному вопросу. Во-вторых, если невозможно решать вопросы, связанные со статусом на данной стадии, то их надо отложить на более поздний срок. Сейчас надо предпринимать меры, чтобы уменьшить негативные эффекты нерешенного конфликта", - считает Штелтемайер. Что касается форсирования решения карабахского конфликта, то немецкий политик считает, что первой причиной является важность Южного Кавказа. "И дело не только в нефти, но и в других экономических причинах. Южный Кавказ - это уже граница Европы. Поэтому Южный Кавказ в центре внимания Европы. США тоже заинтересованы в стабильности в регионе. И причина не только в деньгах и нефти, но и в ситуации вокруг Ирана, Ирака и борьбе с терроризмом. Кроме того, Южный Кавказ может стать зоной конфронтации больших государств. Иран находится очень близко, и Европа не хочет иметь в проблемной зоне еще один источник опасности - карабахский конфликт", - подчеркнул Рольф Штелтемайер. (Analitika.az).

Глава Парламентской ассамблеи (ПА) НАТО Пьер Лелюш подготовил для президентов Азербайджана и Армении предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Эти предложения будут представлены руководству Азербайджана и Армении в качестве инициатив президента ПА НАТО в вопросе решения конфликта", - сообщил 12 июля источник в парламенте Азербайджана. "В своей инициативе Лелюш представит сторонам конфликта несколько пунктов, предоставляющих сторонам конфликта возможности избежать политических и иных осложнений после подписания мирного соглашения, а также предложения им ряда экономических дивидендов взамен компромиссов, на которые согласятся пойти Азербайджан и Армения в решении проблемы", - сказал источник. По его словам, глава ПА НАТО планирует представить конфликтующим сторонам свои инициативы в ходе запланированного на осень визита в Азербайджан и Армению. (PanARMENIAN.Net).

Комментируя информацию о том, что глава Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Лелюш подготовил предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что "если Лелюш выразит свои мысли, мы готовы их обсудить, но это отнюдь не означает, что ПА НАТО желает заменить собой формат Минской группы ОБСЕ". "Но говорить о подмене Минской группы кем-либо нет смысла", - подчеркнул министр иностранных дел. При этом Осканян отметил, что хотя Нагорный Карабах не принимает непосредственного участия в переговорном процессе, однако власти НК полностью осведомлены обо всех предпринимаемых в направлении решения вопроса шагах. (ИА REGNUM).

"Армения хочет захватить Нагорный Карабах, а мы хотим захватить исторические земли Азербайджана - Эриванское ханство. Мы можем этого хотеть, но сегодня это нереально". Об этом, сообщает радио "Свобода", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. В своем интервью турецкой газете "Джумхурриет" Алиев признался, что "Армения и Азербайджан очень далеки от согласия". Комментируя предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Алиев сказал: "Азербайджанцы должны вернуться в Карабах - это условие. После этого, поскольку Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, общины Карабаха и Азербайджан могут обсудить будущий статус НК. В дальнейшем будет видно, сколько времени потребуется для переговоров". Обращаясь к словам президента Карабаха Аркадия Гукасяна о том, что Карабах не присоединится ни к Армении, ни к Азербайджану, Алиев сказал: "Я не придаю его словам никакого значения, поскольку он возглавляет преступный режим - незаконную, самопровозглашенную криминальную группировку, которая не признана ни одной международной организацией". Отвечая на вопрос о возможности возобновления войны, президент Азербайджана сказал: "Мы должны быть готовы к любому варианту. Растущий экономический потенциал Азербайджана, военная мощь, положение в регионе, наше значение для региона и мира ведут нас на превосходящие позиции". "Армяне выдвигают несправедливые требования и к Турции. Никакого геноцида не было. Наоборот, во все времена они сами убивали турок, азербайджанцев и резали их", - заявил президент Азербайджана.

На несовпадение желаний с возможностями посетовал и директор по политическим вопросам бюро Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) Киро Маноян. По его словам, пишет газета "Айоц Ашхар", идеальным решением нагорно-карабахского конфликта может стать присоединение Нагорного Карабаха вместе с "освобожденными территориями" (районы вокруг Нагорного Карабаха, контролируемые армянами. - прим. ИА REGNUM) к Армении, "другое дело, что не всегда желания соответствуют возможностям". Маноян считает, что 2006 год вряд ли станет окном возможностей для урегулирования, особенно с учетом позиции азербайджанской стороны. "Для президента Азербайджана переговоры являются способом выиграть время и тем самым изыскать средства на усиление военной составляющей страны", - сказал он, добавив, что с 1998 года в основе переговорного процесса лежал принцип присоединения Нагорного Карабаха к Армении. Маноян также заметил, что последнее предложение Минской группы ОБСЕ основывается на этом принципе и вокруг него армянская сторона ведет переговоры. При этом он с сожалением заметил, что официальный Степанакерт и Ереван смотрят на территории, составляющие зону безопасности Нагорного Карабаха, с позиции уступок. "Недочет позиции армянской стороны именно в том, что она готова уступить эти земли", - сказал Маноян, добавив, что проведение референдума о будущем статусе Нагорного Карабаха уже само по себе является компромиссом.

Комментируя интервью Ильхама Алиева турецкой газете, бакинская газета "Зеркало" пишет: "Итак, в двух словах: президент Азербайджана предлагает совместное экономическое процветание взамен на освобождение оккупированных территорий вокруг НК. Притом он не настаивает на незамедлительном возвращении Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана. Он вообще предлагает отложить определение окончательного статуса НК на неопределенный срок. Вполне трезвый подход. Ведь после лишения армяно-азербайджанского конфликта конфронтационной составляющей ускоренная интеграция стран региона, в том числе Армении, в евро-атлантическое пространство станет реальностью. На каком-то этапе после налаживания экономического сотрудничества и без определения окончательного статуса НК можно будет установить дипотношения между Арменией и Азербайджаном". Газета предлагает обратить внимание и на "другой серьезный фактор": "Дело в том, что у Запада нет выбора: или Запад полностью интегрирует этот стратегический во всех отношениях регион в евро-атлантические структуры, в том числе в Евросоюз, или же через лет 10-15 Россия возвращает страны Южного Кавказа в "родное лоно". А в случае интеграции стран Южного Кавказа, в том числе Армении и Азербайджана, в Евросоюз, вопрос об определении окончательного статуса НК вообще потеряет свою актуальность". Однако с трудом верится в то, что конфликтующие стороны готовы к разумным действиям, заключает "Зеркало".

Большая часть участников освободительной Арцахской (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) борьбы сегодня с болью воспринимают любые предложения решить проблему Карабаха путем взаимных уступок. Особенно это касается предложений передать Азербайджану "освобожденные территории", поскольку, по мнению многих бывших ополченцев, это просто предательство. Как сообщает газета "168 Жам", такое мнение в Национальном пресс-клубе высказал председатель организации "В защиту освобожденных территорий", командир Особого шушинского батальона Жирайр Сефилян. По его словам, проблема Карабаха была решена еще в 1990-х годах, и согласие на проведение нового референдума о независимости означает не что иное, как "предать Родину". Что касается урегулирования конфликта, то Сефилян сказал: "У большей части нашего народа мнение едино: мы хозяева нашей земли, нашей Родины. Вот господствующее мнение. И если это жалкое руководство когда-нибудь осмелится перейти от слов к делу, то отклик будет соответствующим. Все увидят, каким будет отклик, и в этом деле я буду инициатором!" Газета пишет, что, по словам Сефиляна, известные заявления американского сопредседателя Минской группы Метью Брайзы продиктованы отнюдь не стремлением к разрешению данной проблемы, а связаны с региональными процессами и проблемой Ирана. По мнению Сефиляна, США используют проблему Карабаха для того, чтобы оказать давление на власти Армении, заставить их порвать отношения с Россией и вытеснить последнюю из региона. Однако не ободряет он и одностороннюю ориентацию Армении на Россию. Сефилян удивлен тем, что министр иностранных дел РА Вардан Осканян поддерживает предложение о возврате "освобожденных территорий": "В этой активности Осканяна я вижу две цели. Одна из них заключается в том, что он, по заказу Кочаряна, хочет сказать американцам, что готов на все. Второе, Осканян по поручению своих хозяев начал, по их разумению, обработку народа".

"Президент РА Роберт Кочарян не полномочен от имени не признанной Арменией или де-юре не воссоединившейся с ней Нагорно-Карабахской Республики подписывать какое-либо соглашение или договор", - говорится в распространенном заявлении оргкомитета "В защиту НКР". Организация также выразила несогласие с методами Минской группы ОБСЕ и осудила деятельность дипломатических служб Армении, "из-за бездействия которых была искажена суть конфликта ". Как сообщает газета "Аравот", авторы заявления требуют также восстановить формат Будапештского саммита, при котором НК выступал в качестве полноправной стороны переговорного процесса.

"К сожалению, у народов Южного Кавказа очень хорошая память, и она мешает нам урегулировать конфликты так, как в Европе. Там воюют, потом забывают. Но у нас это не получается", - заявил азербайджанский журналист и публицист Алекпер Алиев во время закрытия международного семинара "Евроинтеграция как фактор, способствующий разрешению карабахского конфликта", организованного Кавказским центром миротворческих инициатив в Ереване. Алиев сказал также, что ради предотвращения кровопролития, уничтожения образа армян как врагов и во имя мира готов сотрудничать хоть с самим сатаной. "Я верю в патриотизм наших министров и олигархов и уверен, что если война возобновится, первыми на фронт пойдут именно их сыновья. Тех олигархов, благодаря которым мы находимся в бедности", - заявил Алекпер Алиев. ("168 Жам").

Выступление первого президента Армении

Ряд газет опубликовал выдержки из выступления первого президента Армении Левона Тер-Петросяна на расширенном заседании Совета безопасности РА 8 января 1998 года, посвященном урегулированию карабахской проблемы.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", заседание проходило с участием Бабкена Араркцяна (председатель Национального Собрания (НС) Армении), Роберта Кочаряна (премьер-министр РА), Гагика Арутюняна (председатель Конституционного суда РА), Александра Арзуманяна (министр иностранных дел РА), Вазгена Саркисяна (министр обороны РА), Сержа Саркисяна (министр внутренних дел и национальной безопасности), Аркадия Гукасяна (президент НК), Олега Есаяна (председатель НС НК), Леонарда Петросяна (премьер-министр НК), Самвела Бабаяна (командующий Армией обороны НК) и других, обсуждались пути урегулирования карабахского конфликта. Перед началом самого доклада Левон Тер-Петросян обобщил некоторые прозвучавшие в ходе заседания мнения, которые посчитал "необходимыми с точки зрения всестороннего освещения рассматриваемого вопроса":

"Блокада не влияет на экономическое развитие Армении. Все зависит от правильной организации работы правительства и мобилизации сил". (Роберт Кочарян, Вазген Саркисян)

"Карабахский конфликт не является препятствием для иностранных инвесторов. Обеспечение инвестиционных потоков зависит от активной и широкомасштабной маркетинговой политики, в частности, от максимального использования возможностей интернета". (Роберт Кочарян)

"Бюджет Армении можно увеличить в два-три раза, посредством борьбы с теневой экономикой и ужесточения процесса взимания налогов". (Роберт Кочарян, Вазген Саркисян)

"В случае углубления отношений Армении с диаспорой можно будет от диаспоры получать помощь в 400-500 миллионов долларов в год". (Роберт Кочарян, Вазген Саркисян)

"Эмиграция Армении больше не угрожает, наоборот, уже заметны тенденции к возвращению. Об этом свидетельствует то, что если в прошлом году в школах было по 3-4 первых класса, то в этом году их число достигло уже 6-7". (Роберт Кочарян)

"Армению невозможно полностью изолировать. Нам помогут Россия и Иран. А если по каким-либо причинам Россия прекратит поставку оружия, то мы получим оружие из Ирана". (Вазген Саркисян)

"Пример Израиля показывает, что можно развиваться и в условиях изоляции". (Роберт Кочарян)

"В процессе урегулирования карабахского конфликта необходимо проводить политику активного замораживания". (Вазген Саркисян, Серж Саркисян)

"Сегодня в вопросе Карабаха у нас нет необходимости идти на уступки. Уступим тогда, когда будем вынуждены уступить". (Вазген Саркисян)

"Сохранение статус-кво в Карабахе ничем нам не грозит". (Аркадий Гукасян)

"Разблокирование невозможно обеспечить - Азербайджан под любым предлогом может его нарушить". (Аркадий Гукасян)

"Поэтапный вариант может усилить угрозу войны. Нам трудно будет укрепить новые позиции". (Серж Саркисян)

"Народ Карабаха воспримет поэтапный вариант негативно - из Карабаха начнут уезжать". (Олег Есаян)

"Мы уверены, что мы можем оставаться независимыми - для нас неприемлемо оставаться в составе Азербайджана". (Леонард Петросян)

Газета "Аравот" приводит заключительную часть доклада Левона Тер-Петросяна:

"Таким образом, ни один из доводов, приведенных против немедленного решения карабахского вопроса, по-моему, не выдерживает критики. Более того, в этих доводах я вижу намерение уйти от сути вопроса и развернуть формальную дискуссию вокруг пакетного и поэтапного вариантов. И хотя я обещал не затрагивать эти варианты, но, поскольку об этом здесь много говорилось, вынужден дать некоторые пояснения. Вопрос представляется так, словно Армения защищает поэтапный, а Карабах - пакетный вариант. Почему-то предается забвению тот факт, что Армения (правда - с принципиальными оговорками) приняла пакетный вариант, а Карабах его категорически отверг. После отказа от пакетного варианта нам был предложен поэтапный, и Армения (опять же с принципиальными оговорками) приняла его. Карабах его также отвергнул и теперь предлагает вновь вернуться к пакетному варианту. Возникает вопрос: почему в таком случае Армения продолжает настаивать на поэтапном варианте? Отвечаю: во-первых, мы считаем, что вопрос Карабаха надо решить сегодня, а сегодня другого решения, кроме поэтапного, нет. И второе. Мы уверены, что очень долго, а может и никогда, согласия по пакетному варианту между Карабахом и Азербайджаном достигнуто не будет. Таким образом, предложение вернуться к пакетному варианту имеет целью не решение вопроса, выигрыш во времени. Думаете, трудно тянуть время? Думаете, я не могу сохранить статус-кво карабахского конфликта на 3-4 года, до завершения моего срока правления? Но что будет после этого? В каком безвыходном положении окажется следующий президент?

Завершаю. Обсуждения этих двух дней дают мне серьезные основания сомневаться в том, что противники поэтапного варианта вообще намерены решить проблему Карабаха. Многие этого особенно и не скрывают, что отчетливо видно из обобщенных в начале моего доклада мнений. Мнимая дискуссия о пакетном, поэтапном и других вариантах, уверен, всего лишь прикрытие для растягивания процесса урегулирования и по возможности долгого сохранения статус-кво, то есть сегодняшней ситуации. Я с болью предчувствую, какую страшную опасность это представляет как для существования Карабаха, так и самой Армении. Сегодня мы так же, как и перед Батумом (4 июня 1918 в Батуми был заключён так называемый "Союз мира и дружбы" между турецким правительством и Армянской Республикой. По этому соглашению территория, подвластная дашнакскому правительству, ограничивалась Эриванским и Эчмиадзинским уездами, что составляло 12 тыс. км. Остальная территория Армянской Республики была захвачена Турцией. - прим. ИА REGNUM) и Александрополем (мирный договор 2 декабря 1920 года, завершивший армяно-турецкую войну, по которому Армения становилась, по существу, сателлитом Турции. - прим. ИА REGNUM), возможно, теряем последнюю возможность благоприятного решения вопроса Карабаха и процветания Армении. И за это нам всем придется отвечать перед нашим народом".

Мэтью Брайза и его girl-friend Зейно Баран

"Сопредседатели Минской группы ОБСЕ ждут проявления инициативы сторонами конфликта в Нагорном Карабахе". Об этом в эксклюзивном интервью бакинскому агентству АПА заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза. На вопрос о причинах раскрытия деталей переговорного процесса без учета мнений сторон он отметил, что сделал это не по личной инициативе: "Таково было решение сопредседателей". Брайза отметил также, что были раскрыты не все детали процесса, на общественное обсуждение были представлены только некоторые элементы, обсуждавшиеся во время переговоров: "Мы ждем реакции президентов. Однако я заявляю и о том, что потенциал переговорного процесса еще не исчерпан. Мы ждем направлений от президентов, они должны указать нам, в каком направлении нужно работать в дальнейшем". Вместе с тем, Брайза отметил, что дата проведения очередной встречи президентов Армении и Азербайджана пока не известна.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ в начале будущего месяца вновь встретятся в Париже. Об этом журналистам сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров со ссылкой на сопредседателя Минской группы ОБСЕ Метью Брайзу. По его словам, американский сопредседатель в конце июля-начале августа посетит регион с визитом. В начале он прибудет в Ереван, а затем проведет встречи в Баку. Затем сопредседатели Минской группы встретятся в Париже, где обсудят предстоящие шаги. Участие глав МИД Азербайджана и Армении на встрече не планируется. Глава МИД Азербайджана заявил о готовности к встречам и переговорам и подчеркнул важность того, чтобы "встречи не носили символический характер". (АПА).

По мнению министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что они исчерпали свое воображение, не надо воспринимать как заявление о прекращении переговорного процесса, и представленный ими документ является взвешенным синтезом обсуждений, проведенных министрами иностранных дел и президентами за последние два года, пишет газета "Айоц Ашхар". "Если стороны начнут вести переговоры в другом направлении, то с уверенностью можно сказать, что для воображения возникнут новые возможности", - заявил Осканян.

"Если исчерпал свое воображение - подай в отставку и поищи приемлемую для себя работу", - посоветовал Мэтью Брайзе ректор Лингвистического института имени В.Брюсова, политолог Сурен Золян. Он предложил президентам сопредседательствующих стран отозвать своих сопредседателей и на их место назначить людей с более ярким воображением. Газета "168 Жам" пишет, что, по мнению Золяна, нам надо понять, что события вокруг Нагорного Карабаха "не мы контролируем, мы не в состоянии". "Конечно, определенное воздействие мы можем иметь, но оно не принципиально", - добавил Золян.

На вопросы радиостанции Би-би-си ответил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза:

"Что Вы думаете об эмоциональной реакции на свои первые интервью?

Я думаю, этим интервью было уделено так много внимания, потому что я впервые публично объявил о новом подходе к переговорам, разработанным моим предшественником вместе с двумя другими сопредседателями Минской группы - Юрием Мерзляковым и Бернаром Фасье. Они приняли решение, согласно которому во время паузы в переговорном процессе нужно стимулировать здоровое обсуждение проблем мирного урегулирования. И я должен был положить начало этим дебатам. Поэтому совершенно неудивительно, что обсуждение началось. И это простое совпадение, что я, будучи новым человеком, явился в мир Минской группы ОБСЕ с объявлением о начале таких звучных дебатов.

Когда вы, сопредседатели Минской группы, говорите, что формат мирных переговоров должен быть расширен, вы отмечаете также, что президенты должны работать со своими народами. Кого вы имеете в виду, когда говорите "народ"?

Сопредседатели Минской группы - не только я, Метью Брайза, а все три сопредседателя - считают, что президенты Армении и Азербайджана должны начать подготавливать народы - гражданское общество, частных лиц, людей, не входящих в правительство, подумать о трудных компромиссах, на которые должны пойти обе стороны, если они хотят достичь договоренности.

Да, но гражданские общества в этих странах слабы, не правда ли?

Да, они слабее, чем в некоторых других странах, и часть наших усилий в обоих государствах направлена на укрепление гражданского общества. Но под гражданским обществом я не имею в виду лишь неправительственные организации. Я говорю обо всем населении. Ведь все так или иначе смотрят телевизор, читают новости в газетах или слушают радио. И они должны лучше понимать, как продвигаются дебаты, и, надеюсь, что, поняв это, поддержат трудные решения и компромиссы своих президентов.

Как Вы, один из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, прокомментировали бы июньское заявление своих коллег, в котором сказано, что вы исчерпали ваше воображение в деле признания, формулирования и приведения в окончательный вид принципов мирного урегулирования. Это что же получается, тупик?

Это не означает, что мы в тупике. Это значит, что творческие идеи сопредседателей иссякли до тех пор, пока лидерами Азербайджана и Армении не будут приняты новые решения. Это не тупик. Это такой этап в переговорах, когда посредники говорят: "О'кей, пусть теперь сами лидеры решают, что они хотят сделать".

То есть следующие шаги теперь полностью зависят от президентов?

Разумеется! Они суверенные лидеры суверенных государств, ответственные за процветание своих народов, за мир и демократию в своих странах. И именно они, а не мы, должны принимать решения.

Какое у Вас сложилось впечатление, есть ли у президентов политическая воля к сотрудничеству?

Именно это мы и хотим понять! Я уже девятый год работаю в регионе, знаю обоих лидеров и людей в их правительствах. Да, у обоих лидеров есть политическая воля работать вместе, сотрудничать друг с другом. Но мы не знаем, есть ли у них политическая воля, чтобы принять эти несколько последних трудных решения, чтобы договориться относительно базовых принципов мирного соглашения. И мы ожидаем ответа на этот вопрос". (Би-би-си).

Газета "Аравот" публикует интервью "girl-friend американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы", директора Центра евразийской политики Института Хадсона США, турчанки по национальности Зейно Баран:

"После последней встречи президентов Армении и Азербайджана посредники выступили с заявлением, которое в регионе было расценено как "ультиматум". Вы согласны с такой формулировкой?

Я не считаю заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ "ультиматумом". В нем посредники ясно выражают убежденность, что в ходе этого процесса сделали все, что могли. Начиная с этого момента, основная тяжесть ложится на армянскую и азербайджанскую стороны - если они хотят урегулирования, значит, должны работать с тем документом, который лежит на столе. Это предложение не осчастливит ни одну из сторон, однако для них будет лучше, если конфликт разрешится. Так что оба президента и оба народа должны сориентироваться в отношении того, что они хотят.

Я думаю, хорошо, что завеса секретности спала, и для народов Армении и Азербайджана стала ясна суть предложения. К сожалению, я не вижу, какие шаги может осуществить каждый из президентов. Каждый из них считает, что лучше немного подождать и посмотреть, как будет развиваться ситуация. Так, например, мы пока не знаем, что может произойти в случае дальнейшего обострения отношений между Ираном и Западом, какой будет политика Ирана по отношению к Армении и Азербайджану, какое воздействие может иметь ухудшение отношений между США и Россией, в частности, в тех регионах, которые Москва считает своими "задворками". Думаю, без четких представлений о будущем Южного Кавказа ни один из президентов не пойдет на риск и не предпримет таких шагов, которые поставят его страну в худшее положение.

Выступая в прошлом году в Сенате, Вы сказали, что "США должны вовлечься в урегулирование карабахского конфликта на самом высоком уровне с целью изменить политические и экономические условия и расчеты сторон". Можно ли сегодня говорить о подобной вовлеченности?

За последний год США повысили уровень своей вовлеченности, однако его пока нельзя считать удовлетворительным. Именно по этой причине необходимо, чтобы президент Буш поднял вопрос Карабаха на саммите G8 с тем, чтобы подтвердить приверженность США. Почему? Потому что все знают: помимо армянской и азербайджанской сторон существует также фактор России. Только США имеют возможность работать с Россией так, чтобы убедить ее, что урегулирование карабахского конфликта вытекает из ее же интересов.

В прошлом году вы также сказали, что Запад призывает Азербайджан отказаться от Карабаха во имя мира и с целью продвижения процесса интеграции в НАТО и Евросоюз, что такие подходы усиливают позиции националистов, которые считают, что нефтяные и газовые доходы позволят вернуть территории военным путем. Можно ли к упомянутым вами националистам причислить руководителей Азербайджана, которые постоянно выступают с угрозами решить проблему вооруженным путем?

В Азербайджане проявляется сильное разочарование и ощущение того, что, будь они христианами, международное сообщество оказало бы им большую поддержку. Идти на уступки всегда трудно, особенно в регионе, где такие традиции не развиты. Рост национализма - явление не сугубо азербайджанское, оно наблюдается и в других странах, в том числе в России и Турции. Разговоры о военном решении могут быть переговорной тактикой либо следствием разочарования. В любом случае я выступаю против всех тех, включая высокопоставленных представителей правительства, кто прибегают к высказываниям, усиливающим взаимное недоверие и затрудняющим уступки.

Насколько жизнеспособна идея определения будущего статуса Нагорного Карабаха путем референдума?

Не думаю, что референдум может быть проведен в ближайшем будущем и иметь международную легитимность. В будущем он может быть проведен, и, по всей вероятности, так и будет. Все будет зависеть от того, когда и при каких условиях референдум состоится.

В прошлом году в Сенате Вы заявили, что "сила армянской диаспоры ограничивает возможности США в плане поощрения осуществления в Армении демократических изменений". Вы отметили, что "США просто не могут оказать на Роберта Кочаряна такое давление, какое оказывается на президента Украины Леонида Кучму". Как Вы думаете, изложенная Вами ситуация сохранится или Вашингтон будет готов занять более жесткую позицию, если выборы в Армении не будут соответствовать международным стандартам?

Не предвижу каких-либо изменений, поскольку армянская диаспора столь же эффективна, как и раньше, и не хочет, чтобы правительство Армении подвергалось какой-либо критике. Однако армяне должны получить возможность присоединиться к демократическому сообществу. Активисты общественного движения и находящиеся в составе правительства реформаторы должны иметь возможность получить от США такую поддержку, которая была оказана демократическим силам в других странах мира.

Определил ли Вашингтон своих "союзников" на предстоящих выборах в Армении?

Нет. Когда подойдет день выборов, американское правительство, разумеется, проявит интерес к предвыборным процессам. В случае появления "максимально желательных кандидатов" это должны быть лица, имеющие видение демократической Армении, готовой идти по пути более тесной интеграции с европейскими и евро-атлантическими институтами". ("Аравот").

Два письма

Как сообщает Analitika.az, в адрес редакции поступило "обращение к армянскому народу", подписанное 101 представителем азербайджанской интеллигенции. В обращении предлагалось проведение референдума и добровольное возвращение Азербайджану 5 районов, расположенных вне административной территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Указывалось, что альтернативой этому является война, которая не принесет ничего хорошего сторонам конфликта, в особенности Армении. Среди лиц, подписавших это заявление, отмечает бакинское издание, не было ни одного "громкого имени". Analitika.az связалась с одним из авторов обращения, кандидатом технических наук Руфатом Гаджиевым. По его словам, Азербайджан ведет переговоры с Арменией, основывающиеся на поэтапном принципе решения конфликта. А армянское руководство не может пойти на этот вариант, так как оппозиция сразу же обвинит его в предательстве. Лучше будет, если данное решение примет сам армянский народ. Но руководство Армении не сможет обратиться к своему народу с подобным обращением. Исходя из этого, "мы написали это обращение, и если они после этого освободят хотя бы один из районов, то мы будем считать, что наша миссия выполнена".

Интернет-газета KarabakhOpen сообщает, что армянские беженцы направили президенту Ильхаму Алиеву письмо, в котором содержится конкретное предложение, касающееся подконтрольных ныне Нагорному Карабаху территорий. Представив свое видение карабахского конфликта, общественные организации, представляющие интересы 500 тысяч беженцев-армян, отмечают: "Вы требуете возращения потерянных территорий, возвращения в места прежнего проживания внутренне перемещенных азербайджанцев, при этом полностью игнорируя наши интересы, интересы 500 тысяч армян, ограбленных властями и изгнанных из Азербайджанской ССР и Нахиджевана.... Атмосфера армянофобии, насаждаемая в АР, память о недалеком трагическом прошлом исключают для армян-беженцев из АзССР и Нахиджевана возможность возвращения в прежние места обитания. Исходя из сложившихся реалий, беженцы-армяне в качестве единственного правопреемника АзССР признают Нагорно-Карабахскую Республику. В своем заявлении от 30 июня мы обратились к властям НКР с предложением создать условия для перезаселения беженцев-армян на находящихся под ее юрисдикцией территориях, лежащих вне границ, в которых была провозглашена НКР, с передачей им этих земель на правах частной собственности. Это позволит им вновь обрести Родину, стать хозяевами на земле, принадлежащей им по праву, и частично покроет понесенные прямые материальные потери. Косвенные потери связаны с приватизацией, проведенной в Азербайджанской Республике, - беженцы-армяне были незаконно лишены возможности принять участие в этом процессе, и мы считаем, что эта несправедливость может быть устранена, если власти АР предложат приемлемые и адекватные механизмы, предусматривающие выделение беженцам-армянам соответствующей доли доходов, поступающих от добычи, переработки, транспортировки и продажи нефти и газа".

Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде в интервью бакинской "Эхо" сказал, что в Азербайджане "так называемое "открытое письмо" азербайджанскому президенту называют приемом, рассчитанным на дешевый популизм". По его словам, обращение армянских беженцев шито белыми нитками и таким образом эти люди всего-навсего пытаются протащить свои аннексионистские требования. "Не следует всерьез воспринимать такие обращения, впрочем, как и аналогичные требования беженцев-азербайджанцев из Армении по поводу приватизации и потери собственности. Все эти требования бессмысленны, юридически необоснованны, демагогичны и рассчитаны на дешевый популизм и влияние необразованных людей", - сказал Ализаде. При этом он не исключил вероятности того, что это "очередная акция дашнаков или российских спецслужб".

"Беженцы-армяне, в том числе те, кто поселился в Карабахе, обладают теми же правами, что и беженцы-азербайджанцы. При этом в большинстве международных резолюций и документов говорится о праве на возвращение на родину исключительно беженцев азербайджанской национальности. Это несправедливо по отношению к людям, которые внесли немалый вклад в становление азербайджанского государства", - заявил председатель Общественной организации беженцев Нагорного Карабаха С. Сарьян, комментируя письмо армянских общественных организаций президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, в котором они предложили предоставить в качестве компенсации армянским беженцам территории, ныне находящиеся под контролем НК. По мнению Сарьяна, в отличие от беженцев, проживающих в Азербайджане и Армении, живущие в Карабахе люди за прошедшие 15 лет не удостоились внимания соответствующих международных структур и не получили компенсации за понесенный ущерб. ("Де-Факто").

Бакинская газета "Зеркало" считает "весьма непонятным" обращение азербайджанской интеллигенции к армянскому народу и "сомнительным само его происхождение". Вместе с тем, пишет газета, обращение армянских беженцев - "более логичное и понятное". Понятное в смысле того, что отчетливо видны стремления подписавшихся организаций, безусловно, поддерживаемых официальным Ереваном, пишет "Зеркало". Газета утверждает, что обращение армян в первую очередь свидетельствует о том, что в принципе Армения готова пойти на освобождение районов, входящих в так называемую буферную зону. "Уж очень напоминает данное обращение стремление поднять вопрос о возвращении армянских беженцев и добиться их расселения в районах, входящих в так называемый пояс безопасности. Но одновременно это может являться торпедированием процесса мирных переговоров. Ведь в случае решения "властей НКР" о расселении армян в районах, входящих в "буферную зону", на следующем этапе армянская сторона может начать говорить о защите их прав и необходимости присутствия в этом регионе армянских вооруженных формирований". Кроме того, считает "Зеркало", данное обращение является попыткой легитимизировать осуществляемую армянской стороной политику по расселению армян в "оккупированных" районах. "Причем численность этих армян будет намного больше, чем до начала конфликта, ведь там, судя по словам авторов обращения, собираются поселиться и люди, бежавшие из Баку, Сумгайыта и т.д. Другой вопрос - реально пойдут ли армяне жить, предположим, в Агдаме? Ведь в случае принятия сторонами конфликта нынешних предложений Минской группы ОБСЕ получится, что армяне, поселившиеся в Агдаме, будут отрезаны от "своих" в Нагорном Карабахе миротворцами. И жить им придется бок о бок с азербайджанцами. Из всего этого следует, что обращение армянских организаций - не что иное, как попытка привлечь внимание к этому вопросу. Тем самым армянская сторона пытается актуализировать вопрос о своих беженцах в свете последних принципов урегулирования карабахского конфликта". При этом, считает газета, "возвращение армянских беженцев в случае мирного урегулирования конфликта возможно и даже нужно". "Но должен соблюдаться принцип возвращения беженцев в исторические места проживания - искусственное заселение какого-либо азербайджанского района армянами недопустимо. И естественно, что возвращение армянских беженцев возможно лишь тогда, когда азербайджанские беженцы получат возможность расселиться в исторических местах проживания, в том числе и в Нагорном Карабахе", - заключает "Зеркало".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.