Московский рынок недвижимости болен "голландской болезнью"? Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ

Москва, 21 июля 2006, 23:38 — REGNUM  

Почти два месяца столичный район Южное Бутово не сходит со страниц столичной и федеральной прессы. Останется ли этот громкий конфликт единственным в своем роде, или получит свое продолжение в других частях города? "История противостояния в столичном районе Южное Бутово, где жители одноэтажных домов протестовали против сноса их жилищ, может повториться", -предупреждают "Ведомости" (№131 (1658) от 19 июля). "На днях обитатели частных домов на окраине подмосковной Сходни узнали, что их жилища снесут в течение нескольких месяцев. На их месте по уже согласованному плану строительства должны возвести многоэтажные дома. С тем же самым столкнутся вскоре дачники садоводческих товариществ "Союз" и "Русь" в Раменском районе. Около 500 домов будут снесены в ходе строительства новой скоростной центральной кольцевой автодороги (СЦКАД)". Подробную информацию об этих планах столичных властей жители получить не могут; также им неизвестно, на какую компенсацию они могут рассчитывать, сообщает газета. "Среди раменских дачников циркулируют слухи, что их участки выкупят не по рыночной стоимости ($1000-1500 за сотку земли и $8000-12 000 за дом), а по кадастровой - $3000 за все. Между тем если поставить дачника перед фактом в последний момент, он просто не успеет пригласить независимого оценщика для определения реальной стоимости земли и строений. Того же опасаются и жители Сходни, где цена сотки колеблется от $3500 до $5000. Добровольно уступать свою собственность по бросовой цене никто не намерен". В ходе строительства дороги протяженностью около 480 км, может быть затронуто около 50 дачных поселков, в результате чего "массовые столкновения могут развернуться по всему Подмосковью. По данным июньского опроса ВЦИОМ, сопротивление жителей Южного Бутова поддержали 75% жителей столичного региона, а 29% респондентов считают возможным применение силовых методов для защиты собственности".

В то же время не полностью затихло противостояние столичных властей и Общественной палаты, в лице ряда своих членов выступившей в защиту протестующих бутовцев. Мэр Москвы Юрий Лужков выступил с критикой в адрес члена Общественной палаты Анатолия Кучерены, принимающего активное участие в этом конфликте, защищая интересы жителей. "То, чем он (Анатолий Кучерена. - "МК") занят, считаю, мягко говоря, неправильным, а если говорить строже - не соответствующим закону", - цитирует слова мэра "Московский Комсомолец" (номер от 20 июля). "Деятельность такого человека, как юристa должна быть связана с судебными процессами, а не с воздействием на общественность, генерированием общественных протестов", - приводит "МК" слова мэра. Также, по данным газеты, Лужков одобрил решение главы столичного ГУВД Владимира Пронина не являться на заседание комиссии Общественной палаты, куда его приглашали для обсуждения событий в Бутовe. Подробнее на ту же тему пишут "Известия" (номер от 20 июля): "В среду мэр Москвы Юрий Лужков неожиданно вызвал новый виток скандала вокруг ситуации с домовладельцами Южного Бутова. Лужков поддержал начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина, который наотрез отказался участвовать в слушаниях Общественной палаты. Комиссия палаты, которую возглавляет адвокат Анатолий Кучерена, намерена дать оценку действиям столичной милиции и ОМОНа во время конфликта в Бутове. Юрий Лужков счел действия Кучерены незаконными, а Кучерена назвал позицию Лужкова и Пронина сговором". Сам Пронин, по сведениям "Известий", "сообщил, что никакая Общественная палата не имеет права вызывать его, начальника ГУВД, на свое заседание. "А оценку действиям ОМОНа должна дать прокуратура", - добавил Пронин". "Не понимаю, как мог образоваться такой тандем из начальника ГУВД и мэра Москвы. Или начальник милиции уже вошел в подчинение к Юрию Лужкову? Если они сейчас дубинками ломают хребты простым гражданам и бьют членов Общественной палаты, что будет дальше? Очевидно, мэр поощряет такие действия силовых структур", -прокомментировал "Известиям" эту ситуацию Анатолий Кучерена.

Несмотря на подобные препятствия, столичные власти не намерены отказываться от планов дальнейшего расширения городской территории под застройку, в том числе и под дорожное строительство. "Скупить сельские угодья на западе Подмосковья решили столичные власти. Приобретение деревенских земель в Ленинском и Внуковском районах требуется для дальнейшей реконструкции Боровского шоссе", сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 15 июля. "В зону модернизации автомагистрали, ведущей к западным воздушным воротам столицы, попали территории сельхозкомплекса "Рассказовка". <...> В собственность мегаполиса предполагается заполучить участки в окрестностях деревень Ликова, Шельбутово, Рассказовка и Пыхтино. Кроме того, в жертву дорожному строительству придется принести пруд с плотиной, расположенный у животноводческого комплекса, и склады минеральных удобрений в Рассказовке". Что касается жителей, то принадлежащие им земли будут у них выкуплены. "Планируется, что все необходимые для реконструкции Боровского шоссе земли будут куплены до конца этого года. Городская казна потратит на это 1 млрд. 270 млн. рублей".

"Расширение Боровского шоссе: ни один землевладелец не пострадал", так озаглавлен материал Анны Гараненко ("Известия", номер от 18 июля). Как сообщает газета, "близится к завершению реконструкция Боровского шоссе, соединяющего столицу с аэропортом "Внуково". Правда, в этом случае местным властям и застройщику удалось обойтись без народного гнева: компенсации выплачиваются не только за дом, но и за землю, за растущие на ней деревья и за упущенную выгоду - причем по рыночной стоимости. По замыслу столичных властей к осени нынешнего года бывшая второсортная дорога - Боровское шоссе - должна превратиться в вылетную трассу. На 6,6 километра магистрали появятся 3 эстакады, 2 автодорожных тоннеля, 3 надземных пешеходных перехода и 2 моста. Дорога будет 6-полосной - по 3 полосы в каждую сторону". Что касается жителей деревень, попадающих в зону строительства, то "полтора десятка сельских домов должны быть снесены, а участки изъяты для "государственных нужд"".

Планируется реконструировать и окраинный район Москвы Внуково. По данным "МК" (номер от 17 июля), "в ближайшие два года архитекторы разработают проекты будущего переустройства этой западной окраины мегаполиса". Как сообщает газета, "начать модернизацию Внукова планируется со сноса - ликвидации подлежат муниципальные дома на Центральной и 2-й Рейсовой улицах, в Проектируемом проезде 398 и строения, размещенные вдоль границы водоохранной зоны реки Ликов. Причем новое жилье здесь возводиться не будет, поскольку эти территории находятся в зоне повышенного шумового воздействия от одноименного поселку аэропорта. Разрушить предполагается и наиболее ветхие жилые дома во Внукове. Жильцов из сносимых зданий станут переселять в запланированные к строительству многоэтажки на Боровском шоссе и Плотинной улице". В районе также предусмотрено строительство детских садов, торгового центра и других объектов инфраструктуры.

Что касается самого аэропорта Внуково, а также его конкурентов "Шереметьево" и "Домодедово", то все они вынуждены соответствовать рыночным условиям, для чего, как отмечают "Ведомости" (№129 (1656) от 17 июля), "используют все новые методы борьбы за пассажиров, и одним из инструментов в этой борьбе стало возведение объектов коммерческой недвижимости на территории аэропорта". ""Зоны крупных аэропортов, генерирующие высокий трафик пассажиров и обладающие хорошей транспортной доступностью, безусловно, являются привлекательными для девелопмента коммерческой недвижимости. Здесь могут быть расположены небольшие по площади офисные центры, как встроенные, так и отдельно стоящие, рестораны, кафе, объекты фастфуда, торговые и развлекательные комплексы, галереи", - говорит заместитель директора отдела финансовых рынков и инвестиций компании Knight Frank Евгений Семенов". С учетом этого, все три аэропорта в настоящее время проводят масштабную реконструкцию, направленную на строительство новых и обновление существующих терминалов. ""Терминалы, строящиеся в московских аэропортах, отвечают потребностям рынка. В настоящее время большинство из российских аэропортов - международные: чем больше аэропорт, тем больше совершаемых рейсов и, как следствие, грузоперевозок, а значит, и места для хранения грузов должно быть достаточно"", - приводят "Ведомости" слова генерального директора компании Becar. Commercial Property Игоря Галицина. Также в планах столичных аэропортов - строительство гостиниц, торговых и развлекательных площадей, офисных центров. Но при этом, по данным "Ведомостей", "как отмечают участники рынка, новое строительство объектов коммерческой недвижимости в аэропортах не окажет непосредственного влияния на весь столичный рынок", так как это самостоятельный сегмент, ориентированный на достаточно узкую целевую аудиторию.

Сфера строительства является смежной и для железнодорожной отрасли. "Земли транспорта на территории Москвы всегда были священной коровой. Хотя теоретически они считались частью резервных территорий города, но об их застройке никто на официальном уровне не говорил даже в сослагательном наклонении", отмечает Петр Чернов в материале "Доходное место: Хватай мешки - вокзал отходит" ("Ведомости" от 17 июля). "И вот весной 2006 г. лед тронулся: не успело ОАО "РЖД" получить земли, находящиеся в его ведении на территории Москвы, в долгосрочную аренду на 49 лет, как 8 июня 2006 г. был создан Координационный совет по реорганизации этих территорий, в который вошли представители столичного стройкомплекса и руководства РЖД. Чтобы у всех отпали сомнения в серьезности намерений заинтересованных сторон, уже было объявлено о пилотном проекте в районе Поклонной горы". Несмотря на неопределенность деталей проекта и скептицизм рядя экспертов, отмечает газета, "руководство РЖД весьма позитивно настроено в отношении идеи реорганизации своих территорий, значительная часть которых находится в заброшенном состоянии и никак не используется". "С точки зрения перспектив развития объектов коммерческой недвижимости особый интерес представляет освоение территорий РЖД в рамках существующих промзон, а также грузовых дворов вокзалов и крупных станций", отмечают "Ведомости". В материале приводится перечень тех территорий и объектов, где уже разработана или разрабатывается проектная документация, перечислены основные направления строительства, как коммерческого, так и жилищного назначения. Ряд газет на этой неделе посвятили материалы не только дорожному строительству, но и ремонту дорог. Прежде всего, это связано с критикой, которую мэр Москвы Юрий Лужков высказал в ходе слушания доклада главы департамента ЖКХ Артура Кескинова о планах ремонта дорог в 2007 году. "Застроив все свободные участки жильем, московские власти, похоже, решили превратить и дорожный ремонт в коммерческое мероприятие", - отмечает "Время новостей" (номер от 19 июля). Недовольство мэра вызвали затянутые сроки ремонта дорог и низкое качество результатов. "Для исправления ситуации градоначальник посоветовал брать пример со строителей, у которых есть жесткий график оформления всей необходимой документации. Мэр также подчеркнул, что при разработке проекта необходимо увязывать ремонт дорожного полотна с обслуживанием коммуникаций, находящихся под дорогой". "Необходимо уходить от обеспечения ямочного ремонта к организации гарантированного обслуживания дорог или участка. Зарубежный опыт дает нам примеры, когда дорога, вместе с соответствующим финансированием, сдается на срок до 25 лет некой организации, которая обеспечивает ее надлежащее содержание", приводит газета слова мэра. "Столица перестанет чинить дороги. Власти передадут их в руки частных компаний", - делает в связи с этим вывод "Московский Комсомолец" (номер от 19 июля). "В качестве одной из мер для решения традиционной дорожной проблемы Лужков предложил проводить конкурсы не по подбору подрядных организаций, занимающихся ремонтом дорог, а поручить ремонт самим фирмам, содержащим дороги. В этом варианте, по мнению мэра, у организации, выигравшей тендер, будет стимул сделать качественный ремонт, чтобы потом сэкономить на эксплуатации трассы", - поясняет, в свою очередь, "Труд" (№ 130 от 19 июля). "По данным департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, сейчас в городе насчитывается около 400 компаний, выполняющих капитальный или текущий ремонт дорог", - сообщает "Бизнес" (№ 130 (514) от 19 июля). "Решение правительства Москвы о заключении долгосрочных контрактов с подрядными организациями по ремонту дорог вполне разумно. Компании будет выгодно вкладывать средства в развитие бизнеса, приобретать современную технику, внедрять новейшие технологии в производство", - приводит газета слова заместителя директора по производству ООО "СДС Аран" Николая Эларяна.

Строительство офисов не теряет актуальности - ведь скоро период традиционного летнего затишья в сфере бизнеса закончится, и нехватка офисных площадей снова станет проблемой. Деловому центру столицы между Ростовской, Саввинской, Лужнецкой и Фрунзенской набережными, Садовым кольцом и Воробьевыми горами посвящен материал Марины Ховратович "Кабинеты у воды" ("Ведомости", №129 от 17 июля). Деловая застройка на этом участке отличается большой плотностью. "Как рассказала руководитель отдела аналитики рынка офисной и индустриальной недвижимости компании Colliers International (Colliers Int.) Регина Лочмеле, общий объем существующих офисов классов А и В в рассматриваемом районе составляет примерно 140 000 кв. м (около 3% от общего объема офисов А- и В-класса в Москве). Из них офисы класса А занимают около 37 000 кв. м, что представляет собой около 2,8% от общего объема класса А в городе. Новые объекты составляют примерно 50% в общем количестве площадей А- и В-класса во Фрунзенском. Новые офисы класса А должны появиться в районе к 2007-2008 гг., если верить планам девелоперов. В этой зоне планируются также офисно-жилые комплексы, например на Малой Трубецкой улице, вл. 1, расположится административно-жилой комплекс с городским музеем ретро-автомобилей". Основным ресурсом, отмечают "Ведомости", являются промзоны центральной части города, которые активно осваиваются под офисное строительство. "Как говорит Олег Корзун, руководитель отдела исследований DTZ, территории заводов и фабрик стали во Фрунзенском основным ресурсом для офисных девелоперов. Московская администрация решила вывести ряд производств из этого района. Больше всего таких площадок встречается в окрестностях Пироговских улиц и Саввинской набережной".

В поле зрения столичного стройкомплекса - такая обширная промзона, как территория АМО "ЗИЛ". По данным "Московского Комсомольца" (номер от 18 июля), ее реабилитация начнется уже в 2006 году. "Хотя проект бизнес-инкубатора Nagatino I - Land не удостоился внимания федеральных чиновников и, соответственно, денег Инвестфонда, столичные власти полны решимости за пять лет возвести в Нагатинской пойме свыше 1 млн. кв. м офисных площадей, превратив промышленный юг столицы в престижный деловой центр. Москвичи в награду за долготерпение получат новые дороги и развязки, а также дополнительную станцию метро на зеленой ветке", - отмечает в материале "ЗИЛ да сплыл" Елена Егорова. "В отличие от ММДЦ "Москва-Сити", куда поедет "большой" бизнес, проект в Нагатине изначально задумывался как технопарк для малых предпринимателей. На 32 га, принадлежащих ЗИЛу, планируется построить 30 зданий высотой от 9 до 20 этажей. Нижние этажи будут отданы под производство и торговлю, в верхней части разместятся офисы, гостиницы и выставочные залы. Жилья и небоскребов в Нагатине не будет. <...>. Эксперты считают, что проект бизнес-инкубатора в Нагатинской пойме будет успешным и может окупиться в течение 5-7 лет, если производственные площади будут сдаваться в аренду по $300 за кв. м в год, а офисы - по $350-450. Однако общая сумма вложений пугает: в строительство необходимо вложить почти $1 млрд". Город, по данным "МК", возьмет на себя строительство транспортной инфраструктуры, за исключением станции метро, которая, как уже отмечалось, будет построена на средства инвесторов.

Бизнес-парк появится и возле метро "Водный стадион", - сообщает "Бизнес" (№ 129 (513) от 18 июля): "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" (МГО ВФСО "Динамо") нашло партнера для реализации проекта по реконструкции водного стадиона. Как стало известно "Бизнесу", им стала девелоперская компания "Хорус кэпитал". Теперь возле метро "Водный стадион" будет построен не только спортивный комплекс, как планировалось изначально, но и бизнес-парк общей площадью от 50 тыс. до 100 тыс. кв. м". "Заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Александр Крутов полагает, что формат бизнес-парка очень удачно впишется в формирующуюся деловую зону "Сокол"-"Водный стадион"-"Войковская". "К тому моменту, как объект будет введен, в районе уже построят достаточное количество многоэтажных бизнес-центров, и бизнес-парк с офисными зданиями небольшой этажности будет пользоваться большим спросом у арендаторов", - считает эксперт".

"Московские строители продолжают воплощать в жизнь масштабный проект "Новое кольцо Москвы", - сообщают "Новые Известия" (номер от 20 июля). По данным газеты, "мэр Москвы Юрий Лужков призвал, с одной стороны, не забывать положительный опыт строительства "сталинских высоток", а с другой - не повторять ошибок недавнего прошлого, таких, как высотные здания на улице Новый Арбат или гостиница "Интурист". "Нельзя привносить в город безликие стекляшки". Многоэтажные дома нужно умело интегрировать в городскую архитектуру. "Здесь надо задействовать талант архитекторов и потенциал нашей архитектурной школы", приводят "НИ" слова мэра. По данным газеты, "согласно адресному перечню территорий застройки, в Москве возведут 60 высотных градостроительных комплексов, в составе которых появятся около 200 строений высотой от 30 до 75 этажей". Среди них будут крупные гостиничные комплексы, многофункциональные комплексы, а также "социальный небоскреб" - построенный на паевой основе, на средства жителей, переселяемых из сносимых домов. "В правительстве твердо обещают, что возводить небоскребы в местах исторической застройки не будут. Это распоряжение мэра Москвы", - подчеркивает газета.

Ряд материалов столичной прессы, традиционно, был посвящен новостройкам. "Переехать из унылых пятиэтажек в новые просторные квартиры смогут в течение ближайших четырех лет жители Левобережного района столицы. Новоселья ожидают владельцы квартир на Беломорской, Фестивальной, Смольной улицах, в Валдайском и Прибрежном проездах, а также на Ленинградском шоссе. Теперь на картах строителей до 2010 года этот сектор будет фигурировать как первый и второй микрорайоны. Появятся новые школы, поликлиники и детские сады. Уже действующие учреждения планируется расширить за счет реконструкции и новых пристроек", - сообщает "МК" в номере от 21 июля. Рынок новостроек в Северо-Восточном округе столицы анализирует Наталья Мартынова, автор газеты "М2 = Квадратный метр" в выпуске №28 (288) (12 июля - 18 июля). "Каждый сегмент имеет свою стоимость 1 кв. м, которой достаточно жестко придерживаются все работающие в округе застройщики. Стоимость жилья эконом-класса на Северо-Востоке стартует в среднем с $2 тыс. за 1 кв. м, ближе к моменту сдачи дома госкомиссии подбираясь к уровню $2,6-2,9 тыс. Новостройки, которые позиционируются как бизнес-класс, выходят на рынок со стоимостью "квадрата" от $3 тыс., завершаются продажи в них на отметке $3,5-3,7 тыс. Наконец, немногочисленный класс престижных домов, мало отличающийся от квартир бизнес-класса (разве более громким именем застройщика), предлагается по начальной цене $3,8 тыс. за 1 кв. м, постепенно достигая к концу строительного цикла показателя $4,4 тыс. Не могут риэлторы пожаловаться и на покупательский спрос: он достаточно стабилен, без каких-либо всплесков и падений. Клиент, решивший приобрести квартиру именно на Северо-Востоке, без труда найдет вариант, соответствующий его запросам и финансовым возможностям. Дело за малым - сделать выбор", - констатирует газета. Единственной проблемой, по мнению аналитиков рынка, остается невысокий престиж СВАО, повысить который не смогло даже появление монорельса - пожалуй, одного из самых неудачных масштабных проектов столичных властей за последние годы.

Тем не менее, как логично отмечает Денис Тыкулов в материале "Жилье по средствам" ("Газета" от 19 июля), "в условиях роста цен на жилье доступность его приобретения становится важнее месторасположения. Тем более что и в малопрестижных округах есть перспективные анклавы". В материале привлекательность жилья анализируется, исходя из его цены в зависимости от округа. В итоге. Самыми доступными остаются квартиры в ВАО и ЮВАО Москвы, самыми дорогими, разумеется, в центре, а "золотой серединой" признан север города. "Это касается всего: наличия социальной и транспортной инфраструктуры, экологии и цен на недвижимость. Средняя стоимость квадратного метра в округе составляет 3950 долларов за кв. метр. Самые дешевые предложения новостроек в Савеловском районе - в Вятском переулке можно приобрести квартиру из расчета 2600 долларов за кв. метр. Дорогие предложения сконцентрированы в районе метро "Сокол", лидеры достигают 12-13 тысяч долларов. Но в округе ведется только точечная застройка. При этом на окраинах Севера столицы в последнее время появилось сразу несколько крупных офисных комплексов, что стало дополнительным стимулом для роста цен", -отмечает "Газета".

Но в случае Москвы "доступность жилья" - понятие предельно условное. "Взлетев до предельно высокого уровня, цены на квартиры в Москве могут рухнуть в любой момент. Покупку жилья эксперты советуют отложить на осень", - сообщают "Новые Известия" (номер от 20 июля). "Средняя цена квадратного метра жилья в Москве вплотную подошла к отметке 3,6 тыс. долларов. Участники рынка ведут себя нервно - продавцы боятся прогадать, надеясь, что "квадрат" взлетит еще выше. Между тем эксперты уверяют: это потолок, ресурсов для дальнейшего роста цен уже нет. И любой случайный фактор может привести к их обвалу", констатирует газета. "Жилищный рынок сегодня охвачен психозом. Застройщики тянут со сдачей домов, надеясь, что цены еще подрастут. Москвичи, продающие квартиры, нервничают. Известно уже несколько случаев, когда сделки расторгались на этапе регистрации. В самом деле, за июль средняя цена "квадрата", по данным аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости (ИРН)", успела вырасти больше, чем на 240 долларов. Это значит, что пока купля-продажа квартиры оформлялась, условная "двушка" общей площадью в 50 кв. метров подорожала на 12 тыс. долларов. <...> Впрочем, эксперты уверяют, что этот колоссальный ажиотаж на рынке недвижимости, граничащий с психозом, уже совсем скоро пойдет на убыль. Рост цен на жилье в Москве в последние месяцы превышал порой 10%, сегодня он снизился до 6%. И это, уверяют специалисты, предел, за которым весьма возможен обвал". Исполнительные власти города (в частности, департамент градостроительной политики Москвы), в свою очередь, заверяют, что административными мерами проблему не решить: "Чем и когда кончится ажиотаж, чиновники прогнозировать не решаются: "Это рынок, а рынок непредсказуем".

"М2" (выпуск от 12 июля - 18 июля) публикует аналитический материал Альберта Акопяна, в котором журналист ставит столичному рынку недвижимости, на котором, очевидно, образовался ценовой "пузырь", грозящий лопнуть, диагноз "голландская болезнь": "Подверженность экономики страны образованию пузырей называют "голландской болезнью". <...> История показала, что это вовсе не болезнь, а характерная черта классического капитализма (как он понимался до 1930-х годов). Любой самый незначительный ажиотаж ведет к образованию пузыря". Ажиотаж, как неоднократно отмечали эксперты и журналисты, несмотря на высокие цены, существует (поскольку прогнозируется и дальнейший рост). При этом, отмечает "М2", "сегодня большинство инвесторов строительства жилья представляют собой оформленные структуры, в частности, агентства недвижимости. Они допускаются к инвестированию на уже упоминавшемся условии - держать цены. Поэтому в некоторых сданных новостройках долго, очень долго пустует до половины квартир, а пузырь на московском рынке первичной недвижимости кажется железобетонным".

"Летние цены на жилье выкидывают коленца", - отмечает "МК". В материале "Акробатика в квадрате" Татьяна Замахина констатирует: "Начиная с 2000 года столичный "квадрат" подрос в цене с 600 до 3500 долларов... Последние полгода цены били все рекорды, взлетев в общей сложности на 50%". Как прокомментировал председатель экспертно-аналитического центра "Доступное жилье" при Комитете по экономполитике Госдумы Павел Шапкин, "нынешние цены на жилье абсурдны - они завышены в четыре раза. К рыночной цене приведет только увеличение объемов жилищного строительства. Инвестиции в него в западных странах составляют до 50% ВВП, у нас же менее 1%. Нам мешают высокие административные барьеры в строительной сфере, сложности с предоставлением земельных участков под строительство и другие "тормоза". Чтобы страна начала реально отстраиваться, нужна мощная государственная структура, которая защищала бы интересы как застройщиков, так и потребителей..."

Станет ли спасением ипотека? "МК" приводит мнение директора департамента розничного бизнеса ИМПЭКСБАНКА Станислава Волошина: "С одной стороны, рост цен даже подстегнул развитие ипотеки: люди осознали, что приобретение недвижимости - хороший способ выгодно вложить свои средства. Но с другой - рост доходов населения просто не поспевает за взлетом цен, и возможности клиентов уменьшаются. Поэтому наблюдается следующая тенденция: объем выдачи кредитов растет, количество клиентов увеличивается, но их предпочтения изменяются. Во-первых, спрос все больше перемещается в сторону ближнего Подмосковья. Во-вторых, подавляющее большинство клиентов теперь берут долгосрочный кредит - на 20 лет (это максимум). Тем более что величина процентной ставки в нашем банке от срока не зависит".

Очевидно, повышение спроса касается не всего ближнего Подмосковья... Например, как отмечают "Известия" (номер от 17 июля), "потная застройка в престижных районах Подмосковья становится проблемой для жителей элитных поселков. <...> В окрестностях Рублево-Успенского шоссе созрел очередной строительный скандал: жители деревень Подушкино и Рождествено Одинцовского района протестуют против незаконной, по их мнению, застройки прилегающего лесопарка". "Одинцовский район Подмосковья по плотности застройки и стоимости участков давно сравнялся с самыми престижными столичными кварталами. На сегодняшний день в окрестностях Рублево-Успенского шоссе почти не осталось "общественных" мест: лесов, лугов и полян, которые радовали глаз проезжающих через "подмосковную Швейцарию" еще 15 лет назад. Одним из последних застройщикам сдался Подушкинский лесопарк. По словам местных жителей, гулять там давно было нельзя: обитатели ныне элитных деревень Подушкино и Рождествено давно превратили лесной массив в лабиринт из высоких заборов с колючей проволокой", - сообщает газета. Отсутствие же таких благ цивилизации, как канализация во многих поселках, на данном этапе делает привлекательность перенаселенной Рублевки еще более сомнительной.

Не забывают журналисты и об обманутых вкладчиках. ""Не расслабляться" - такой вкратце была суть выступления первого заместителя мэра Москвы, руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина на последнем заседании специальной комиссии по делам обманутых соинвесторов", - сообщает "Московская правда" (номер от 21 июля). "Сами по себе стройки сейчас соинвесторов мало волнуют: на этом направлении работа ведется исправно. Определяются новые инвесторы, возобновляются стройки. Однако дольщики обеспокоены другим, а именно юридической стороной вопроса. Главное, что сейчас заботит соинвесторов, - как будет оформляться переход контрактов к новому инвестору. Ведь если человек не получит в новом доме квартиру, то ему будет все равно, стоит дом или нет", отмечает в своем материале Иван Быстров. "В настоящее время возобновление работ на стройплощадках уже поставлено на поток, и власти фокусируют внимание на новом приоритете: приведении в порядок правового поля. Это позволит избежать проблем с долевым строительством в будущем".

"Последний дом с квартирами, предназначенными для обманутых дольщиков, будет сдан в столице в 2008 году. Введение в эксплуатацию объектов "недостроя" и заселение жильцов уже началось. До конца года новоселье отпразднуют еще по нескольким адресам", - сообщают, в свою очередь, "Новые Известия" (номер от 17 июля). "Дело сдвинулось с мертвой точки с появлением сетевых графиков проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию всех столичных объектов, в финансировании которых участвовали пострадавшие участники долевого строительства. Вместе с тем, признают московские власти, утверждать, что все проблемы уже решены, было бы большим преувеличением. Главная из них - непроработанность правового поля, в котором должна решаться ситуация с дольщиками". "Первая попытка защитить россиян от новых пирамидостроителей была не слишком успешной -- вступивший в силу с 1 апреля 2005 года закон "Об участии в долевом строительстве..." не столько гарантировал права покупателей квартир в строящихся домах, сколько затруднил работу строительных компаний и привел к очередному витку цен на жилье", - констатирует, в свою очередь, "Время новостей". "Застройщикам удалось быстрее достучаться до правительства и обратить внимание на недочеты - по их инициативе новый закон был доработан и 30 июня 2006 года принят Госдумой. Вчера президент Владимир Путин подписал этот документ. Но и обновленный закон едва ли удовлетворит соинвесторов. Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев, "направление этих поправок устраивает строителей, однако нельзя сказать, что очень сильно защищает дольщиков". Наиболее цивилизованным механизмом снижения рисков, по его словам, могло бы стать внесение в закон как обязательной нормы механизма страхования ответственности застройщиками перед дольщиками".

Хотя ряд проблем дольщиков, очевидно, уже решен или, по крайней мере, находится в процессе проработки, граждане настроены недоверчиво. "На это воскресенье намечена очередная осада Белого дома гражданами, оставшимися без жилья в результате действий мошенников. На Горбатом мосту пройдет общероссийский митинг с требованием к государству решить проблему", -сообщает "Московский Комсомолец" (номер от 20 июля). Хотя власти убедительно просят граждан действовать более конструктивно: "Как заявил "МК" руководитель экспертного совета Госдумы по нацпроекту "Доступное жилье" Павел Шапкин, уже намечены конкретные сроки для устранения этой проблемы - 2008-й год. По словам Шапкина, "совсем не обязательно выходить на улицу и стучать касками". Любой пострадавший может позвонить по телефону экспертного совета и задать все свои вопросы. Тел. 202-21-09".

Мошеннические схемы соинвестирования - не единственная ловушка, в которую может попасть человек на рынке жилья. "Мошенничество с недвижимостью, по оценке милицейских специалистов, сегодня самый прибыльный криминальный бизнес в Москве. Доход от него превышает предполагаемые доходы от торговли наркотиками или оружием. Поэтому понятно, что в этой области наравне с "классическими" схемами обмана постоянно появляется что-то новое", - констатирует "Вечерняя Москва" (№126 (24417) от 18 июля). В материале перечислены самые "популярные" схемы, с помощью которой отбираются квартиры не только у одиноких стариков, но и менее беззащитных категорий населения. "За последние три месяца в Москве было совершено 117 мошенничеств с недвижимостью. Это на 27 преступлений больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в МУРе отмечают, что значительно увеличилось и количество обращений по факту квартирных махинаций в суды. За месяц поступило порядка 40 заявлений. Нужно отметить, что еще в прошлом году довести подобные дела до суда было крайне сложно. В судебные инстанции поступало от силы 1-2 дела в месяц. Сейчас значительно упрощена сама процедура обращения в суд, ограничено количество необходимых для этого документов. И это, по мнению работников милиции, дает людям реальный шанс отстоять свои права и вернуть имущество".

О двух любопытных градостроительных проектах на этой неделе сообщает всезнающий "Московский Комсомолец" в номере от 20 июля. "Значительные коррективы внесло время в планы по застройке территории бывшего Басманного рынка. Власти решили отказаться от первоначальной идеи строительства многофункционального комплекса с кинотеатром, а возведение нового корпуса библиотеки имени Некрасова остается в силе. Также планируется соорудить на опустевшем пространстве супермаркеты, детские центры и ремонтные мастерские". По данным газеты, "в силе остается и распоряжение правительства о постройке гостиницы на месте февральской трагедии. В управе заявляют, что если указ не отменят, то места хватит и на отель. Еще рано говорить о сроках возведения новых построек, так как проект только в стадии разработки. А пока жители ближайших домов пользуются услугами парковки, занявшей территорию бывшего рынка".

"Знаменитая "Бутырка", возможно, прекратит свое существование. Глава ФСИН РФ Юрий Калинин заявил, что готов рассмотреть вопрос о продаже здания, если взамен будет построен аналогичный следственный изолятор на территории Москвы. Так что же, возможно, в скором времени на месте знаменитой тюрьмы обоснуется очередной торговый или деловой центр?", - интересуется "МК". "Как пояснили "МК" в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), заявление Калинина - один из вариантов, как можно поступить со зданием, представляющим историческую и архитектурную ценность. Продать его в частные руки на самом деле нельзя, но сдать в аренду можно". Так что, несмотря на крайнюю неопределенность данного проекта, не исключено. Что в перспективе столица лишится своей мрачной "достопримечательности". "Кому отдадут предпочтение власти, если "Бутырка" пойдет с молотка, неизвестно. Возможно, что в здании будет размещен музей", - предполагает "МК".

Вероника Шарова

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.