ИА REGNUM: Г-н премьер-министр, недавно Вы побывали в Грузии. Каковы итоги Вашего визита, достигнуты ли какие-либо конкретные договоренности с грузинской стороной по углублению экономического сотрудничества, а также решению проблем армянонаселенного региона Джавахети?

Это была наша очередная встреча в рамках армяно-грузинской межправительственной комиссии. Я и премьер-министр Грузии являемся сопредседателями этой комиссии и на ее заседаниях встречаемся и обсуждаем широкий круг вопросов, относящихся к сотрудничеству двух наших стран, прилагаем усилия для скорейшего достижения взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Наша предыдущая встреча состоялась в Джавахке, где мы имели целью ознакомиться на месте с социально-экономическими проблемами наших соотечественников и рассмотреть возможности их решения.

В этот раз встреча прошла в столице Аджарии - Батуми. Среди осуществленных договоренностей предыдущего заседания хотел бы отметить открытие железнодорожного сообщения по маршруту Ереван-Тбилиси-Батуми, а также решение вопроса, регулирующего систему грузовых перевозок. В рамках нынешнего заседания рабочими группами комиссии была проведена значительная работа, и по ряду вопросов достигнуты договоренности, нашедшие свое отражение в протоколе, подписанном по итогам заседания.

Так, например, намечается перспектива многопрофильного сотрудничества в области сельского хозяйства, в сфере охраны окружающей среды, а также определены конкретные меры, направленные на борьбу против фальсификации продукции. В области транспорта необходимо отметить работу по согласованию проекта межправительственного соглашения "О воздушном сообщении". Стороны продолжат работу по дальнейшему расширению и гармонизации двусторонней договорно-правовой базы.

На заседании была подчеркнута важность основания армяно-грузинского университета. Надеюсь, что до конца года будет принято соответствующее решение по данному вопросу, что позволит нашим соотечественникам из Джавахка и других регионов Грузии получить в нем образование на родном языке и по окончании вуза найти соответствующую работу на месте, не выезжая с этой целью за пределы страны.

В рамках заседания межправительственной экономической комиссии был проведен очередной бизнес-форум, в ходе которого представители деловых кругов Армении и Грузии представили экспортные возможности своих стран, а также обсудили вопросы по рекламе продукции национальных товаропроизводителей и взаимного продвижения товаров на рынки двух государств. Решено проводить указанные бизнес-форумы не реже одного раза в год. Была также отмечена необходимость усиления взаимодействия сторон в вопросах гармонизации фискального законодательства и обмена таможенной статистической информацией. Достигнуты конкретные договоренности по углублению сотрудничества между двумя странами в сферах энергетики, туризма, здравоохранения, культуры и в других областях.

ИА REGNUM: В связи с закрытием Россией КПП "Верхний Ларс" армянские экспортеры и импортеры испытывают немалые проблемы в процессе перевозки своих товаров. Многие, в связи с этим, пользуются иными путями, в том числе КПП "Нижний Замараг" и паромной переправой "порт Кавказ - Поти". Удается ли таким образом компенсировать простой КПП "Верхний Ларс"? Какие результаты дали переговоры с Москвой вокруг данного вопроса?

Закрытие "Верхнего Ларса", как вы правильно отметили, создало немалые проблемы для Армении. Перед нашими экспортерами и импортерами встали значительные трудности, тем более что сейчас в разгаре сезон вывоза сельскохозяйственной продукции. Для нас важно открытие этого пропускного пункта, который, по информации российской стороны, ремонтируется. Послу Армении в России поручено продолжить переговоры в этом направлении. Паромная переправа "Кавказ"-Поти и КПП "Нижний Замараг" при нормальном функционировании могут с некоторыми оговорками заменить КПП "Верхний Ларс", решив проблемы, стоящие перед грузоперевозчиками. Проблема может быть частично решена также за счет паромных переправ Поти-Ильичевск и Поти-Новороссийск. Однако переправа Поти-Новороссийск функционирует всего раз в неделю. В любом случае, ситуация может быть полностью нормализована лишь с открытием КПП "Верхний Ларс".

ИА REGNUM: Подведены ли итоги экономической активности Армении за первое полугодие 2006 года? Если да, то какие из макроэкономических показателей, на Ваш взгляд, наиболее характеры для текущего периода?

Национальная статистическая служба Армении еще не подвела итоги первого полугодия 2006 года. Однако, фактические данные за первые пять месяцев позволяют говорить о сложившихся тенденциях и об основных направлениях развития экономики республики. В частности, за январь-май текущего года ВВП вырос в реальном выражении на 10,6%. Для сравнения, темпы экономического роста за тот же период 2005 года составили 8,5%. Существенную роль в обеспечении значительного экономического роста играли, прежде всего, строительство и сфера услуг. Наблюдается отставание в развитии промышленности, но это, по нашим оценкам, носит временный характер, поскольку правительство предпринимает меры по диверсификации источников экономического роста.

Что касается уровня цен, то в июне 2006 года, по сравнению с декабрем 2005 года, индекс потребительстких цен составил 104,3%, а в январе-июне 2006 года, по сравнению с тем же периодом предыдущего года, - 99,8%. Существенно изменилась ситуация на рынке труда. За первые пять месяцев 2006 года уровень безработицы, по сравнению с тем же периодом прошлого года, снизился на 1,1% и составил 7,6%. А высокие темпы экономического роста привели к росту денежных доходов и расходов населения. Рост этих показателей, по сравнению с январем-маем 2005 года, составил, соответственно, 17% и 20,1%. Росла и заработная плата, и при этом заработная плата в бюджетной сфере имела опережающие темпы роста по сравнению с заработной платой в небюджетной сфере. Так, рост средней заработной платы составил 20,5%, а в бюджетной сфере - 24,6% (41,6 тыс. драмов). Это стало возможным благодаря осуществляемой правительством Стратегии сокращения бедности.

Существенно улучшилась ситуация с исполнением государственного бюджета. В первом полугодии 2006 года продолжился рост как общих, так и налоговых доходов государственного бюджета. В этот период общие доходы и трансферты государственного бюджета превысили тот же показатель соответствующего периода 2005 года на 20,5%, а налоговые доходы бюджета, соответственно, на 19,2% и составили 166,6 млрд. драмов. Одновременно наблюдался рост расходов государственного бюджета. Их рост по сравнению с первым полугодием 2005 года составил 25,1%.

ИА REGNUM: Вы возглавляете целый ряд правительственных комиссий, в том числе комиссию по развитию информационных технологий. Какие программы Вы бы отметили в качестве успешно завершенных, и какие текущие задачи наличествуют в данной сфере? Удается ли претворить в жизнь программу президента по превращению Армении в страну "интеллектуальных услуг"?

Вы правильно заметили, при премьер-министре Армении действуют советы, связанные с различными сферами: содействия предпринимательству, по вопросам женщин и молодежи, по борьбе с коррупцией, вопросам религии, а также упомянутый вами Совет содействия развитию информационных технологий (ССРИТ). Последний был создан в 2001 году. В его состав включены представители системы управления, частных компаний, общественных и научных организаций. В результате эффективной деятельности ССРИТ и его шести рабочих групп среди обсуждаемых тем заметно снизилась доля вопросов, носящих частный характер, рассматривается больше стратегических, законодательных вопросов, а также задач, относящихся к формированию информационного общества. Важным показателем оценки проделанных работ также является появление в Армении крупнейших мировых компаний данной сферы, таких как Synopsys, Lycos, Microsoft, Alcatel. Одновременно в процессе подготовки находится осуществление совместных крупномасштабных программ с компаниями SUN Microsystems и Intel.

Правительство Армении придает важное значение развитию экономики на научной платформе, повышению конкурентоспособности страны и производительности экономики, развитию системы управления, инноваций, науки и образования, здравоохранения и культуры, а также соответствующих инфраструктур, и считает, что деятельность, направленная на формирование Информационного Общества, может стать серьезным стимулом для достижения этих целей. Учитывая вышесказанное, правительство относит сферу ИТ к приоритетным направлениям развития экономики и всесторонне осуществляет последовательную работу для обеспечения в данной сфере устойчивого роста и развития.

Предварительный анализ итогов 2004-2005 гг. свидетельствует о следующих показателях среднегодового роста в сфере: кадровый рост в размере 15%, 10-процентный рост экспорта компаний сферы ИТ, 5-процентный рост количества компаний, рост доходности сферы на 15% и 3-процентный рост эффективности. В сфере активно действуют более 120 компаний, в примерно 30% из которых присутствует иностранный капитал, число рабочих мест выросло на 5%, объем производства оценивается примерно в 55-60 млн. долларов, около 80% продукции экспортируется. Доля сферы ИТ в ВВП составила около 1,7%, объем иностранных инвестиций в 2005 году превысил 10 млн.

Ярким свидетельством высокого международного рейтинга является успех возглавляемой мною официальной делегации Армении, принимавшей участие во втором этапе Всемирного Саммита Информационного Общества (WSIS) под патронатом ООН, который состоялся 16-18 ноября 2005 года в Тунисе. В частности, я вел 4-е заседание Всемирного Саммита Информационного Общества, в качестве члена почетного президиума конкурса участвовал во вручении призов. В ходе моих встреч с руководителями ряда крупнейших мировых компаний сферы ИТ были достигнуты договоренности об осуществлении в Армении совместных программ. Одновременно были подписаны меморандумы о сотрудничестве с компанией Alcatel и с организаторами Саммита электронного содержания. Необходимо также отметить успехи армянских специалистов, работы которых в указанном конкурсе выиграли главный приз и специальный диплом.

Из программ, осуществляемых с международными организациями и донорами, можно выделить программу "Инкубатор предприятий", осуществляемую правительством Армении совместно со Всемирным банком, осуществляемую в рамках программы Евросоюза TASIS программу создания стратегии электронного управления Армении, а также осуществляемую с USAID программу содействия формированию конкурентоспособного кластера ИТ в Армении. В частности, в рамках программы "Инкубатор предприятий" разработан и осуществлен ряд инициатив, направленных на развитие ИТ-компаниий, в том числе на развитие малого и среднего предпринимательства, повышение квалификации специалистов сферы ИТ посредством внедрения новых образовательных и обучающих программ, формирование рискового фонда (VC) и создание инкубатора ИТ. В этой программе сегодня заинтересовано около 80% организаций сферы, в рамках программы подготовлены и прошли переподготовку более 1000 специалистов.

В сентябре-октябре текущего года посредством созданной моим решением комиссии планируется проведение ряда мероприятий под названием "Месячник ИТ", в том числе международную конференцию на тему "ИТ-предпринимательство в Армении" в рамках Делового форума "Армения-Спюрк" (Диаспора - ред.), конкурсы по ряду номинаций, а также международную ИТ-выставку DigiTec Expo 2006.

ИА REGNUM: На каком этапе находятся прокладка газопровода Иран-Армения, а также другие армяно-иранские энергетические проекты, в том числе проекты по строительству ГЭС на реке Аракс и прокладке третьей линии ЛЭП?

Строительство газопровода Иран-Армения будет завершено до конца 2006 года. В процессе обсуждения находится схема финансирования строительства Мегринской ГЭС. Начаты проектные работы третьей линии ЛЭП Иран-Армения.

ИА REGNUM: Сказалось ли повышение тарифа на поставляемый в Армению газ на деятельности каучукового гиганта - завода "Наирит"? Как известно, завод и без того испытывал проблемы, а недавно вновь был взят под опеку государства.

Как известно, ЗАО "Завод Наирит" восстановил свой обычный производственный ритм и уже два года работает бесперебойно. Продукция завода поставляется не только на традиционные рынки, но и в США и европейские страны. Повышение цены на газ не могло не отразиться на заводе, но перенести сложности стало возможным за счет увеличения объема и мероприятий по снижению себестоимости производства.

ИА REGNUM: Муссируется слух о некоей сделке, в результате которой Армения передаст России акции компании "АрменТел", взамен чего получит назад акции завода "Марс". Насколько данная версия соответствует действительности? Предприняты ли российской стороной шаги по налаживанию работы завода "Марс" и других предприятий, переданных ей в счет госдолга?

О том, что российская сторона пытается найти оптимальное решение для работы предприятий, переданных ей Арменией в рамках программы "Имущество взамен долга", сообщил во время своего недавнего визита в Армению министр транспорта России, сопредседатель армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Игорь Левитин. В частности, по его словам, одна из крупнейших российских компаний - АФК "Система" выразила желание приватизировать "Марс" или получить его в долгосрочное управление. Компания должна представить правительству России программу мероприятий, которые она намечает провести на заводе. Эта программа будет согласована и с правительством Армении.

Что касается "АрменТел", то греческой компанией ОТЕ объявлен конкурс на продажу своей доли пакета его акций. Чтобы иметь информацию по данному вопросу, нужно следить за ходом конкурса, и после подведения итогов станет известно, кто подавал заявки и кому было отдано предпочтение.

ИА REGNUM: Что даст заводу "Марс" приватизация? О такой возможности уже заявляли в правительстве России.

Приватизация, подразумевающая реальный и, вместе с тем, интересный инвестиционный проект, направленный на модернизацию предприятия, с оптимальным использованием всеx возможностей и четким видением будущего (налаживание и расширение производства, выпуск конкурентоспособной продукции и его реализация, поиск новыx партнеров, выxод на новые рынки и т. д.), - разве есть что-либо лучшее для любого предприятия? Правительство Армении может только приветствовать подобное намерение правительства РФ относительно "Марса" и, со своей стороны, всячески способствовать его осуществлению.