12-13 ноября в Москве прошла международная конференция "Новые коммерческие перспективы российского энергетического сектора". Генеральный директор концерна "Росэнергоатом" Олег Сараев представил участникам конференции доклад "Перспективы атомной энергетики в России в связи с реорганизацией концерна "Росэнергоатом".

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-центре концерна "Росэнергоатом", Олег Сараев в частности отметил, что атомная энергетика в последние несколько лет демонстрирует стабильный рост производства при увеличении его экономической эффективности. Например, относительно 1990 г. объемы производства электроэнергии на ТЭС России будут в 2002 г. на 26% ниже, на ГЭС - на 3% выше, а на атомных станциях увеличатся почти на 20%. Доля выработки электроэнергии атомных станций составит 16% от общероссийской, в то же время АЭС концерна "Росэнергоатом" обеспечат 42% от всего объема поставки электроэнергии на Федеральный оптовый рынок (ФОРЭМ). При этом установленная мощность АЭС России составляет 11,5% от всех электрогенерирующих мощностей в стране.

По словам генерального директора концерна "Росэнергоатом", на сегодняшний день единый тариф концерна на поставку "атомной" электроэнергии на ФОРЭМ формально ненамного выше, чем средний тариф на поставленную тепловыми электростанциями на ФОРЭМ электроэнергию. Однако нужно учитывать тот факт, что в тариф концерна включена и эксплуатационная, и инвестиционная составляющие, в то время как тариф тепловых станций рассчитывается только по эксплуатационной составляющей. Затраты на инвестиции в традиционную энергетику включаются в абонентную плату, взимаемую с конечных потребителей электроэнергии уже за пределами ФОРЭМ.

При одинаковом подходе к определению цены на электроэнергию, например, только по эксплуатационной составляющей, преимущества "атомной" электроэнергии неоспоримы - собственно производство электроэнергии на атомных станциях (с учетом всех затрат на обеспечение безопасной их эксплуатации) примерно в 1,6 раза дешевле производства электроэнергии на тепловых электростанциях. Таким образом, существующие тарифы на отпускаемую электроэнергию вследствие неодинакового подхода к ценообразованию не отражают реальную конкурентоспособность "атомной" электроэнергии. Немаловажно отметить и тот факт, что взимаемые с потребителей электроэнергии средства на инвестиции в развитие атомной энергетики идут на приращение государственной собственности, а средства на инвестиции в развитие тепловых электростанций - на приращение собственности акционеров.

Изменения экономических условий деятельности в электроэнергетике требуют создания механизмов открытия рынка для конкуренции с учетом особенностей каждого из трех этапов реформирования, определенных Правительством России. Например, если реформирование электроэнергетики ограничится созданием Федеральной сетевой компании (ФСК), Системного оператора (СО) и Оптовых генерирующих компаний (ОГК) как 100% дочерних обществ РАО "ЕЭС России", а в администраторе торговой системы будет по-прежнему доминировать РАО "ЕЭС России", то станет реальной возможность усиления монопольной структуры в энергетике с сохранением дискриминации независимых производителей, будут отсутствовать условия для справедливой конкуренции на энергетическом рынке. РАО "ЕЭС России" в результате превратится в энергоснабжающую организацию с монопольным правом продажи электроэнергии для потребителей на всей территории России.

Для исключения такой ситуации на втором этапе реформирования электроэнергетики следует создать равноправные конкурентные условия для всех производителей. Необходимой основой для этого станет создание независимой инфраструктуры рынка, которую составят независимая электросетевая компания федерального уровня, независимая компания по диспетчерскому управлению, контрольный пакет акций которых будет находиться у государства, а также созданный всеми участниками рынка коммерческий оператор без сохранения доминирования РАО "ЕЭС России". В таком случае независимые производители электроэнергии получат возможность выбора продавать электроэнергию как по прямым договорам поставки с потребителями, так и через коммерческого оператора, что будет соответствовать наличию справедливых конкурентных условий. При этом для оказания услуг по транспортировке электроэнергии на недискриминационной основе производителями будут привлекаться электросетевые организации-посредники.

При соблюдении вышеуказанных условий динамика изменения тарифа на электроэнергию будет выглядеть следующим образом. Если в 2002 г. тариф АЭС равен 1,22 цент/кВт.ч, а тариф ТЭС - 1,7 цент/кВт.ч; то в 2006 г. тариф АЭС будет равен 1,79 цент/кВт.ч, а тариф ТЭС - 2,3 цент/кВт.ч; а в 2010 г. тариф АЭС будет равен 1,83 цент/кВт.ч, тариф ТЭС достигнет уровня 3,0 цент/кВт.ч. При этом эксплуатационная составляющая в едином тарифе концерна "Росэнергоатом" к 2004 г. стабилизируется и далее в сопоставимых ценах будет снижаться за счет реализации комплексной программы управления затратами в атомной энергетике. Согласно "Энергетической стратегии России на период до 2020 г.", темп роста выработки электроэнергии на АЭС (порядка 5% в год) будет превышать темп роста выработки в традиционной энергетике (порядка 2-3% в год).