19 июля в правозащитные организации Москвы поступил анонимный факс, в котором сообщалось, что заключенные, отбывающие наказание в ЛИУ-4 ГУФСИН по Республике Карелия (Сегежский район, пос. Надвоицы) отказались от приема пищи.

Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM мать одного из осужденных, сотрудничающая с общественным движение "За права человека", пока о массовом отказе от пищи в ЛИУ-4 проверяется, но это очень сложно сделать, так как прокуратура республики делает все для того, чтобы скрыть факты издевательств над заключенными в колониях республики.

Как рассказала корреспонденту ИА REGNUM мать одного из заключенных петрозаводской колонии (ЛИУ-1) Надежда Ляпина, пытки заключенных в колонии были введены после прихода нового начальника. В июне 2004 года зам. начальника по безопасности и оперативной работы, полковник Терех был переведен из учреждения исправительную колонию №4 (ЛИУ-4) был переведен в ЛИУ-1 на должность начальника учреждения. После этого сотрудниками колонии стала применяться физическая сила по отношению к заключенным. "Так, ежедневно утром и вечером во время обхода камер сотрудниками колонии по приказу полковника Тереха под руководством начальника безопасности Калинина, при участии заместителя начальника по безопасности и оперативной работе подполковника Гавриленко, осужденных выводили из камер, заставляли полностью раздеваться и под травлю служебных собак силами дежурных двух нарядов, это 10-15 человек, начинали осужденных пытать и истязать, - зачитала Надежда Ляпина одну из жалоб, направленную ранее в прокуратуру республики. - Они ставили осужденных в голом виде к стене, растягивали в разные стороны, рвали мышцы ног, выворачивали руки, сдавливали горло, наносили руками и ногами болезненные удары по разным частям тела и жизненно важным органам. Таким образом осужденным причиняли увечья. В первые месяцы под эти пытки попали следующие осужденные: Воронин, Иванов, Исаков, Андерсен, Булкагов, Орлов, Кузнецов, Оголихин, Каримов, Гладкий, Богданов, Алаев, Глухов, Мартышков, Сидоров, Сваргаль, Тропников, Мухамеддеев, Рамазанов, Сафронов и другие. Против этого открыто выступал зам. начальника по оперативной работе Бабий. Но вскоре почте этого он был списан на пенсию".

Осужденные и их родители обращались с жалобами в прокуратуру и в УИН Республики Карелия. Однако изменений в ситуации пока нет - все письма в генеральную прокуратуру, в конце концов, направляются в прокуратуру республики и там и остаются. Члены комиссии по правам человека, побывавшие в колонии, признали жалобы заключенных обоснованными. Родственники осужденных попытались привлечь внимание общественности к этим фактам издевательств над осужденными. Но издевательства не только не прекращаются, но и усиливаются. 18 июня 2006 года одному из заключенных колонии №4, откуда появилась информация о голодовке, была сорвана мышца правой ноги. "Мы живем в страхе за жизнь наших детей", - говорит Надежда Ляпина. Она выразила надежду, что хоть СМИ помогут обратить на происходящее внимание. "В настоящее время мы просим возбудить уголовное дело против начальника колонии", - сказала Ляпина.

Группа родственников осужденных, сделавших заявления о применении пыток к заключенным в Генпрокуратуру РФ, рассказали, что прокуратура Республики Карелия, проводящая проверку их заявлений, уже проявляет заинтересованность в сокрытии информации. Так, 17 и 18 июля 2006 года вызванные на допрос заявители - родственники осужденных - сообщили о том, что при допросе сотрудник республиканской прокуратуры Травкин выяснял только малозначительные факты, отказываясь вносить в протокол информацию о применении истязаний к другим заключенным, настаивая на заявлениях только в отношении их родственников. Из-за отказа вносить в протокол допроса ее объяснения, Надежда Ляпина отказалась его подписать.

Группа родственников осужденных и лица, освободившиеся из учреждений Карелии, выехали в Москву для обращений в Генеральную прокуратуру РФ, Общественную палату РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ.