Последний вариант законопроекта Лесного кодекса, который был рассмотрен в июне на заседаниях рабочей группы и Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ, разрабатывался кулуарно, не обсуждался широкими деловыми кругами и общественностью. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Архангельского ЦБК. Как заявила на расширенном заседании Комитета по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства директор по развитию ОАО "Архангельский ЦБК" Наталья Пинягина, в результате ряд его принципиальных положений вызвал критику со стороны ведущих отраслевых экспертов, а также депутатов Госдумы РФ.

По словам Пинягиной, на заседании думского Комитета рассматривались пакеты поправок ко второму чтению Лесного кодекса, рекомендуемых к принятию и к отклонению. Причём все предложения и поправки, которые были внесены депутатами по итогам работы подкомитета по лесу, а также такими крупнейшими общественным организациями, как Общественная палата РФ, ТПП РФ, РАО "Бумпром", Союз лесопромышленников и лесоэкспортёров", попали в таблицу отклонённых. К принятию были рекомендованы поправки, подготовленные преимущественно председателем Комитета по природным ресурсам Комаровой и двумя её замами, и позволяющие радикально переделать законопроект под вариант, навязываемый Минэкономразвития. С резкой критикой такого деструктивного подхода к рассмотрению проекта Лесного кодекса на профильном Комитете выступил депутат Крупчак. Он предложил не спешить с принятием или отклонением поправок, а дать возможность более детально их изучить членам рабочей группы и иным заинтересованным участникам "лесных отношений". Кроме того, он настаивал на включении в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, тех положений законопроекта, которые рекомендовало большинство членов рабочей группы. Однако все предложения Крупчака руководством Комитета были отклонены, в результате удалось протащить поправки, которые, очевидно, не устраивают ни лесоводов, ни лесопромышленников, ни экологов, ни большинство населения России.

Самой опасной идеей законопроекта, Пинягина назвала подмену понятия "лес", как объекта лесных отношений, понятием "земля", на которой лес оказывается не просто принадлежностью, а даже "составной частью земли". Главным объектом арендных отношений в кодексе выступает "лесной участок", как "земельный участок из состава земель лесного фонда". Такая подмена делается, по-видимому, чтобы облегчить последующий оборот, т.е. передачу лесов в другие виды собственности, в т.ч. в частную. Эта подмена позволяет этот оборот совершать не по лесному, а уже по земельному и гражданскому законодательству.

Но самую большую тревогу у всех профессиональных лесопромышленников, вызывает статья, посвящённая арендным отношениям в лесу. Принятие Лесного кодекса в нынешнем виде, где в аренду можно будет через аукцион забрать любой понравившейся лесной участок, очевидно разрушит основу российского леспрома - крупные интегрированные компании. Ведь вряд ли какая либо бизнес-структура захочет взять в аренду необустроенные лесные участки без дорог, вдали от товарных рынков, с истощённым лесфондом. Зато согласно кодексу можно будет передавать лесные земли в субаренду профильным лесопромышленным компаниями на кабальных условиях. Поэтому последует жёсткий передел собственности в лесном секторе экономики и эскалация корпоративных лесных войн в случае внедрения исключительно аукционной формы арендных отношений.

По словам Пинягиной, приём поправок ко второму чтению Лесного кодекса продолжится в Госдуме РФ до 25 августа т.г. На 4 сентября намечено провести "Парламентские слушания", где будет возможно ещё раз обсудить проблемы лесного законодательства. Вслед за этим на 7 сентября намечено заседание Комитета по природным ресурсам и природопользованию, где будут рассматриваться дополнительно внесённые поправки, а на 20 сентября, предварительно, намечено второе слушание законопроекта на пленарном заседании Госдумы РФ.

По результатам доклада Пинягиной Комитет ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства решил принять к сведению информацию, изложенную в докладе, а также поручить ей организовать работу по сбору и систематизации поправок и предложений к Лесному кодексу, поступающих в ТПП РФ от заинтересованных граждан и организаций. Сводную таблицу поправок от имени руководства ТПП РФ было решено направить в Госдуму РФ до 15 августа с.г., а также поручить заместителю председателя отраслевого Комитета ТПП РФ - депутату Крупчаку перед вторым чтением законопроекта официально внести эти поправки на рассмотрение в Госдуме РФ в установленном порядке.