1 ноября 2002 года Министерство экономического развития и торговли направило в адрес "Мечела" и "Запсиба" проект соглашения между МЭР и четырьмя украинскими заводами- производителями арматурных прутков. В проекте соглашения предлагается отменить действие Постановления правительства РФ от 8 июля 2002 о введении компенсационной пошлины на ввозимые из Украины арматурные прутки и заменить пошлину на минимальную импортную цену.

Пошлина на украинские прутки была введена по заявлению "Мечела", поддержанному "Запсибом". Этому предшествовала длительная работа по сбору доказательств, обосновывающих предоставление субсидий украинским производителям прутков и нанесения реального ущерба российским металлургам вследствие импорта субсидируемого товара. Доводы заявления были признаны обоснованными Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и тарифно-таможенной политике, а причинно-следственная связь между импортом субсидируемой продукции и ущербом российских производителей - "Мечела" и "Запсиба" - полностью доказанной, сообщает "Металлургическая отрась России".

С момента подачи заявления о недобросовестной конкуренции со стороны украинских производителей прутков, до вступления в силу правительственного постановления о введении пошлин прошло более полутора лет. Все это время украинская сторона пользовалась преимуществами недобросовестной конкуренции, а российские производители и налогоплательщики терпели убытки.

Скоропалительное и экономически не обоснованное предложение Минэкономразвития об отмене пошлин, последовавшее менее чем через 3 месяца после их вступления в силу вызвало недоумение и обеспокоенность на "Мечеле" и "Запсибе". По мнению руководителей предприятий, предлагаемый проект соглашения об отмене пошлин и замене их на минимальную цену не отражает реальную ситуацию, складывающуюся на российском рынке арматуры, и не отвечает экономическим интересам РФ. Его внесение, наряду с недавней отменой пошлин на ввоз украинской трубной продукции, свидетельствует о пренебрежении интересами отечественных металлургов.

Последствия, в первую очередь социальные, которые могут наступить в результате ослабления экономики предприятий - очевидны. Это - существенное сокращение инвестиций на модернизацию и реконструкцию, потеря конкурентоспособности и рынков сбыта, замораживание или сокращение зарплаты и социальных выплат. При существенном переизбытке производственных мощностей и неразвитом внутреннем рынке со всей остротой встанет вопрос об остановке производства и сокращении персонала. Акционеры комбинатов не допустят повторения ситуации 1996 - 97 гг., когда при отрицательной рентабельности не сокращалось производство и персонал, но при этом не платились и налоги. В нынешних условиях будет оставлен только тот уровень загрузки производственных мощностей и численность персонала, которые позволяют работать с прибылью, регулярно платить зарплату и выплачивать налоги. Социальные последствия этих вынужденных действий неминуемо лягут на плечи государства.

"Мечел" и "Запсиб" призывают Правительство подойти к решению вопроса об отмене пошлин с учетом всего комплекса взаимосвязанных экономических, производственных и социальных проблем.