В Торгово-промышленной палате РФ выражают озабоченность в связи с разработкой нового варианта Лесного кодекса. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 19 июля на расширенном заседании комитета по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства член комитета, помощник депутата Госдумы Владимира Крупчака (фракция "Единая Россия") Наталья Пинягина рассказала о том, что "в июне в условиях строжайшей секретности верстался новый вариант Лесного кодекса, где участвовала лично председатель комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова, представитель Минэкономразвития, несколько приглашенных экспертов". По ее словам, очередной 29-ый вариант текста имеет ярко выраженный отсылочный характер, то есть многие вопросы предлагается решить правительству.

Во втором чтении новый Лесной кодекс планируется вынести на пленарное заседание Госдумы 20 сентября. До этого пройдут парламентские слушания (4 сентября) и заседание комитета (7 сентября), на котором будут рассматриваться поправки к законопроекту. Как отметила Пинягина, на последнем заседании думского комитета рекомендованы к отклонению 1600 поправок, представленные депутатами Госдумы и регионами, поддержать комитет предложил поправки, авторами которых являются преимущественно Комарова и два ее заместителя. Стоит сказать, что сама Комарова назвала проект кодекса "сырым", главным образом его положения, касающиеся аренды лесных участков.

Председатель комитета ТПП РФ Александр Беляков не сомневается, что кодекс в новой редакции будет принят в сентябре. "Всем понятно, что закон не получился. Но еще не было, чтобы в нашей стране это признали", - сказал он. Глава комитета по развитию лесной промышленности подчеркнул, что в законопроекте "рассматривается земля, покрытая лесом, а это путь к продаже лесов". Его обеспокоенность вызывает также отсутствие ответа на вопрос, "как будут управляться леса". То, что законопроект получился непрямого действия, по мнению Белякова, означает, что разработчики зашли в тупик.

По просьбе корреспондента ИА REGNUM, свою позицию по проекту Лесного кодекса в редакции первого чтения высказал член комитета, председатель совета директоров ООО "Русская лесная группа" Александр Рудик: "Безусловно, если он будет принят в таком виде, в котором я его знаю, он далек от жизни, от реалий. Компромиссный вариант - не принимать его сейчас, чтобы сохранить лицо всем, и с другой стороны пока резко не менять правила работы. Например, учитывая только аукционную форму получения сырья, предприятие, у которого срок аренды истекает через 3 года, не может планировать производство, так как через 3 года может прийти новый игрок, который не тратился на перевооружение, деньги у него в кармане, и он просто перекупит, а потом будет втридорога продавать. То есть вести планирование очень сложно. Это выгодно только тем, кто заходит в эту отрасль, и невыгодно тем, кто работает здесь уже сейчас. Сюда примыкает проблема лесных поселков. Все лесные поселки держим мы. Аукционы означают, что мы сбрасываем их с себя, а это миллионы людей по всей России, которые останутся без рабочих мест".

Как уже сообщало ИА REGNUM, в конце июня к заместителю председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Владимиру Кашину (фракция КПРФ) обратились директор Международного института леса Александр Исаев и директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Георгий Коровин. В своем письме они заявили, что последние изменения настолько ухудшили текст новой редакции кодекса, что исключают возможность его позитивной оценки. В числе наиболее важных недостатков они называют то обстоятельство, что леса "впервые в отечественной и мировой практике с их уникальной экологической и социально-экономической значимостью признаются движимой составной частью земли, и не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта имущественных, управленческих и иных публичных отношений". Хотя формально лес не может стать собственностью, он может находиться в аренде. Необходимость кадастровой оценки лесного фонда, которую государство провести не в состоянии из-за высокой стоимости, предполагается возложить на предпринимателей, берущих лесной участок в аренду. Залогом в этом случае, согласно законопроекту, может стать лес. Учитывая, что лес в самой последней редакции кодекса объявляется составной частью земли, предприниматель получает земельный участок с лесом, фактически, в собственность.