В первом полугодии 2006 года в отдел по защите прав потребителей обратились 3 304 жителя города Кемерово, что на 167 больше, чем за тот же период прошлого года. В среднем на некачественные товары и услуги жаловались примерно 551 человек в месяц, всплеск обращений пришелся на март - 665. Как 19 июля сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня на пресс-конференции рассказал начальник отдела по защите прав потребителей Управления промышленности и потребительского рынка Виталий Князев.

По его словам, для восстановления нарушенных прав конкретным потребителям помогли составить 2 200 досудебных претензий, что на 75 больше чем за январь-июнь 2005 года (в среднем - 367 претензий в месяц). Подготовлено 273 иска. Большая часть требований потребителей - порядка 70% - была удовлетворена поставщиками товаров и услуг в добровольном порядке. "Главное, чтобы потребитель обнаружил свою правовую грамотность и заявил об этом предпринимателю", - пояснил он.

Как отметил Князев, 77% обращений - 2 447 - связано с продажей некачественных товаров. По этим обращениям составлено 1 730 претензий и более 180 исковых заявлений (в первом полугодии 2005 года поступило 2 501 обращение, 1 821 претензия и 205 исков). На втором месте по количеству обращений - бытовые услуги - 477 жалоб (328 претензий и 70 исковых заявлений, в прошлом году было 275 обращений, 176 претензий и 40 исков). Третье место по числу обращений граждан занимают коммунальные услуги - 135, по которым в интересах потребителей составлено 68 претензии и 9 исковых заявлений (151 обращение в январе-июне 2005 года, подготовлена 71 претензия и 15 исков).

В среднем каждое четвертое обращение в отдел по защите прав потребителей касается приобретения мобильного телефона. В большинстве случаев, по словам Князева, такие претензии удовлетворяют в пользу потребителей. Несколько крупных дел в этом полугодии было связано с продажей некачественной дорогой мебели, причем в ряде случаев она носила громкие западные названия, но эксперты не смогли определить, где ее сделали.

Среди хозяйствующих субъектов, на которые поступает больше всего жалоб в связи с продажей некачественного товара, Виталий Князев назвал магазин "Планета-Стерео" (20 исков за полугодие), ООО "Эльдорадо-Кузбасс" (13 исков), ООО "Евросеть-Новосибирск" (12 исков), ООО "Дарсинг" (установка окон, 11 исков), "Метелица" (продажа обуви, 8 исков).

"Много проблем вызывают распродажи товаров в торговой сети, - отметил он. - Призывая покупателей посетить магазины и купить товар по сниженной цене, продавцы предупреждают о невозможности обмена товара. Но по закону при наличии кассового или товарного чека предприниматели обязаны заменить товар, если он не подошел по форме, цвету или качеству покупателю". При этом он отметил, что если распродаются товары с дефектами, о которых покупателей заранее уведомили, то претензии по этому поводу не принимаются.

Виталий Князев добавил, что общую сумму выплаченных компенсаций и число удовлетворенных исков в отделе не подсчитывают: "Основная задача нашей работы - научить людей отстаивать свои права и создать равные условия для потребителей во всех городах Федерации".