Точка зрения некоторых экспертов, согласно которой трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан стал геополитическим проигрышем Москвы, была весьма актуальна несколько лет назад. Сегодня же о великом политическом значении и исключительности новой "трубы" вряд ли стоит говорить с прежней однозначностью, сообщает "Политмонитор", отмечая, что особую радость открытие БТД вызвало у государств, противопоставляющих себя России.

Аналитики отмечают, что проект БТД разрабатывался под "большую нефть" с блока "Азери-Чираг-Гюнешли" на азербайджанском участке Каспия, где планового уровня нефтедобычи в 50 млн. тонн в год предполагалось достичь уже в середине нынешнего десятилетия. Однако "большая нефть" так и не пошла. Более того, обеспечить такую степень наполнения "трубы", при которой БТД стал бы рентабельным, может оказаться недостижимым, утверждают аналитики, указывая, что максимальный уровень нефтедобычи в обозримом будущем может достичь лишь 25 млн. тонн. Промежуточным решением проблемы стала договоренность с Астаной о прокачке казахстанской нефти, доля которой на первом этапе составит 7,5 млн. тонн. Нефть будет поставляться в Азербайджан по Каспию танкерами. Определенные надежды связываются и с разработкой крупнейшего в Казахстане нефтяного месторождения "Тенгиз". Правда, на сегодняшний день там не добывается достаточного количества нефти, позволяющего говорить о полной загрузке трубопровода, отмечают аналитики. К тому же казахстанская нефть экспортируется и через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз-Новороссийск, проектная мощность которого составляет 67 млн. тонн в год. Также Казахстан открыто заявляет о намерениях активно заняться экспортом нефти в Китай. Однако и это далеко не все проблемы нефтепровода БТД. По мнению аналитиков: во-первых, "труба" пролегает через сейсмически неспокойные зоны - в общей сложности их более 10; во-вторых, - через неспокойные в военном отношении зону карабахского конфликта и мятежные грузинские автономии, опасность также исходит и от курдских повстанцев в Турции, а соседство Ирана, Ирака и Сирии не добавляет оптимизма.

Что касается ущемления интересов России, то никакого сдвига в структуре мирового потребления энергоресурсов из-за этой "трубы" не произойдет. Даже в случае выхода на проектную мощность она будет удовлетворять всего около 1% мирового спроса. Россия же, как известно, является второй после Саудовской Аравии страной по объемам добычи нефти. Так что, трубопровод БТД вряд ли сможет серьезно повлиять на традиционные рынки сбыта российских энергоресурсов, заключают аналитики.