В начале нынешней недели более чем в ста зданиях областного центра было отключено отопление. На этот раз все обошлось несколькими часами. Но в ближайшее время все может повториться. И масштабы замерзания могут оказаться ошеломляющими Тверь близка к тому, чтобы повторить мрачный опыт Приморья - с размороженной системой, с кострами на улицах, с буржуйками в квартирах. К столь безрадостному выводу мы пришли после беседы с первым заместителем генерального директора ОАО "Тверьэнерго" Александром Зайцевым.

- Александр Юрьевич, с чем было связано отключение отопления в части зданий практически в каждом из районов Твери? Мне кажется, что в ходе отопительного сезона ни в одном из городов Центральной России ничего подобного не случалось.

- Я тоже не припомню такого массового отключения домов от горячего водоснабжения и отопления при достаточно низких температурах воздуха. Но надо сказать, что такой ситуации с оплатой потребленного тепла, как в Твери, нигде нет, поэтому мы вынуждены были пойти на крайние, я бы даже сказал - суперкрайние, меры.

Дело в том, что в октябре мы неоднократно предупреждали муниципальное предприятие "Тверьгортеплоэнерго" и администрацию города о том, что в случае нарушения условий оплаты потребляемой тепловой энергии "Тверьэнерго" будет вынуждено вводить ограничения. Но реакции на наши предупреждения не последовало. По состоянию на 1 ноября задолженность по текущим платежам составила 53,6 млн рублей. И за первую декаду ноября на счета "Тверьэнерго" от городских потребителей не поступило ни копейки. Как мы могли реагировать на подобное отношение к ситуации со стороны неплательщика? Только введением более жестких ограничений.

- В итоге в число пострадавших попали невиновные. Ведь жители, которые добросовестно платят за тепло, не виноваты в том, что их платежи по каким-то причинам не доходят до "Тверьэнерго".

- Совершенно с вами согласен. Должен сказать, что у "Тверьэнерго" нет даже технической возможности проводить мини-отключения, отключая отдельные дома и квартиры. Более того, мы не работаем напрямую с населением и соответственно не знаем, насколько добросовестным плательщиком является тот или иной потребитель. Еще раз подчеркиваю: мы не отключаем дома, мы предпринимаем меры по отношению к своему главному неплательщику - "Тверьгортеплоэнерго". Мы говорим его руководству: если у вас есть неплательщики, из-за которых вы не можете оплатить потребленную энергию, отключайте их. Судя по всему, они на это не идут. Что можем сделать в этом случае мы? Предъявить претензии к тому, с кем нас связывают договорные отношения, и к тому, кто не выполняет условия договора. Чего проще: не выполнять своих обязательств, ничего не платить, а затем громко трубить вокруг, что "враги лишают город тепла".

- Жители Твери давно устали от "поисков врагов". Одно они знают точно - нельзя отключать больницы, школы, детсады, жилье.

- Ограничение ни в коей мере не коснулось больниц, школ, детских садов. У нас нет претензий к оплате потребления тепла бюджетными учреждениями. К тому же не забывайте, что мы тоже живем в Твери, что наши дети ходят в те же школы и детские сады.

Мы со своей стороны делаем все от нас зависящее, чтобы максимально сгладить ситуацию, поэтому в первую очередь под отключение попали административные здания (включая здания администраций районов, города и области). А ужесточение подхода к вопросу неплатежей объясняется просто - мы вынуждены принимать меры для того, чтобы предвосхитить большую беду завтрашнего дня.

- Хотите сказать, что завтра будет хуже, чем вчера?

- Увы. Мы поставлены в неимоверно жесткие условия. Ситуация следующая: сегодня мы должны купить дополнительный коммерческий газ, но оплатить его не можем - платежи за октябрь не поступают. А конец ноября обещает быть холодным, и, даже если к тому времени какие-то деньги найдутся, покупать на них топливо будет уже поздно.

- Сразу же после введения ограничений, в понедельник, в администрации города прошло совещание, в котором принимали участие и вы. Тепло в здания вернулось.

- Я бы сказал: пока вернулось. Особого оптимизма совещание в меня не вселило. В нем принимали участие первый заместитель главы города Сергей Исаев, заместитель главы города Сергей Лавров и руководитель "Тверьгортеплоэнерго" Николай Захаров. К сожалению, все разговоры сводились к тому, что денег брать неоткуда. Реальных конструктивных предложений по поводу того, как должен выглядеть механизм погашения долга, не прозвучало. Было ощущение какой-то безысходности, тупика.

- Но ведь какие-то деньги пошли...

- Вот именно, "какие-то". Точнее 6 млн. рублей. Но та ли это сумма, о которой стоит говорить - если долг по состоянию на начало месяца превышает 50 млн. рублей, а плюс к этому фактически уже полмесяца город потребляет тепло?

- И каковы же дальнейшие действия "Тверьэнерго"?

- Будем повторять резкие ограничения. Мы снова вынуждены будем это делать, если муниципальное предприятие совместно со своим учредителем - администрацией города - не предпримет решительных мер. Дело в том, что при введении ограничений и при снижении объемов выпуска товара (в данном случае тепловой энергии) "Тверьэнерго" несет колоссальные убытки. Мы недобираем товара на сумму 15-20 млн. руб., вынуждены для закупки топлива все время использовать дорогие кредитные ресурсы. В ноябре мы уже взяли кредит на 70 млн. руб.

- Когда город может снова оказаться на грани замерзания?

- В ближайшее время, к нашему большому сожалению.