Справка ИА REGNUM: Петр Гатикоев - эксперт, заслуженный юрист Южной Осетии. В разные годы занимал должности министра юстиции, Генерального прокурора Южной Осетии, участвовал в переговорном процессе по грузино-осетинскому урегулированию.

ИА REGNUM: Г-н Гатикоев, одним из самых громких предвыборных обещаний нынешнего президента Грузии было заявление о восстановлении территориальной целостности Грузии, то есть возвращение Южной Осетии и Абхазии под юрисдикцию Грузии. Как Вы считаете, насколько юридически обоснованно объединение грузинского государства путем насильного вхождения в его состав бывших автономий?

Понятно, желание есть, но нет убедительных историко-правовых аргументов. Прежде чем решать вопрос восстановления территориальной целостности Грузии, предварительно следует ответить на основной вопрос - а нарушена ли территориальная целостность Грузии? Где аргументы и доказательства этого? Нарушена территориальная целостность Грузии или нет - это прерогатива ученых-специалистов, и решать этот вопрос с помощью "Калашникова" никак нельзя, поскольку это уже будет агрессией, которая по международному праву - наказуемое деяние. Конструктор-оружейник, господин Калашников изобрел для защиты и уничтожения только врагов, а осетины и грузины - не враги друг другу, и очень хотелось бы, чтобы осетины и грузины никогда не видели друг в друге врагов, а, следовательно, не нуждались в "Калашникове". Грузинка-мать и осетинка-мать рожали и воспитывали сыновей не для того, чтобы они погибли, решая спор о территориальной целостности. Ведь можно же решить этот спор без крови и слез? Мы же цивилизованные люди, живущие в 21 веке.

А если быть предельно объективным, то мы предмета спора не видим. Есть ли в природе доказательство того, что Южная Осетия - неотъемлемая часть Грузии? Нет! Такого документа нет и не может быть, т.к. Грузия до 1991 года, до выхода из состава СССР, не была самостоятельным государством, а, следовательно, Южная Осетия не могла быть неотъемлемой частью Грузии. В 1801 году не государство Грузия, а отдельные, самостоятельные княжества вошли в состав России, единая Осетия же вошла в состав России еще в 1774 году, т.е. на 27 лет раньше. Каким же образом Южная Осетия относится к Грузии? Но и в советский период Южная Осетия не могла быть неотъемлемой частью Грузии, т.к. Грузия была союзной республикой в составе СССР, а Южная Осетия административно была в составе союзной республики в едином государстве СССР. В 1991 году Грузинская ССР вышла из состава Советского Союза на основании Закона СССР от 03.04 1991 года "О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзных республик из состава СССР". Статьей 3 этого Закона предусмотрено право автономных образований на выход из СССР вместе с союзной Республикой или же на то, чтобы остаться в составе СССР. Ни Южная Осетия, ни Абхазия не пожелали выходить из состава СССР вместе с Грузинской ССР, а следовательно, Грузия, вышедшая из состава СССР не имеет никакого отношения ни к Южной Осетии, ни к Абхазии. Это утверждение основано на вышеназванном Законе, а поэтому Южная Осетия, а также и Абхазия не являются частью Грузии и ее претензии на территории этих республик лишены правовых оснований.

ИА REGNUM: Согласно российским и югоосетинским источникам, Грузия, скорее всего, предпримет попытку силового захвата Южной Осетии. Тем временем, первый пункт Дагомысского соглашения (соглашение, на основании которого в зону грузино-осетинского конфликта были введены миротворческие силы, подписано в 1992 году между президентами России и Грузии) в категорической форме запрещает применение оружия при решении сторонами спорных вопросов в зоне конфликта...

Одно время президент Грузии заявлял, что не желает выполнять Дагомысские соглашения на том лишь основании, что он не подписывал этот международный правовой документ. Да, подписывал этот важнейший документ бывший президент Грузии Шеварднадзе, и правовой акт, им подписанный, пытаются признать недействительным. Чего только не узнаешь в этом цивилизованном мире! Что касается пункта о неприменении оружия, это очень важный, жизненный пункт, но нынешнее руководство Грузии отказывается его выполнять, свидетелями чего мы, к сожалению, уже стали. В 1975 году в Хельсинки подписан Заключительный акт совещания по безопасности в Европе. В этом акте изложены 10 принципов, выполнение которых гарантирует безопасность в Европе. Одним из этих принципов является территориальная целостность государств. В Заключительном акте отмечается, что положения Хельсинкского совещания распространяются только на государства-участниц Совещания, подписавшие Заключительный акт. Грузия не была участницей Совещания в Хельсинки и не подписывала Заключительный акт, но, несмотря на это, ссылается на принцип территориальной целостности. Как указывалось выше, территориальная целостность Грузии не была нарушена, а кроме этого, положения Хельсинкского Совещания на Грузию не распространяются. Итак, руководство Грузии не желает выполнять обязательства (хотя обязана их выполнять) по Соглашениям, которые подписаны предшественником нынешнего президента, но в то же время Грузия в своих действиях ссылается на те положения правового акта, который Грузия вообще не подписывала, т.к. не была участницей Совещания, на котором принят этот правовой акт.

Таким образом, новое руководство Грузии относится к выполнению обязательств по международным соглашениям, исходя из субъективных интересов. Из вышеизложенного вытекает вывод - территориальная целостность Грузии никем не нарушена, а желание, якобы, восстановить территориальную целостность Грузии преследует далеко идущие цели и ведет к широкомасштабной войне. Следовательно, и осетины, и грузины, и народы Кавказа, и все свободолюбивые народы должны принять меры к предотвращению войны. Мир надо отстоять! Война нужна тому, кто получит от нее прибыль, рынки сбыта и улучшит свое стратегическое положение. Ради этого хотят пролить кровь осетин, абхазов, грузин и других народов Кавказа, включая и граждан Российской Федерации.

ИА REGNUM: Согласно историко-правовым документам, у Южной Осетии есть все основания для того, чтобы быть составной частью России. Что Вы думаете по этому поводу?

Вспомним дипломатическую терминологию: "де-юре" и "де-факто". В 1774 году единая Осетия вошла в Россию, т.е. воссоединилась с Россией. На это есть правовой акт. Следовательно, Осетия вошла в состав России "де-юре", спора нет. Но почему Осетия, расположенная по южному склону Кавказского хребта, в настоящее время оказалась "де-факто" не в составе России? Осетия добровольно вошла в состав России и никогда больше из России не выходила и не ставила вопроса о выходе. Как же Южная Осетия оказалась вне России? С момента образования СССР и до его развала, 70 лет Южная Осетия имела только гражданство СССР. Почти все врачи, юристы и специалисты других отраслей народного хозяйства получили образование на русском языке в учебных заведениях РСФСР, обучение велось на русском языке, делопроизводство в Южной Осетии также всегда велось на русском языке. Население Южной Осетии никогда не принимало гражданства Грузии, а в настоящее время почти все граждане Южной Осетии являются гражданами России. Южная Осетия находится с Россией в одной денежной системе, в Южной Осетии в основном применяются нормы права российского законодательства. Молодежь Южной Осетии никогда не призывалась в армию Грузии, что еще раз подтверждает тезис о том, что Южная Осетия никогда не была неотъемлемой частью Грузии. Сыны Южной Осетии верой и правдой служили в царской и Советской армиях. О доблести, чести и преданности осетинских солдат, офицеров и генералов русскому народу известно всему миру. Для нахождения Южной Осетии в составе России путем объединения с Северной Осетией имеются все объективные и субъективные основания. Южная Осетия незаконно разделена с Северной Осетией, и тем самым механически выведена из состава России безо всякого правового обоснования. Ошибки прошлого надо исправлять, независимо от того, кем они допущены - Сталиным или Орджоникидзе. Исправление этой ошибки относится к компетенции Российской Федерации.

Решая вопрос исправления ошибки 1924-25 годов прошлого столетия, следовало бы решить вопрос: допущена ли была ошибка или имело место грубое нарушение прав малочисленного народа? За эту "ошибку" дорого заплатил осетинский народ и продолжает расплачиваться. Руководство Грузии не желает выполнять обязательства по Дагомысскому Соглашению, т.к. в этом Соглашении содержится важнейший пункт, направленный на установление в зоне конфликта мира и спокойствия. Этот пункт обязывает стороны решать споры путем переговоров, запрещая применение силы и угроз. Но Грузия признает принцип территориальной целостности, закрепленный в Заключительном акте Хельсинкского Совещания по безопасности в Европе. Один из 10 принципов, принятых данным Совещанием, - "территориальную целостность" - Грузия признает, но второй пункт того же правового акта - "неприменение силы или угрозы силой" - не признает. Так в международном праве не принято: признавать пункт, который устраивает, и не признавать другой. Принятые обязательства международного договора или Соглашения выполняются в полном объеме, но никак не частично. Это аксиома. Более того, могу указать, что еще в преамбуле Устава ООН сказано: "Объединить силы для поддержания между народами мира и безопасности".

ИА REGNUM: Что Вы можете сказать, как юрист, непризнанным государствам, борющимся иметь равные права с другими государствами?

Вопрос настолько существенный, что на него должен быть исчерпывающий ответ, основанный на нормативном международном материале и элементарной логике. Государство образовалось. Что будет, если его не признают? Оно же будет существовать! Вновь образованное государство нельзя уничтожить. Ребенок родился, его не признали, но он растет, развивается и будет долго жить. Так и государство. А ведь сегодня нет нормы в международном праве, регламентирующей признание вновь образованного государства. Сегодня складывается такая картина: Республика Южная Осетия должна нанести визит вежливости всем государствам мира или послать им депеши с просьбой признать нас. Абсурд и парадокс! Надо разработать правовую базу для признания вновь образованных государств. А проще было бы так: государство образовалось - и оно становится сразу субъектом международного права, оповестив об этом в соответствующем международном бюллетене, что было бы его признанием.