Публичный скандал возник в Пятигорске в ходе судебного разбирательства в отношение имама городской мечети 26-летнего Антона Степаненко, передает корреспондент ИА REGNUM. Адвокат имама Светлана Авджаева заявила правозащитникам о том, что сотрудники прокуратуры г. Пятигорска фактически лишили ее возможности ознакомления с материалами дела до начала судебных слушаний. Антон (в исламе - Абдаллах) Степаненко, русский, 1980 г.р., уроженец г. Хабаровска, в 1997 г. принял ислам и с 2004 г. является имамом мечети в г. Пятигорске. Как утверждает адвокат, Степаненко систематически призывал своих прихожан воздерживаться от экстремистских взглядов и проводил общественные мероприятия антитеррористического характера.

26 января 2006 г. Степаненко был арестован на основании заявления состоящего на учете в психиатрическом диспансере подростка Мартынова Б.В., утверждающего, что летом 2004 г. по указанию Степаненко его насильно удерживали, вымогая деньги. После ареста Степаненко обвинили в экстремистской деятельности. Адвокат Авджаева заявляет, что сбор доказательств против ее подзащитного прокуратура и РУБОП г. Пятигорска производили, оказывая давление на возможных свидетелей: "Защитой было юридически доказано, что в следственном изоляторе Степаненко подвергался давлению и избиениям со стороны сотрудников правоохранительных органов", - говорит адвокат. 1 июля 2006 г., защита получила возможность ознакомиться с материалами дела в полном объеме. "В этот же день, следователь Пятигорской прокуратуры Дериглазов Д.Н. начал требовать от меня и моего подзащитного письменного признания того, что мы закончили знакомиться с материалами дела в полном объеме", - рассказывает Светлана Авджаева.

После предъявления обвинения, материалы дела Антона Степаненко представляют собой: три тома следственных документов (253, 255 и 88 листов), 3 видеокассеты с заснятыми допросами. Так же к делу приобщены доказательства обвинения - 69 книг и брошюр, 83 аудиокассеты, 31 компьютерная дискета, 66 видеокассет, 47 CD-дисков с материалами, 3 компьютерных "жестких диска" с материалами и 10 офисных папок с изъятыми документами. 7 июля 2006 г, на пятый рабочий день ознакомления с материалами дела Дериглазов Д.Н. в присутствии адвоката пытался незаконно изъять из дела некоторые документы, и как утверждают Авджаева и Степаненко, вырывал у них из рук материалы дела. После происшедшего инцидента, адвокат Светлана Авджаева приняла решение приглашать на ознакомление с материалами дела второго адвоката, который мог бы выступить в качестве свидетеля в случае повторных провокационных действий со стороны работников следственных органов. После этого следователь Дериглазов Д.Н. обратился в Пятигорский городской суд с целью ограничения срока ознакомления Антона Степаненко и его представителей с материалами дела.

В итоге судебного заседания11 июля 2006 г. судья Журба Н.В. предписала Антону Степаненко и его представителям закончить ознакомление с делом 13 июля 2006 г. Таким образом, решение судьи Журбы Н.В. ограничило общее время ознакомления с материалами дела девятью рабочими днями. По оценке адвоката Светланы Авджаевой, только лишь время однократного воспроизведения всех приложенных к делу в качестве доказательств вины аудио и видеоматериалов с кассет и компьютерных носителей информации перекрывает отпущенный судьей Журбой Н.В. период времени в несколько раз. Комментируя происходящее, адвокат Светлана Авджаева заявила: "В течение законного срока ознакомления с делом, 26 июня, должен был закончиться максимальный отпущенный законом срок содержания подследственного под стражей. Его может продлить только Ставропольский краевой суд, но он, при столь слабом обвинении, это вряд ли позволит. Поэтому, следователю нужно любой ценой передать дело в суд, где сроки содержания под стражей могут продлеваться в ином порядке. То, что это не дает нам возможности изучить материалы дела, его не интересует. В деле Михаила Ходорковского был применен этот же прием".