В тверском мемориальном комплексе "Медное" открылась выставка "Тетради Евфросинии Керсновской"

Тверь, 8 июля 2006, 09:42 — REGNUM  7 июля в мемориальном комплексе "Медное" - филиале Государственного музея политической истории России открылась уникальная выставка-инсталяция "Тетради Евфросинии Керсновской". Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM директор мемориального комплекса "Медное" Наталья Жарова, тетради Евфросинии - это 2239 рукописных листов "в клеточку" и 700 рисунков - уникальный эмоциональный документ, свидетельство эпохи, нравственное признание. Это энциклопедия не только гулаговской жизни и быта, но и советской эпохи, насыщенной трагедийными событиями и испытаниями.

Евфросиния Антоновна Керсновская прожила восемьдесят лет, из которых двадцать с лишним отняли у нее ссылки, тюрьмы и лагеря. Она родилась в 1907 году в Одессе в дворянской семье. В 1919 году Керсновские бежали в свое родовое имение в Бессарабию, которая в 1940-м была аннексирована Советским Союзом. А в 41-м Ефросинью, как и многих бессарабцев, сослали в Сибирь. Так начался ее путь в ГУЛАГ. Из Бесарабии, в 1940 году занятой советскими войсками ее сослали в Сибирь, на лесоповал. Там она решается на побег и бежит, преодолев полторы тысячи километров дикой тайги. Когда ее схватили и приговорили к расстрелу, она отказалась писать прошение о помиловании. Тем не менее, смертную казнь ей заменили десятью годами лагерей. В Норильском лагере она по доброй воле становится шахтером. Керсновская не просто дворянка, не просто хорошо образованная женщина, она еще и христианка. Она всегда с благородством, мужеством и верой шла навстречу самым трудным, подчас смертельным испытаниям.

На выставке представлены как факсимильные копии, так и оригиналы тетради Евфросинии Керсновской, графика их серии "Кавказ", лагерные открытки, живопись, фотографии из семейного архива. Впервые несколько рисунков из тетрадей были опубликованы в "Огоньке". Когда альбом рисунков Евфросинии Керсновской вышел в 1994 году во Франции, пресса признала, что это больше чем литература. Она запечатлела то, что не могли бы сделать кино и фотодокументалисты: тюремные одиночки, карцер, ужас пересылок, лагерную любовь, лагерные типы. В неволе она оставалась свободной. Это помогало ей выстоять, сохранить в себе человека. Поэтому при чтении, вернее "погружении" в ее воспоминания, кроме сопереживания, есть ощущение надежды на преодоление всего страшного. Этот путь она выбрала сама.

Все материалы для выставки предоставлены Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова и другом семьи Керсновской Чапковским И.М.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail