Обзор СМИ Тульской области с 3 по 7 июля.

Власть и политика

"Кто на земле хозяин?" - под таким заголовком в начале уходящей недели "Новотульский металлург" (№111 от 03.07.06) опубликовал статью Федора Листахова по итогам заседания губернаторского совета области, который, по словам автора, остряки уже стали называть "вице-губернаторским" из-за того, что его заседания все чаще проводит не первое лицо области, а его правая рука Алексей Кораблев. На губсовете речь шла об обороте земель сельхозназначения. В этой связи журналист пишет, что "с нынешнего года Тульская область перешла на новую систему налогообложения земель на основе кадастровой стоимости земли. А как облагать землю налогом, если эту самую кадастровую оценку она, родимая, не прошла (см. цифры выше)? А ведь уже со следующего года самые низовые административно-территориальные единицы - городские и сельские поселения будут формировать свои собственные бюджеты и в первую очередь - за счет земельного налога. То есть проблема, как говорится, налицо... А вот информация о том, что администрацией области принят ряд решений о переводе земельных участков из одной категории в другую, вызывает, по меньшей мере, тревогу. Тезис о том, что это "также повышает инвестиционную привлекательность региона" в переводе на общедоступный русский язык может означать, что сельхозугодья выводятся из оборота и нарезаются под коттеджи нуворишей. Особенно лакомыми кусками для них являются земли в пригородном Ленинском, а также в курортных и экологически чистых Алексинском, Заокском и Ясногорском районах. Причем в последних случаях - уже интерес москвичей-толстосумов, которые платят за землю по полной. Если так пойдет дальше, пахать и сеять ни фермерам, ни СПК, будет негде. Древние любили говорить: "Кому выгодно". Что касается ускорения коммерческого оборота сельхозугодий, то речь идет о тех самых 25,7% земель, приватизация которых согласно региональному законодательству пока возможна только с 2015 года. Но областной Думой уже принят в первом чтении законопроект, предполагающий начать этот процесс уже в 2007 году. Это делается под предлогом "создания условий для цивилизованного рынка земли и привлечение инвестиций в область". К слову сказать, те, кто ранее с пеной у рта кричали о недопустимости продажи земель сельхозназначения в частные руки, теперь не менее активно ратуют за этот процесс. Мол, последние 15 лет государство почти не вкладывало, довело его до ручки, теперь пусть частник придет на землю и распорядится по-хозяйски. О том, что в России исторически землю обрабатывали общинами - как крестьяне, так и казаки - сегодня предпочитают не упоминать. А тот факт, что те, кто работает на земле, так и не станет ее подлинным хозяином, чиновников, похоже, ничуть не смущает. Мол, крестьянин, это категория вчерашнего дня. Зато появится инвестор из города с техникой и "будет обрабатывать" землю. Что-то сомнительно, что он это будет делать сам - наймет тех же крестьян, только уже безземельных, которые просто превратятся в наемных рабочих, но никак не в собственника. Относительно паев, которые в большинстве своем так и не выделены в натуре, позиция областного комитета по госимуществу такова, что они ратуют за то, чтобы не дробить их, а обрабатывать целиком. Расшифровать этот тезис можно и так, что чиновники хотят обеспечить тех, кто хочет стать латифундистом, процесс массовой скупки паев у крестьян. Точно также, как в свое время, лет 10-13 назад у рабочих скупали акции предприятий, концентрируя их в частных руках. А в той же областной Думе уже раздаются голоса недовольных тем, что предполагается ограничить десятью процентами максимальную долю сельхозугодий в каждом муниципалитете, которая может быть продана одному лицу. И среди таких недовольных как раз депутаты, связанные с аграрным бизнесом. Например, "единоросс" Владимир Кузнецов, разоривший с помощью своей жены СПК "Ломовское" в Богородицком районе, о чем "НМ" уже писал в свое время. Перед уходом на каникулы облдума примет уже во втором чтении законопроект, который позволит начать продавать землю сельскохозяйственного назначения в частную собственность с будущего года. Латифундисты могут ликовать. Правда, чиновники грозят отобрать сельхозугодья у тех из них, кто будет использовать их не ненадлежащим, нецелевым образом. Но делать это придется через суд, а что такое "басманное правосудие" за последнее время мы все уже поняли".

"Тульские чиновники жалуются на жалованье", - отмечает еженедельник "Слобода" (№27 от 05.07.06): "Своим жалованьем недовольны городские чиновники категорий "А" и "Б" - это председатель Думы, глава администрации, его заместители, руководитель аппарата и др. То есть и без того самые высокооплачиваемые должности в администрации области. Причина проста: с начала этого года вступили в силу областные законы "Об оплате труда государственных гражданских служащих Тульской области" и "О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области". Согласно им зарплата областного чиновника составила 55,2 должностных оклада в год, а городского - только 35,5 оклада. - Областным чиновникам зарплату повысили, так городских жаба задушила, - так прокомментировал ситуацию один из сотрудников "белого дома". Теперь руководство области просит областную думу внести изменения в закон об оплате своего труда, предлагая повысить среднюю месячную зарплату чиновников категории "А" на 66,7%, а категории "Б" - на 30%. То есть, если зарплата мэра города составляет порядка 40 тыс. руб., то после повышения ее размер вырастет до 66 с лишним тысяч. А в целом же на реализацию этих изменений требуется почти 3,5 млн. руб. в месяц, или больше 40 млн. руб. в год. Если повышение зарплат утвердят, средства на это пойдут исключительно из бюджета Тулы - дотационного и дефицитного... Для справки: среднемесячная зарплата в одной из самых высокооплачиваемых сфер деятельности - финансовой - 22, 5 тыс. руб.".

"Тульский молодой коммунар" (№ 85 от 05.07.06) публикует статью Елена Соколовой под заголовком "Нехорошие последствия "контрольного вакуума". Журналистка пишет, что Тульская городская Дума приняла решение ускорить работу по формированию новой Контрольной комиссии: "До ухода на каникулы, то есть до середины июля, депутатам предстоит определиться с кандидатурами председателя этого контрольного органа и его заместителя. Однако персональный состав комиссии, пока не известен.

Напомним, что в настоящее время такой структуры в представительном органе власти Тулы нет. А должна быть, потому что в соответствии с действующим законодательством без нее теряет легитимность бюджетный процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иными словами, расформировав прежнюю Контрольную комиссию и задерживаясь с созданием новой, депутаты городской Думы серьезно нарушают закон, о чем неоднократно заявляла прокуратура.

Вопрос об отсутствии контрольного органа в Тульской городской Думе широко обсуждался и на 5-й всероссийской конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов России. По этому поводу председатель Союза Ирина Можей сделала специальное заявление, назвав решение тульских депутатов о ликвидации Контрольной комиссии "беспрецедентным для России". Вместе с тем ею были отмечены высокие показатели работы упраздненной комиссии: "По итогам прошлого года, тульской комиссией были выявлены нарушения на сумму более 52 млн рублей, в том числе нецелевого использования - более 47 млн рублей, неправомерного направления бюджетных средств - более 1 млн рублей. Результаты 18 проверок были направлены в правоохранительные органы, и по двум из них в настоящее время уже возбуждены уголовные дела. Сейчас решается вопрос о создании нового контрольно-счетного органа. При этом прежние специалисты комиссии в этот орган не приглашаются".

Примечательно, что для участия в работе форума контрольно-счетных органов был приглашен Владимир Стоян, бывший председатель тульской Контрольной комиссии. Потеряв пост руководителя контрольного органа в Туле, он собирается продолжить свою деятельность в рамках всероссийского Союза МКСО. Изначально действия тульских депутатов по созданию "контрольного вакуума" были, по меньшей мере, политически недальновидными. Хотя бы потому, что открывали возможность для самого широкого толкования причин расформирования комиссии. Так что чем быстрее будет создана новая городской контрольной комиссия, тем для всех будет лучше", - заключает автор статьи.

Ирина Скибинская в том же издании (№ 86 от 07.07.06) под заголовком "Закон для нежных существ" пишет о том, что "В конце апреля принят Госдумой, а затем одобрен Советом Федерации новый закон, регламентирующий порядок обращений граждан в государственные органы и органы самоуправления. В конце апреля принят Госдумой, а затем одобрен Советом Федерации новый закон, регламентирующий порядок обращений граждан в государственные органы и органы самоуправления. Последствия введения в практику закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" люди почувствуют не сразу - они продолжают активно писать письма в различные инстанции, свято веря в то, что чиновник обязан их рассмотреть и дать ответ. Они еще не знают, что сегодня есть ряд оснований, дающих законное право бюрократу отправлять немалое количество обращений прямиком в мусорную корзину. Например, в закон есть положение, разрешающее чиновнику проигнорировать ваше обращение, если в нем содержатся "нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи". Конечно, браниться, тем более нецензурно, нехорошо. Именно это, как прописано в законе, чиновник должен сообщить автору обращения в официальном ответе. А рассматривать сам вопрос он не обязан. Хотя, на наш взгляд, разумнее было бы не доводить человека до такого состояния, когда ему ничего другого, как материться, не остается... Сложнее с "оскорбительными выражениями и угрозами". Не секрет, что наши бюрократы - существа нежные, эмоционально уязвимые, отличающиеся чрезвычайной обидчивостью и подозрительностью. А обращения пишут, как правило, люди, оказавшиеся в безвыходном положении, часто на грани нервного срыва. Кроме того, новый Закон разрешает не заниматься письмом, если оно "не поддается прочтению". Разъясняем: под это положение попадает любой текст, написанный от руки. Потому как любой чиновник может сказать: неразборчиво - и все тут. Процент пожилых людей и инвалидов, в совершенстве владеющих искусством каллиграфии, в нашей области вряд ли высок. Но все эти лазейки - пустяк по сравнению с правом чиновника не отвечать на повторное обращение по одному и тому же вопросу. Что это означает? Схема следующая: вы написали жалобу должностному лицу, в течение 30 дней получили формальную отписку. Ответ вас не удовлетворил, и вы хотите написать еще раз. Даже не трудитесь. Если вы не приведете в повторном обращении так называемые "новые доводы и обстоятельства", к нему не отнесутся всерьез. Вас в лучшем случае вежливо уведомят о том, что "переписка закончена". А с поисками "новых доводов и обстоятельств" будьте предельно аккуратны. Дело в том, что в законе есть специальная статья о "возмещении причиненных убытков и взыскании понесенных расходов при рассмотрении обращений". В ней сказано: если гражданин указал заведомо ложные данные, то ему придется по суду компенсировать расходы, понесенные государственными органами и органами местного управления во время рассмотрения жалобы. Иначе ему придется оплачивать амортизацию казенной машины, напрасно сожженный бензин, конверты, марки, бумагу и прочее... Пока неясно, осознали ли наши чиновники, какой прекрасный подарок получили от федеральных властей. Ведь многие из них жили и действовали по новому закону задолго до его принятия...".

Экономика

Под заголовком "Четыре ступеньки, ведущие вниз" Александр Савенков в "Тульском молодом коммунаре" (№ 85 от 05.07.06) пишет о том, что согласно данным столичного рейтингового агентства "АК&М", по уровню относительной кредитоспособности наша область занимает сегодня 51-е место в стране. Год назад мы были на 47-й строчке. По уровню собственных доходов областного бюджета мы в России со своими десятью миллиардов рублей в год - на относительно достойном 38-м месте. По степени независимости от дотаций из федерального бюджета (речь - о доле собственных доходов в расходах нашей казны) туляки на 34-й позиции. По долговой нагрузке на бюджет (речь идет о доле государственного долга по отношению к доходам казны) наша область находится на 44-м месте. Наконец, показатель, оценивающий относительное число прибыльных субъектов экономической деятельности, дал нам 40-е место. А вот по среднедушевым денежным доходам (4,9 тысячи рублей на человека в месяц) мы - всего лишь на 56-й строчке. Еще скромнее выглядит объем привлеченных инвестиций, рассчитанный на душу населения - 65-е место. И, наконец, на 75-й (из 79-ти) позиции красуется Тула по относительной задолженности по налогам. Уточним - вина за это лежит не на бюджете, а на коммерческих предприятиях, которые никак не могут рассчитаться за накопленные ранее долги. Но региону от этого не легче. Те же банки, глядя на такие данные, вряд ли будут испытывать сильное влечение вкладывать инвестиции в экономику края оружейников... Последние статистические данные по поводу социально-экономического развития региона с начала нынешнего года вызывают столь же противоречивые чувства, что и упомянутый рейтинг. С одной стороны, на 4,1% выросли инвестиции в основной капитал, на 7,2% прибавила розничная торговля, на 12,5% увеличились платные услуги населению, на 11,4% подросли реальные денежные доходы населения. Неплохо, что наш показатель инфляции - 105,7% - в течение трех месяцев не меняется, т.е. большинство цен "замерли", а некоторые - снижаются. С другой, всего плюс полтора процента в промышленности, которая является основным поставщиком тех же налогов. Если вспомнить, что летом нас ожидает пора отпусков и традиционное снижение интереса покупателей к промышленной продукции, становится понятно, что до сентября здесь вряд ли произойдут положительные сдвиги. А что будет осенью - еще неизвестно.

Сельское хозяйство тоже дало полтора процента, но уже со знаком минус. Явный застой наблюдается в жилищном строительстве - 70,4% по отношению к соответствующему периоду 2005 года, который, кстати, в строительной части был далеко не самым успешным. Топчется на месте транспортная отрасль, не слишком весело в оптовой торговле и общественном питании... Суммируя все сказанное, получаем промежуточный итог. В нынешнем году мы пока не слишком сдвинулись со своего 51-го места. Судя по некоторым признакам, к концу года кардинальных успехов не предвидится. Ну, может быть чуть-чуть. Вернемся, например, на привычное ранее 46-48 место и, наверное, будем тому страшно рады.

"Горизонты подорожания" - так озаглавлен материал в том же издании (№ 86 от 07.07.06). "Правительство РФ объявило об ожидаемом росте тарифов на топливно-энергетические ресурсы и жилищно-коммунальные услуги на 2007 год. Впервые это было сделано не в канун наступления нового года, а шестью месяцами ранее... Тем самым, сделан еще один шаг к тому, чтобы процесс формирования грядущего бюджета шел не второпях, а последовательно, с учетом всех особенностей предстоящего финансового года. Это означает, что при расчетах всех видов бюджета (областного, районного) уже сегодня нужно учитывать дополнительные расходы, связанные с повышением тарифов на газ, свет, тепло и, соответственно, с ростом таких же тарифов на жилищные и коммунальные услуги. Власти любого уровня должны заранее отыскать дополнительные доходы, которые могли бы перекрыть подобные повышения тарифов. В отношении Тульской области недавно были озвучены такие цифры. Тарифы на электрическую энергию в среднем должны повыситься на 10-15%. Для населения, скорее всего, это повышение будет больше, где-то на уровне 15-17%. Вместо нынешних 1,44 рубля за 1 кВт/час (в сельской местности - 1,01 рубля) мы в 2007 году будем платить по 1,60-1,70 рубля (на селе - по 1,10-1,20 рубля). Тарифы на природный газ обещают увеличить не более чем на 12%. Конкретные цифры здесь приводить бесполезно - все зависит от типа приборов, которые стоят в домах (квартирах), но более всего это увеличение, как обычно, почувствуют на себе обладатели индивидуальных систем отопления (типа АОГВ). В данном случае говорят, что темпы роста для населения и промышленности будут примерно равны. Вопрос о размерах тарифов на жилищные и коммунальные услуги будет решаться в каждом муниципальном образовании самостоятельно. Но здесь у нас есть свои региональные особенности. В 2007 году Тульская область - в разрезе территорий, где действуют одинаковые тарифы - будет по-прежнему делиться на 23 района. Внутри каждого из них станут действовать свои тарифы на воду, тепло, вывоз мусора и т.п. услуги. Разделение на 179 муниципалитетов в данном вопросе произойдет, видимо, не ранее 2009 или даже 2010 года. Пока было заявлено, что в общий рост тарифов на услуги ЖКХ не должен превысить 13-15%. Напомним, что в 2006 год этот предел составлял 20%, и наша область в него уложилась. Но не следует забывать, что речь идет о среднем размере увеличения, складывающегося из отдельных составляющих. Так, горячая вода, например, может подорожать на 25%, а вывоз мусора - на 5%. На 2007 год власти обещают удержать средние темпы роста цен на уровне 8,0-8,5%. Тем самым, рост тарифов на свет, газ и услуги ЖКХ окажется все равно чуть выше. Впрочем, реальные доходы россиян в следующем году планируется увеличить примерно на 10-12%. Туляки в 2005 году стали получать реальных доходов (за минусом темпов инфляции и роста тарифов на основные услуги) на 7,5% больше прежнего. Сейчас этот показатель и того выше - мы с начала года в среднем разбогатели почти на 11%. Однако не следует забывать, что примерно пятая часть населения области (330 - 370 тысяч человек) живет ниже официального уровня бедности. В реальности количество таких людей у нас заметно больше, однако далеко не все из них обращаются за помощью в органы социальной поддержки. Пока федеральные власти уверяют, что все ныне действующие системы льгот и иных мер помощи малоимущим категориям граждан сохранятся. В том числе - и по оплате за услуги ЖКХ. Но особенно рассчитывать на это не следует. Как показывает практика, в систему получения подобных дотаций и льгот постоянно вносятся изменения, которые раз за разом "отсекают" от них все новых и новых людей. Увы, в наше время можно рассчитывать только на свои силы...".

Общество

"Музей, связующий времена и страны" - так озаглавлен материал Екатерины Назаровой в "Тульском молодом коммунаре" (№ 86 от 07.07.06). Она пишет о том, что при Алексинском почтамте действует единственный в Тульской области музей почтовой связи: "Алексинский почтмейстер, руководитель филиала ФГУП "Почта России", Татьяна Сальник личность легендарная. "Наш культурный символ" - так с гордостью называют ее алексинцы. В ряду многочисленных наград, премий и званий Татьяна Алексеевна выделяет звание "Мастер связи". Много лет, с увлечением изучая российскую историю, она собирает экспонаты для своего уникального музея почтовой связи. - История почты неразрывно связана с историей страны, - говорит Татьяна Сальник. - Посмотрите на эти почтовые открытки XIX века: маленький клочок бумаги, мелко исписанный по-французски... За ним - целая эпоха. Оживают образы давно ушедших людей, воскресают их чувства. Разве это не чудо? А вот открытки времен Великой Отечественной войны, фронтовые письма-треугольники: 9-летний мальчик пишет письмо отцу на фронт, боец проносит его через годы войны, а, возвратившись, бережно хранит как реликвию. В центре музейной экспозиции - антикварный письменный стол рубежа XIX - XX веков, за ним работали тульские почтовики. Среди подлинных вещей - весы середины 1960-годов, старинный сейф конца XIX века, фуражка и одежда почтальона, чернильницы, машинка для чистки штемпелей, которую заправляли керосином (действует), настенные часы немецкого мастера, которые служили почтовому ведомству не один десяток лет и переданы в дар музею ветераном отрасли Иваном Жарковым из Веневского района. Часы точно ходят до сих пор. Гордостью музея являются почтовые марки выпуска 1916 года, которые имели хождение в качестве денег, когда в России возникла нехватка медной и серебряной разменной монеты. Есть в экспозиции необычный почтовый штемпель с переводной датой "Музей почтовой связи города Алексина Тульской области". После публикации оттиска в журнале "Филателист", в Алексинский почтамт стало приходить огромное количество писем изо всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья с просьбой произвести спецгашение марок. Недавно пришло письмо из государства Лихтенштейн. - Откуда они узнают о нас, не знаю, - удивляется Татьяна Алексеевна, - ни одно письмо я не оставляю без внимания. Вот пишет руководитель почтового ведомства Азербайджана, посылает в дар кое-что для нашего музея, просит что-нибудь для своего. Выслала ему конверт с именным оттиском Святейшего Патриарха Алексия II. В прошлом году, будучи на Куликовом Поле по случаю празднования юбилея, Патриарх произвел гашение своим именным штемпелем шести конвертов, выпущенных специально к 625-летию Куликовской битвы, два из них оказались у меня. Теперь конверт в экспозиции".

"Критические дни противотуберкулезной службы" - под таким заголовком в "Тульских известиях" (№154-155 от 07.07.06) журналистка Екатерина Гарбузова с тревогой пишет о том, что в результате проверки Роспотребнадзором областных противотуберкулезных диспансеров был закрыт один из них - Щекинский - на 60 койко-мест. Но аналогичную участь могут разделить и некоторые другие - до конца года пройдут новые проверки. А между тем, как пишет Екатерина Гарбузова, в Тульской области заболеваемость туберкулезом весьма высока - 91,6 случая на 100 тысяч населения. Хуже по ЦФО дела обстоят только в Смоленске. Особо портят статистику пенитенциарные учреждения. В статье отражены и другие многочисленные проблемы тульской противотуберкулезной службы. Но в конце журналистка оптимистично бросает: "Никто ликвидации службы не допустит. Рассказать на наших страницах о том, какие будут приняты меры для ее спасения, мы приглашаем сегодня представителей власти, руководителей здравоохранения, сотрудников Роспотребнадзора".