После выхода партии "Оринац Еркир" из коалиции власти наиболее дискутируемым вопросом в среде политической элиты Армении стал вопрос о том, изменилось ли что-либо в политической системе страны. Власти определенное время были склонны утверждать, что ничего существенного не изменилось. Однако, события двух последних недель стали свидетельством того, что такая убежденность быстро исчезла. Начались процессы группирования различных звеньев властного лагеря, которые вызваны осознанием того факта, что прежние механизмы политического баланса в Армении исчерпали себя.

Это, и ряд других обстоятельств, позволяют утверждать, что в политической системе Армении, объективно, сложились условия для политической реформы. Имеется ввиду не простое изменение действующих лиц, а изменение схемы формирования функционирования власти. Главным образом, причиной возникновения этих условий стала потеря единого интереса властвующей элиты. Интересы действующего президента Роберта Кочаряна, интересы чиновничьего корпуса и интересы бизнес-корпуса Армении разошлись. Энергия всех этих трех составляющих властного лагеря направилась в различные стороны, что и привело к эрозии властной структуры Армении. При этом, усилия каждой из указанных инстанций подрывают интересы и планы друг друга. Это обстоятельство и позволяет надеяться, что принципы формирования и строения власти должны измениться.

Только на первый взгляд кажется, что сделанные утверждения противоречат логике клановой власти, присущей новым государствам постсоветского пространства. Однако, подобное положение дел в Армении имеет свою логику возникновения. Предпосылки этого возникли после выборов 2003 года, когда властная структура Армении изменила свое качество. На место клановой системы, основанной на авторитаризме главы государства, пришла договорная система формирования власти, основанная на договоре о разделении сфер влияния (Меморандум о Политической коалиции 11 июня 2003 года). Такая система обрела свои принципы и методы, которые способны действовать до тех пор, пока договор соблюдается. Дополнительным механизмом поддержки такой системы власти являлось наличие в Армении авторитарной оппозиции, действия которой поневоле гарантировали строгое соблюдение условий договора всеми его участниками.

Одних лишь традиционно клановых механизмов (шантаж и подкуп) поддержки и функционирования такой схемы власти в 2003 году уже было недостаточно. Обязательным условием стало именно условие соблюдения договора о разделе сфер влияния и лагерный принцип функционирования. Здесь и видны причины изменения ситуации в настоящий момент. Самоликвидация выстроенной по принципу личностного авторитаризма армянской оппозиции после конституционного референдума 27 ноября 2006 года и выход партии "Оринац Еркир" из договора о коалиции ликвидировали два важнейших условия дальнейшего функционирования и управляемости властной структуры.

Реальная власть во властном лагере перешла в руки президента Роберта Кочаряна, а партии коалиции потеряли рычаги влияния на ситуацию ввиду утери ими фактора парламентского большинства. Стоящий перед проблемой ухода из власти в 2008 году и под значительным внешним давлением Роберт Кочарян развернул собственную политическую программу, вошедшую в противоречие с интересами высокопоставленных госслужащих и политизированного бизнес-корпуса Армении. Вывод на политическую арену партии "Процветающая Армения" ознаменовал появление принципиально новых подходов к формированию будущего облика власти.

Домирирующие до этого времени убеждения в том, что вставший перед проблемой сдачи поста президента Роберт Кочарян передаст реальную власть чиновничьему корпусу во главе со своим соратником, министром обороны Сержем Саркисяном, проявили свою необоснованность. Ложность этого убеждения была осознана с опозданием, и чиновничий корпус Армении только в последнее время решился пойти на самостоятельную консолидацию в форме союза Республиканской партии и Сержа Саркисяна.

В условиях роста степени воздействия правовых идей на общественное сознание, а также, возникновения новых возможностей для формирования организованной оппозиции, указанная консолидация чиновничьего корпуса может иметь лишь одно намерение: посредством установления контроля над административным механизмом и избирательными комиссиями (машины фальсификации) блокировать возможность задействования выборного механизма формирования власти.

Успех такой программы возможен только при условии нейтрализации самостоятельной программы президента Кочаряна посредством оттеснения его от административного и финансового рычагов. Это намерение, в свою очередь, возможно осуществить при условии привлечения к своей программе бизнес-корпуса Армении (в качестве ресурса депутатских голосов и источника теневого бюджета). Наблюдения показывают, что именно такая тактика взята на вооружение лидерами указанного союза.

Последнее обстоятельство придало собый смысл проблеме бизнесменов. Парламентский бизнес-корпус оказался в парадоксальной ситуации. Приобретенные представителями крупного бизнеса депутатские мандаты в свое время имели функцию "крыши". В настоящее время, собственность бизнесменов, обладающих депутатскими мандатами, оказалась мишенью политических претензий различных полюсов властного лагеря. Мало того, что клановый механизм защиты собственности потерял свою дееспособность, над корпусом бизнесменов нависла дополнительная угроза потери собственности. Угроза наказания бизнесменов за "неправильную" политическую ориентацию стала реальностью.

Может показаться преувеличенным, но развитие процессов во властном лагере прямо зависит от того, какой политический вес обретет новая армянская оппозиция и ее программы. В частности, во многом, от этого зависит и кристаллизация позиции бизнес-корпуса. Фактор лидера партии "Оринац Еркир" в нынешней ситуации обретает важный смысл. Протестный электорат и бизнес-среда предрасположены к восприятию подобого оппозиционного образа. Объективно, интересы такой оппозиции могут совпасть с интересами партии "Процветающая Армения".

Если прямолинейность новых армянских оппозиционеров вновь не восторжествует, и к происходящим во властном лареге процессам будет проявлен дифференцированный подход, то реформа политической системы Армении в смысле увеличения степени ее демократичности может стать реальностью. Все внутренние предпосылки для этого имеются. Внешние предпосылки имелись всегда.

Манвел Саркисян - эксперт по политическим вопросам аналитического центра "Кавказ"