Принятие законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства" приведет к сокращению сроков землеустроительных работ на 6 месяцев и сократит расходы на их проведение в полтора-два раза. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, сообщил сегодня, 6 июля, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Кирилл Андросов, выступая на заседании правительства РФ.

По его словам, что реализация данного законопроекта способствует снижению коррупции в сфере землеустроительных работ, а также активизирует реализацию национальных проектов в сфере АПК и доступного жилья. В предложенном законопроекте, по словам Андросова, достаточно четко прописаны 3 функции - состояние землеустроительных работ, процедура проверки землеустроительной документации и перечень причин отказа при землеустроительных работах.

Первая группа изменений федерального закона "О землеустройстве" связана с дополнением его нормами, раскрывающими понятие территориального землеустройства, случаев, при которых необходимо проведение территориального землеустройства и видов работ, осуществляемых при проведении территориального землеустройства. При этом в законопроекте решены такие проблемные и неурегулированные до настоящего времени вопросы, как: проведение территориального землеустройства с целью установления границ зон с особыми условиями использования территорий и установления административных границ. В целях упрощения формирования земельных участков заказчику работ по землеустройству предложено самостоятельно выбирать способ описания земельного участка: на стадии разработки проекта его границ либо при проведении межевания. Законопроектом детально определена процедура согласования как проектной документации (проектов границ земельных участков, проектов границ правовых зон, проектов административных границ), так и положения границ на местности. При этом рассмотрены различные варианты в зависимости от объектов, в отношении которых проводится территориальное землеустройство.

Вторая группа изменений связана с уточнением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по принятию решений о проведении землеустройства, согласовании, утверждении землеустроительной документации. Кроме того, законопроектом предусматривается исключение избыточных функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, связанных с проведением землеустройства (утверждение землеустроительной документации, проведение экспертизы землеустроительной документации). Предлагается исключить нормы об утверждении Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами карт (планов), материалов межевания объектов землеустройства. Указанное утверждение в законопроекте заменено на проверку должностными лицами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости землеустроительной документации по территориальному землеустройству при включении ее в состав документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Третья группа изменений направлена на защиту правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, собственников объектов недвижимости, обладателей сервитута) при образовании новых земельных участков и прекращении существования исходных земельных участков. Учитывая, что в ходе подготовки законопроекта были приняты Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации и изменения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", направленные, в том числе, и на регулирование образования земельных участков (включая подготовку проектов границ земельных участков и проектов межевания территорий, установление требований к согласованию и утверждению проектов) и планирование использования земель, потребовались корректировка утвержденной концепции законопроекта и внесение изменений в 16 законодательных актов Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" и т.д.). В законопроекте удалось установить соответствие между нормами, регулирующими порядок проведения землеустройства, и нормами, регулирующими проведение государственного кадастрового учета земельных участков (установлены требования к составу сведений об объектах учета, позволяющих определенно установить земельные участки в качестве объектов сделок, в связи с чем детализированы основания для отказа в кадастровом учете).

Изменения, вносимые в Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральный закон "Об ипотеке", Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", направлены на приведение норм указанных федеральных законов в соответствие с новой редакцией Федерального закона "О землеустройстве". Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях связано с необходимостью установления административной ответственности за противодействие проводимому землеустройству. Изменения Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлены на определение полномочий общего собрания собственников помещений многоквартирного дома при согласовании проекта границ земельного участка, занятого таким многоквартирным домом, и уточняют процедуру образования земельного участка.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, правительство РФ приняло решение добрить данный законопроект и направить его в Государственную думу.