После фактической фиксации сопредседателями Минской группы ОБСЕ тупиковой ситуации в переговорном процессе по нагорно-карабахскому урегулированию многие стали всерьез рассматривать возможность расширения формата карабахского урегулирования или же создания параллельного Минской группе органа, занимающегося этой проблемой. Уже в ближайшие дни в Санкт-Петербурге пройдет саммит "Большой восьмерки", и известно, что на данной встрече будут говорить и о нагорно-карабахском урегулировании. Что можно ожидать от этой встречи? Может ли саммит принять какое-либо судьбоносное решение? Карабахский политолог Давид Бабаян считает, что ключевое значение на саммите "Большой восьмерки" будут иметь организационные и политические аспекты.

"С организационной точки зрения, "восьмерка" вряд ли примет какой-либо документ по нагорно-карабахскому конфликту. К тому же входящие в форум такие страны, как Япония, Италия или Канада, не имеют жизненно важных интересов на Кавказе и в зоне нагорно-карабахского конфликта. У них, скорее, определенные бизнес-интересы, да и то они, по сравнению с другими экономическими проблемами, стоят на несколько порядков позади. И вряд ли этим странам будет выгодно тратить время, которое действительно стоит больших денег, на разработку каких-то документов или сценариев урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Здесь организационные аспекты плавно переходят в политические", - сказал политолог.

При этом он отметил, что жизненно важные инетересы в регионе, по существу, имеют США и Россия. Франция, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, также определенным образом вовлечена в нагорно-карабахское урегулирование, а Великобритания весьма активна в нефтегазовом секторе Каспия и также вовлечена в кавказскую политику, однако "ее интересы также во многом являются экономическими, хотя здесь присутствует и элемент ностальгии по великому прошлому". "Таким образом, Франция и Великобритания имеют в зоне карабахского конфлита определенные политические интересы, но для их продвижения необходимы и соответствующие возможности, коих у этих стран недостаточно. США и Россия с этой точки зрения имеют и интересы, и возможности. Если "восьмерка" будет действительно всерьез рассматривать нагорно-карабахское урегулирование и намерена выработать консолидированный подход, то для этого, в первую очередь, необходимо согласие именно США и России", - отметил политолог.

Давид Бабаян подчеркнул при этом, что Россия всегда заявляла о том, что для решения нагорно-карабахской проблемы необходимо согласие самих сторон конфликта, о чем вчера заново напомнил и замминистра иностраных дел РФ Григорий Карасин. "В таком случае, если один из членов "восьмерки" против навязывания какого-либо сценария, то вряд ли она и США пойдут на раскол форума ради нагорно-карабахской проблемы. В этом никто не заинтересован. К тому же "восьмерка" не в состоянии решить карабахский вопрос, и если уж имеется намерение создать параллельную структуру, то этой структурой может стать только ООН: ведь нет смысла создавать структуру с теми же странами-посредниками, и вовлечение других стран в урегулирование в данном контексте предстает более логичным", - сказал политолог.

По его мнению, вряд ли на саммите "восьмерки" будет принято какое-либо "прорывное" решение по карабахской проблеме. "Между странами "восьмерки" имеются намного более важные проблемы взаимоотношений. Таковыми, в частности, являются вопросы вступления России в ВТО, на которое, фактически, дали согласие все члены "восьмерки", кроме США. Кстати, российский президент недавно сделал по этому поводу достаточно жесткое заявление. Думать, что США могут использовать карабахскую карту, связав ее с процессом вступления России в ВТО, также маловероятно. Учитывая все это, можно предположить, что если даже будет рассмотрен Карабахский вопрос, то, скорее всего, "восьмерка" выступит с обращением к сторонам конфликта, в котором призовет к мирному урегулированию существующих вопросов", - резюмировал Давид Бабаян.