Дмитрий Медоев - Полномочный представитель Южной Осетии в России, Чрезвычайный и Полномочный посол

ИА REGNUM: Г-н Медоев, на днях состоится саммит "Большой восьмерки". Каковы Ваши ожидания от встречи лидеров мировых держав?

Саммит "Большой восьмерки" является достаточно важным событием этого года. Важен он и для России, которая впервые, у себя дома, принимает лидеров мировых держав. Круг вопросов, определенных для обсуждения на саммите, достаточно широк и имеет принципиально важное значение для России. Ведь, на саммите будут затронуты не только вопросы безопасности на Кавказе, но и проблемы урегулирования грузино-абхазского, грузино-осетинского, приднестровского, карабахского конфликтов. Надо учесть, что сегодня решение геополитических задач, стоящих перед Россией в Закавказье, осложняется рядом неблагоприятных факторов, в том числе и таких, как политика правящих элит новых закавказских государств, связывающих перспективы своего развития по большей части с Западом, а также новыми глобалистическими устремлениями ряда нерегиональных стран, объявивших Кавказ зоной своих стратегических интересов. Анализ политических процессов в Закавказье и на кавказском направлении, в целом, показывает, что развитие ситуации в регионе будет в большой степени определяться характером отношений между странами региона и Россией, а также характером их взаимодействия с другими ведущими странами мира, включая Турцию и Иран. Поэтому сегодня мы ожидаем итогов встречи стран "Большой восьмерки".

ИА REGNUM: Как Вы считаете, какие модели и форматы решения конфликтов могут быть представлены?

На саммитах подобного рода, как правило, не предлагаются модели урегулирования тех или иных вопросов. Вопросы решаются в более общем контексте.

ИА REGNUM: Будет ли Россия настаивать на универсальности Косовского прецедента?

Трудно сказать. Обычно, на таких встречах не настаивают на каких-то моделях. Я полагаю, что речь о Косово, возможно, пойдет в общем контексте - как вариант, который соответствует сегодняшним мировым тенденциям. Ведь позиция Владимира Путина, высказанная в декабре прошлого года, о том, что признание независимости той или иной территории должно носить универсальный характер и распространяться также и на новые самоопределившиеся государства постсоветского пространства, находит поддержку в европейских и других странах. Это разумный подход, который соответствует нормам международного права. Только при таком подходе можно избежать двойных стандартов и обеспечить действие общепринятых норм и принципов международного права на практике.

ИА REGNUM: Наверняка, со стороны западной группы стран в адрес России будет звучать критика. Как Вы считаете, какого рода критика может прозвучать, какие мотивы для критики могут быть использованы?

Как правило, Запад задает России стандартные вопросы о том, что Россия, мол, "недостаточно" проводит борьбу за права человека, в стране "недостаточно" интенсивно проходит процесс демократизации. Наверняка, в адрес России будет критика по поводу того, что страна идет к авторитаризму. Идентичные претензии уже были высказаны натовскими парламентариями на семинаре НАТО-Россия, который проходил в Сочи.

ИА REGNUM: Полагаете ли Вы, что западные страны и организации выразят стремление вклиниться в миротворческие процессы, в которых главенствующая роль отведена России? И какие последствия в этом случае можно ожидать?

Стремление западных стран поучаствовать в миротворческом процессе в Южной Осетии и Абхазии не раз озвучивалось устами грузинских политиков. Неоднократно звучали и звучат заявления о том, чтобы расширить формат миротворческого процесса, либо вообще исключить Россию из миротворческого процесса. Новые грузинские лидеры не отступают от курса своих предшественников и продолжают попытки направить основной удар по российским интересам. В этом просматривается один из нескрываемых элементов политической преемственности и сохранения для новых грузинских властей главной политической установки - конфронтация с Россией. Несмотря на громадный вклад российских миротворцев в поддержание мира в Южной Осетии и Абхазии, выполнение ими в сложных условиях своих обязанностей, грузинское руководство постоянно выражает недовольство их действиями, периодически угрожая выводом миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. На днях, как известно, министр обороны Грузии в очередной раз потребовал от парламента Грузии вывести российских миротворцев. Для нас совершенно очевидно, что вывод из Абхазии и Южной Осетии российского миротворческого контингента приведет к возобновлению вооруженного конфликта, в который окажутся вовлеченными как международные силы, так и банды международных террористов.