Давид Рстакян - председатель незарегистрированной партии "Вирк"

ИА REGNUM: Г-н Рстакян, недавно Грузию посетил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Во время встреч с высокопоставленными лицами этой страны, наряду с иными вопросами, была обсуждена также проблема армянонаселенного региона Грузии Самцхе-Джавахети (Джавахк). Как Вы прокомментируете итоги визита главы армянского МИД в контексте заявлений, сделанных Варданом Осканяном и госчиновниками Грузии?

В последнее время в Джавахке складывается очень тяжелая политическая ситуация, связанная как с выводом из Грузии российских военных баз, так и с неопределенностью - кто же их заменит. Забегая вперед, скажу, что вывода российской военной базы из Ахалкалаки не желает ни один джавахкец, эта позиция сохраняется до сих пор, мы можем провести референдум и доказать это. Тут другого мнения и быть не может. Больше всего население волнует вопрос - кто их заменит, поскольку очень часто грузинские власти заявляют, что туда придут не иностранные силы, а части грузинской армии. Местное население против подобного развития ситуации, поскольку больше всего опасается именно ввода грузинских войск. Наше старшее поколение прекрасно помнит, что творили грузинские части, находясь в Джавахке буквально 50-60 лет назад.

Что касается визита Вардана Осканяна в Грузию... Еще до его приезда грузинские СМИ начали информационную атаку против Джавахка, акцентируя внимание на несуществующем требовании об автономии со стороны организации "Джавахк". Это был фарс, для того, чтобы заранее закрыть путь армянского министра к этой теме. Что касается заявления Нино Бурджанадзе о том, что на территории Грузии уже существуют автономии, решение о предоставлении нашему региону автономии не планируется и этого никогда не произойдет, то хочу сказать, что Джавахк - это не огород Бурджанадзе, чтоб самой решать - так это или не так. Мы - не турецкая община во Франции, население Джавахка - даже не диаспора. Мы, наряду с грузинским народом, являемся государствообразующей нацией. Это очень серьезно и это должны все понимать. Мы являемся автохтонным населением, и это входит в условия нашего совместного проживания. В 1991 году мы голосовали за независимость Грузии на основе Конституции первой Грузинской демократической республики 1918-21 гг., а в 1995 году принимали новую Конституцию Грузии. В ней было декларировано, что новая Конституция основывается на Конституции 1918 года. Мы подумали, что Грузия будет следовать принципам демократии, закрепленным в этом документе. Мы голосовали за независимость. Но, к сожалению, мониторинг доказывает, что Грузия, несмотря на то, что объявляет себя локомотивом демократии в регионе и на всем постсоветском пространстве, отошла от многих принципов демократии. Об этом свидетельствует и политическая ситуация в Джавахке.

Что означает заявление Вардана Осканяна о том, что Армения не вмешивается во внутренние дела Грузии именно в этом регионе. Грузинский министр, естественно, прекрасно знает, что есть вопросы внутреннего решения, и есть такие, которые выходят за рамки компетенции Грузии, к примеру, вопросы, которые касаются обязательств Грузии перед мировым сообществом. И как тут Армения может не вмешиваться? Это - преступление, на мой взгляд. Ведь там решается вопрос армянского языка, статуса армянского языка. Председатель парламента Грузии заявляет, что Джавахк требует придать армянскому языку статус государственного на всей территории Грузии, но ведь такого заявления не было. Мы говорим о другом - о том, чтобы армянский язык стал языком делопроизводства и судопроизводства в местах компактного проживания армян. Это территория сегодняшнего Самцхе-Джавахети, и не более того. Грузинские власти специально делают такие заявления, чтобы Европа, компетентные организации, которые должны вмешиваться и решить эти проблемы в соответствии с международным правом, не вмешивались и думали, что мы какие-то экстремисты.

Недавно каталонский язык был задекларирован как государственный на территории Каталонии, в Испании. На территории Грузии, согласно Конституции, государственным объявлен грузинский язык, в Абхазии - абхазский. Ведь абхазский же не является государственным языком в Самцхе-Джавахети, ведь нам не обязательно изучать этот язык. То же самое говорим мы - признать армянский язык на территории Джавахка наряду с грузинским государственным языком. Армянам Джавахка не обязательно изучать грузинский язык. Тот, кто хочет управлять страной и занимать ответственные посты, изучит грузинский язык, а массового изучения не будет. Так что, подобные заявления грузинских чиновников не делают им чести. Сегодня против нашего региона идет информационная война. Мы говорим "а", они представляют это, как "б".

ИА REGNUM: По Вашему мнению, почему руководство Армении не предпринимает действенных шагов в направлении решения проблем Самцхе-Джавахети?

Этого не происходит в силу определенных факторов. Для Армении важна стабильность маршрута в сторону России - по территории единственного доброжелательного соседа в регионе - Грузии. Хотя, лично для меня, доброжелательность эта - весьма относительна. Однако нельзя руководствоваться только этими соображениями. Грузия является членом многих международных организаций, перед которыми она взяла определенные обязательства. Членами одних и тех же международных структур, к примеру, Совета Европы, являются и Армения, и Грузия. Как может Ереван не вмешиваться, когда в Джавахке решается вопрос языка и этот вопрос является международным. Это абсурд. Грузия не должна обижаться, она сама брала на себя эти обязательства. Вмешательство, причем активное, здесь необходимо. А кому еще, кроме как Армении, стоит вмешиваться - туркам, русским? Армения должна быть заинтересована в этом вопросе, поскольку речь идет о правах проживающих в регионе армян, она должна активно ставить вопросы перед грузинским государством, особенно в сфере защиты этих прав. Если где-то грубо нарушаются права человека, тем более права нацменьшинств, об этом могут заявить все международные организации. Так почему армяне должны оставаться в стороне - непонятно. Не будет нас, не будет и Армении, не будет Армении - не будет нас. Армения должна сделать все, чтобы сохранить этот фактор.

ИА REGNUM: В таком случае, какие шаги предпринимает само население Самцхе-Джавахети?

Мы уже давно поднимаем эту проблему и выражаем свою позицию. Естественно, мы должны основываться на международном праве и играть по общепринятым правилам и европейским нормам. Но, к сожалению, это не дает желаемого результата, поскольку мировое сообщество поддерживает осуществляемые властями Грузии в этом регионе шаги, преследуя цель любой ценой выгнать русских, напрочь избавиться от русского фактора в регионе. Ради этого Грузии простят все, все бесчинства, которые она творит в области прав человека в этом регионе. Но мы принимали эти правила игры и всегда говорили, что исходим из общепринятых правил, установленных для государств Закавказья, которые стремятся в ЕС. Именно, исходя из этих правил, мы требуем соблюдать наши права. К сожалению, Грузия манипулирует фактами, и мы представляемся Европе, мировому прогрессивному сообществу, как сепаратисты, однако это не так. Могу привести пример: мы создали общегрузинскую партию "Вирк", которую до сих пор не удалось зарегистрировать. Наше желание - интегрироваться, а их желание - не допустить этого. Как понять? Если б мы не хотели интегрироваться, зачем же нам создавать партию?

ИА REGNUM: Разрабатываются ли какие-то правовые документы, ведь одних заявлений не достаточно...

Определенная работа была проведена в конце 90-х гг. Проявив законодательную инициативу, мы создали документ, в котором 30 тыс. подписями было закреплено, что местное население требует статуса субъекта федерации Грузии. Однозначно, Грузия не может не быть федерацией, поскольку она объявляет о широкой автономии для Абхазии, Южной Осетии, однако обратный процесс наблюдается в Джавахке. Конечно, тот же абхаз или осетин, наблюдая за тем, что происходит в остальных местах компактного проживания нацменьшинств в Грузии, никогда не согласится на совместное проживание в составе единого государства. Нас намного больше, чем абхаз и осетин, территория намного больше, почему же тогда у нас нет права на статус. Заявления официальных лиц Тбилиси идут лишь во вред самой Грузии. Эти люди не понимают, что мы живем в 21 веке, и тот этноцентризм, который охватывал все правительства Грузии, является страшной болезнью. Эта болезнь продолжает углубляться во властных структурах Грузии.

ИА REGNUM: Власти Грузии уже давно говорят о намерении вложить средства, полученные в рамках американской программы "Вызовы тысячелетия" в развитие инфраструктуры Джавахети, в частности, в строительство автодорог. Недавно об этом заявил также министр иностранных дел Гела Бежуашвили после встречи с Варданом Осканяном, указав на сумму в размере $200 млн. Что же реально делается в этом регионе в направлении восстановления и развития инфраструктуры?

Во-первых, это недоразумение. Строятся какие-то дороги, которые, по большому счету, нам не нужны. Это для нас не приоритет. Может быть, для грузинских властей это приоритет, но для жителей Самцхе-Джавахети эти дороги - не приоритет. Для нас сегодня важнее построить дорогу Ниноцминда-Бавра (грузино-армянская граница - ред.), чем Цалка-Тбилиси-Ахалкалаки. Что это нам даст? Все эти строящиеся дороги население Джавахка считает дорогами пантюркизма. Программа "Вызовы тысячелетия" и 200 миллионов долларов нам ничего не дадут. Вместо того, чтобы решать проблемы прав человека, нацменьшинств, языка, строятся непонятные дороги. А кому они будут нужны, если завтра там не будет этого меньшинства. Дороги строятся для того, чтобы по ним более активно перемещались турки, но никак не мы. Фактически, эти деньги расходуются не на нужды региона. А средства можно направить в другие сферы, такие как образование, создание рабочих мест, чтоб предотвратить массовую эмиграцию в Россию. Сегодня наше население проживает за счет переводов из России и за счет военной базы. На российскую военную базу в год расходуется 7 млн. долларов, а бюджет нашего региона с дотациями составляет около 2,5 млн. долларов.

ИА REGNUM: А как обстоит ситуация с программой по переселению турок-месхетинцев?

У меня было несколько встреч с официальными лицами Грузии по данному вопросу. Я почувствовал, что переселение турок-месхетинцев не устраивает сегодняшние власти. В то же время, очень много говорится, и есть планы относительно их переселения в приграничные с Арменией районы, то есть в те места, где нужно изменить демографическую ситуацию не в пользу армян. Сегодня предпринимаются все шаги, чтобы армяне не являлись доминирующим в этом регионе населением, которое в состоянии решать вопросы региона. Если, не дай Бог, ситуация будет развиваться по такому сценарию, нейтралитет Армении в этом вопросе станет для нее же опасным вызовом. Она будет обязана вмешаться, поскольку, решив вопросы Джавахка, они возьмутся за Армению.