70 лет назад, 3 июля 1936 года, было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ГАИ Белоруссии, именно эту дату принято считать днем образования ГАИ. По словам сотрудников Госавтоинспекции, история их ведомства самым тесным образом переплетена с историей других подразделений милиции, "ибо не возможно говорить о ГАИ, не упоминая о той деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, которую органы внутренних дел осуществляли до образования Госавтоинспекции". Первоначально перед ГАИ ставились такие задачи, как борьба с авариями на дорогах, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой шоферов, учет автопарка. Сегодня Госавтоинспекция выполняет свои задачи и функции согласно Положению о Государственной автомобильной инспекции МВД Белоруссии, которым на ГАИ возлагаются функции государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. "Наступили времена коренных преобразований - они продиктованы современными, испытанными во многих странах, подходами в методике и организации обеспечения безопасности дорожного движения", - подчеркнули в ГАИ.

Напомним, что специальные подразделения для регулирования уличного движения впервые были образованы в 20-х годах при некоторых местных Советах. До 1928 года надзор за движением в стране, тогда - СССР, осуществлялся Центральным Управлением местного транспорта (ЦУМТ). В 1928 он был реорганизован в Центральное Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК СССР (Цудортранс).

В 1935 году автоотдел Цудортранса, в функции которого входил надзор за автомобильным транспортом автохозяйств, был переименован в Госавтоинспекцию. Период со второй половины 1936 г. и до середины 1939 года в строительстве ГАИ страны можно назвать организационным. В это время осуществлялась передача аппарата из бывшего Цудортранса, уточнение штатного расписания новой службы и ее структурных подразделений, отбор и назначение кадров.

Первым начальником ГАИ УМ НКВД БССР в сентябре 1936 года был назначен Морсон Гирша Давидович. В декабре 1940 года на этом посту его сменил Павлов Владимир Владимирович. В 1954 году начальником Госавтоинспекции УМ МООП БССР назначается Пономарев Николай Филиппович, который возглавлял службу в течение 7 лет. В 1940 году отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР. Первые Единые по СССР Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР были утверждены приказом МВД СССР № 25 от 11 января 1960 г. и введены в действие с 1 января 1961 года. С этой целью 30 сентября 1963 года было утверждено новое типовое Положение о Госавтоинспекции, а также конкретный перечень нарушений правил движения по улицам и дорогам Союза ССР, влекущих наложение штрафов в административном порядке.

Шестидесятые-восьмидесятые были годами активного роста ГАИ в ее функциональных возможностях, численности и профессиональной готовности кадров. В 1970 г. введены новые единые для всей территории СССР "Правила учета дорожно-транспортных происшествий". В 1967 году Госавтоинспекция МВД БССР была впервые представлена на международной арене.

В 1991 году в связи с распадом союзного государства была пересмотрена структура МВД Республики Беларусь, в центральный аппарат которого вошло и Управление Госавтоинспекции МВД Белоруссии. Постановлением Совета Министров Белоруссии в июле 1994 года утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД республики.