Спрос на китайское нефтяное оборудование в России полностью исчез из-за того, что в России сложился стереотип недоверия к китайскому товару, - отметили в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-газеты "Вслух.Ру" побывавшие в гостях у редакции генеральный представитель Китайской нефтяной корпорации в России Ли Хэцзюнь (Л.Х.) и инженер службы ГИРС (группа по изучению рынка сбыта) тюменского завода "Нефтемаш" Михаил Гайдук (М.Г.).

"Вслух.Ру": Чем занимается ваша корпорация в России, и каковы ваши интересы в Тюменской области?

Л.Х: Китайская нефтяная корпорация по технике и разработке - это дочерняя компания Китайской национальной нефтегазовой корпорации, крупнейшей в Китае. Наша компания занимается импортом и экспортом нефтяного оборудования и производит технические услуги в нефтяной области, мы также покупаем российское оборудование для китайских нефтяников.

Представительства Китайской нефтяной корпорации есть в США, Канаде, Ираке, Иране, Казахстане, Таджикистане, Мексике, Австрии, Средней Азии. Планируется открыть представительство в Англии. Руководство корпорации приняло решение перенести Представительство китайской нефтяной корпорации в России из Москвы в Тюмень, поближе к месторождениям Западной Сибири, чтобы непосредственно общаться с нефтяниками. Именно в Тюменской области добывается 70% российской нефти и 90% газа.

"Вслух.Ру": Ли, Вы неплохо говорите по-русски, где вы учились языку?

Л.Х: Я в России уже полгода. Русскому научился в Китае. Потом 10 месяцев проходил стажировку в Уфимском нефтяном университете. И хотя говорю и понимаю по-русски, нужно еще учиться. Скоро я поеду в Китай и буду сдавать экзамены по русскому языку.

"Вслух.Ру": С какими нефтяными компаниями вам удалось наладить контакты?

Л.Х: С некоторыми российскими компаниями мы уже заключили нефтяные протоколы, контракты еще не подписывали. Кстати, наша корпорация уже показывала свое оборудование на тюменской и сургутской нефтяных выставках. Нас интересуют в России, в первую очередь, нефтеперерабатывающие продукты, нефтехимия и разработки из металла. Мы также хотели бы предлагать российским нефтяникам свое оборудование. Мы общались и с руководством Тобольского нефтехимического комбината, но там пока есть проблемы. Если даже заключать с ними какие-либо долгосрочные контракты, то перспектив по ним пока не видно. Сейчас планируем совместно с "Нефтемашом" комплектовать установки по очистке воды в скважинах.

М.Г: Сейчас требования к содержанию скважин возросли - это связано с экологией, с капитальным ремонтом скважин. Для того, чтобы закачивать в пласт чистую воду, нужны специальные фильтровальные установки, в России таких не делают. В этих условиях нужна очень большая производительность - около 500 кубов в час, а это колоссальное количество. В таких больших объемах у нас воду никто не чистит. Во всех российских буровых компаниях остро стоит эта проблема. Мы пользуемся тем, что у нас применяется так называемый метод "отстоя" для поддержания пластового давления. Сейчас этот метод изжил себя: вода получается грязной, того отделения нефти и газа от воды, которое требуется, нет. Поэтому нужна очень жесткая фильтрация. Сейчас для "Юганскнефтегаза" прорабатывается совместный с Китайской корпорацией проект по растворно-солевому узлу, где нужно 150 кубометров в сутки очищенной воды.

"Вслух.Ру": Какое российское нефтяное оборудование интересует китайцев?

М.Г.: Их интересуют наши буровые установки. Они до сих пор не могут понять, как наша буровая установка может работать при температуре минус 50 градусов.

Л.Х.: В Северном Китае самые низкие температуры - минус 35градусов, тогда как в Южном Китае вообще температура воздуха не опускается ниже плюс 25 градусов.

"Вслух.Ру": Сколько нефти в год добывается в Китае?

Л.Х.: В Китае за год добывается 150 миллионов тонн нефти, тогда как в России - 420 миллионов тонн в год.

"Вслух.Ру": Есть ли, на ваш взгляд, какие-то отличия между бизнесом по-китайски и по-русски?

Л.Х: Китайский бизнес ведется на европейском уровне, мы работаем по международным стандартам. У русских же - пока не выпьешь, контракт не подпишешь.

"Вслух.Ру": Сколько оборудования вы поставляете в другие страны?

Л.Х: 20% мирового производства буровых установок приходится именно на Китайскую нефтяную корпорацию. 70% импортного нефтяного оборудования Америка закупает у Китайской нефтяной корпорации: некоторые американские нефтяные компании не выпускают дизельные агрегаты. Американцы покупают основное нефтяное оборудование в Китае, и затем сами производят лишь запасные части к нему.

"Вслух.Ру": Каков спрос на ваше оборудование в России?

Л.Х: Спрос на китайское нефтяное оборудование в России полностью исчез из-за того, что в России сложился стереотип недоверия к китайскому товару.

М.Г: Возможно россияне составляют мнение о китайских товарах по продукции кооперативов, которые в частности везли к нам одежду, зачастую, низкого качества. Значит, и оборудование плохое, - думают у нас. Хотя это не так: у китайцев очень хорошая нефтяная продукция. И, как нам видится, собственной такой продукции в России еще долго не будет, так как нет даже проектов. Поэтому очень хорошо, что наши китайские друзья сейчас согласны поставлять в Тюмень запасные части к оборудованию, а сборку мы сможем производить уже непосредственно здесь.

"Вслух.Ру": Будет ли это выгодно по стоимости?

М.Г: Сейчас у нас скважины идут с так называемыми низкопродуктивными пластами. При попадании флюидов в скважину, вода смешивается с нефтью и вытесняет на поверхность нефть. Чтобы поры внутри пластов не забивались, туда надо подавать очищенную воду. Чтобы скважина хорошо работала, нужна очень чистая вода, чтобы частички примесей были буквально до двух микрон. К примеру, в тюменской питьевой воде содержится 15% мехпримесей, в "кристалловской" воде -7% мехпримесей. Такие установки по очистке воды выпускаются в Англии, Франции, Германии и Америке. Однако, по сравнению с европейским и американским, оборудование Китайской нефтяной корпорации очень дешевое. Например, аналогичная китайской английская установка по очистке воды в скважинах стоит 200 миллионов рублей (производительностью 300 кубометров воды в час), у китайцев она стоит 16 миллионов рублей (500 кубов в час). Американцы часто делают следующее: покупают в Китае оборудование, ставят туда свою марку и перепродают.

Л.Х: Недавно у нас такие установки закупили две американские нефтяные компании. Одна установка ушла... в Казахстан, в город Актюбинск (очищать воду для питьевых нужд). Переговоры по закупке установок по очистке воды в скважинах идут с Сургутнефтегазом, Пурнефтегазом, Варьеганнефтегазом.

"Вслух.Ру": Какова потребность в таких установках на тюменских месторождениях?

М.Г: Колоссальная. Такие установки нужны на всех месторождениях. На каждом нашем месторождении есть подразделениям по поддержанию пластового давления (ППД). В нефтеносные пласты закачивают воду, на поверхность поднимают нефтесодержащую жидкость. Потом в печах идет отделение - газ в одну сторону, нефть в другую, вода идет "в обратку". Вода должна фильтроваться, но она просто отстаивается. Поэтому производительность скважины падает, а нефтяники пытаются наращивать объемы. И неправильная работа со скважиной приводит к ее засорению. Службам ППД приходится много работать: выводить скважину в ремонт, зачищать пласт, выводить его в накопительный отстой на 2-3 месяца. Только после этого вода пробивает воронки, где скапливается нефть, которая потом выводится насосом. А китайская установка позволяет загонять в пласт уже очищенную воду.

Для справки:

Китайская национальная нефтяная корпорация образована на базе Министерства нефтяной промышленности Китая и подразделяется на данный момент на три корпорации:

1. Китайскую национальную нефтяную корпорацию, которая занимается разработкой месторождений и добычей нефти на суше и море в Китае и за границей. Доходы по нефти составляют $18 млрд. Прибыль - $2,5 млн. В Китае имеется 320 нефтяных и 80 газовых месторождений. Одним из крупнейших является Дацинское месторождение, которое в течение 21 года дает 56 млн т. нефти в год.

2. Морскую корпорацию.

3. Нефтеперерабатывающую корпорацию. В целях усиления международной деятельности нефтяной промышленности КННК учредила несколько дочерних международных корпораций: Китайскую национальную корпорацию по развитию и разработке нефти и газа (CNODC); Китайскую нефтяную корпорацию по технике и разработке (CPTDC); Китайскую национальную объединенную нефтяную компанию (China Oil).