Провозглашения независимости Черногории и самостоятельности Сербии как преемника государственного Сообщества Сербии и Черногории положили начало весьма сложному процессу становления этих двух балканских государств в новом качестве, который сказывается и на общей ситуации на Балканах.

Приемом Черногории в ООН 28 июня 2006 года символически завершено ее международное признание. Первыми признали суверенную Черногорию Исландия, Швейцария и Россия. Однако широкое ее признание наступило лишь после того, как 12 июня 2006 на это дал добро Европейский Союз, продемонстрировав вновь свою значительную роль в происходящих на Балканах процессах. Как заявил председатель скупщины Черногории Р.Кривокапич, результат состоявшегося референдума о независимости Черногории явился большим успехом граждан, политических партий республики и... Европейского Союза. В соответствии с директивами ЕС в течение недели ее признали 23 страны, в том числе США, ведущие европейские страны и балканские государства, а 23 июня в Подгорице открылось первое посольство - посольство Словении.

ЕС и НАТО признали и самостоятельность Сербии, выступающей в качестве правопреемника Сообщества, было подтверждено и ее членство в международных организациях. Но вообще возвращение на международную арену самостоятельной Сербии, что представляет собой несомненно значительное явление, не получило в целом соответствующей оценки, что особенно наглядно, если иметь виду то огромное внимание, которое мировой общественностью было уделено обретению Черногорией независимости.

Сербия признала Черногорию лишь 15 июня, что в Черногории было воспринято как важное событие, которое уже давно ожидалось, а 22 июня был подписан протокол об установлении дипломатических отношений между Сербией и Черногорией на уровне посольств. В Сербии реакция на обретение Черногорией независимости была неоднозначной: ряд партий это приветствовал, а вот лидер сербских радикалов Т.Николич заявил, что "пока вне Сербии находятся Сербская республика (Босния и Герцеговина), Сербский край (Хорватия) и Черногория, наши политические цели не осуществлены".

Запад проявляет большую заботу о том, как будут складываться взаимоотношения Сербии и Черногории. Готовность оказать помощь в их переговорах выразил Европейский Союз, но при встрече с высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Х.Солана, который в ходе визита в Белград призывал сербских руководителей к "конструктивному разъединению" с Черногорией, председатель правительства Сербии В.Коштуница заявил, что все спорные вопросы Сербия и Черногория смогут решить сами и помощь ЕС для этого не нужна.

И действительно, первые шаги по разделу сообщества показали, что пока не возникают существенные проблемы, хотя это и не простой процесс, поскольку он затрагивает интересы как 260-270 тысяч черногорских граждан, живущих в Сербии, так и 220-230 тысяч сербов, проживающих в Черногории (более 30% населения). Чтобы не ухудшилось положение черногорских граждан, проживающих в Сербии, правительство Сербии решило предоставить им возможность получить и сербское гражданство, а условия обучения черногорских студентов не будут изменены. По мнению министра юстиции Сербии З.Стойковича, сербы в Черногории также должны были бы получить двойное гражданство. Правительство Черногории в свою очередь решило сохранить для граждан Сербии прежний безвизовый порядок въезда в Черногорию. Многообещающим в плане развития двусторонних отношений был состоявшийся 26 июня визит президента Сербии Б.Тадича - первый визит главы зарубежного государства после провозглашения независимости Черногории.

Проблем с разделом имущества Сообщества в основном не должно быть - недвижимость в соответствии с Конституционной хартией будет разделена по территориальному принципу, некоторые вопросы могут возникнуть лишь с разделом дипломатических представительств за рубежом. Не будет сложностей и с разделом армии, так как она также была организована по территориальному принципу, а военнослужащим предоставлено право выбирать место своей службы. В регулировании таможенных систем двух государств также не должно быть проблем, так как они стали самостоятельными еще в конце 1990-х годов. Даже возникшие разногласия в связи с оформлением членства в Международном валютном фонде и во Всемирном банке были урегулированы путем переговоров.

Сложнее было с одобрением результатов референдума в самой Черногории. Лидер черногорского блока за сохранение сообщества П.Булатович информировал Х.Солану, что блок отказывается признать результаты референдума, поскольку он не отражает волю граждан Черногории. Блок требовал проверить списки избирателей, обратив особое внимание на обоснованность внесения в них лиц, проживающих за границей, а также заново пересчитать бюллетени на всех избирательных участках. Как заявил лидер черногорской Народной партии П.Попович, оппозиция хотела уточнить, действительно ли результаты референдума отражают волю граждан республик или они являются "плодом махинаций режима".

Обжалование результатов референдума, по мнению председателя правительства Черногории М.Джукановича, было предпринято по указанию правительства Сербии. Заявленные протесты республиканская комиссия по проведению референдума сочла необоснованными. Весьма примечательно, что решения этой комиссии практически принимались ее председателем - представителем ЕС Ф.Липка, так как равно представленные члены комиссии от обоих блоков занимали диаметрально противоположные позиции. По образному выражению председателя Социалистической народной партии Черногории П.Булатовича, "печать на результаты референдума ставил ЕС".

Референдум углубил раскол черногорского общества и, несмотря на призывы правящей коалиции к внепартийному консенсусу для обеспечения европейского пути Черногории, политическая борьба продолжается. В день провозглашения независимости Черногории Социалистическая народная партия призвала участников блока за сохранение Сообщества создать коалицию для подготовки к предстоящим осенью парламентским выборам, результатом которых, по словам П.Поповича, должна быть смена "ненормального режима", что позволит провести в республике референдум о возврате Черногории в сообщество с Сербией. Ожидается, что ЕС поможет в смягчении напряженности в Черногории, в укреплении стабильности этого региона. По мнению французского аналитика Н.Рагари, помочь устранить негативные последствия референдума для стабильности ситуации на Балканах может лишь ясная перспектива присоединения государств западных Балкан к ЕС.

Некоторые американские политологи считают, что референдум в Черногории может стать предвестником европейской дезинтеграции вместо интеграции, прецедентом для Балкан и других частей Европы, "хорошим примером" получения независимости мирным путем. Вполне логично, по их мнению, что теперь в Сербской республике Боснии и Герцеговины, также как и в других балканских государствах, будут выдвигаться требования об отделении. Поэтому, полагает французская газета "Монд", международное сообщество пытается "избежать общей эпидемии, которая завтра могла бы охватить и албанцев в Македонии, и сербов в Боснии, и распространиться на некоторые другие регионы, например на Приднестровье в Молдавии, Абхазию или Осетию в Грузии и т.д.".

И действительно: уже через несколько дней после проведения черногорского референдума - в Сербской республике Боснии и Герцеговины начался сбор подписей под требованием о проведении референдума по вопросу о независимости Сербской республики и ее отделении от Боснии и Герцеговины (результаты опросов населения свидетельствуют о том, что 90% граждан Сербской республики высказываются за такое отделение). О возможном проведении референдума о статусе Сербской республики говорил и председатель ее правительства М.Додик, отмечая попытки поставить под сомнение правомерность существования Сербской республики.

Все это вызвало серьезную озабоченность на Западе - Европейский союз осудил такие намерения, а Х.Солана заявил, что Сербская республика, как одно из образований в составе государства Боснии и Герцеговины, не имеет права на проведение референдума о своем статусе, и международное сообщество не допустит, чтобы под угрозу были поставлены суверенитет и территориальная целостность Боснии и Герцеговины. По мнению высокого представителя международного сообщества в Боснии и Герцеговине К.Шварц-Шиллинга, референдум в Черногории - это "особый случай" и Черногорию нельзя сравнивать с какими-либо областями Сербии или Боснии и Герцеговины. Небезынтересно, что лондонская "Таймс", описывая будущую политическую карту Европы, предвидит появление новых государств, в их числе Сербской республики и Герцег-Босны вместо Боснии и Герцеговины. Визит в Сербскую республику большой правительственной делегации Сербии во главе с В.Коштуницей вызвал волну спекуляций по поводу укрепления отношений Сербии с Сербской республикой и возможности увязывания будущего Сербской республики с решением вопроса о статусе Косово.

Европейскому континенту, по мнению газеты "Зюддейчецайтунг", грозит дальнейшее дробление. Причина этого кроется в разбушевавшемся национализме, однако динамика процесса, как ни парадоксально, определяется тем, что ключевая европейская идея о сообществе подталкивает такой распад. Как в Черногории, так и в других регионах стремление к самостоятельности, считает газета, увязывается с желанием присоединиться к Европейскому Союзу.