Редакция "Новой газеты" намерена через суд добиваться разъяснения законности отказа администрации тюрьмы разрешить осужденному встречу с представителем СМИ. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом было объявлено на пресс-конференции 30 июня в Москве.

Осужденный, о котором идет речь, - чеченец Заурбек Талхигов, житель Санкт-Петербурга, единственный осужденный по делам о захвате террористами Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года. Талхигов под контролем представителей оперативного штаба вел переговоры по телефону с боевиками, получив номер их телефона от депутат Госдумы, ныне помощника президента РФ Асланбека Аслаханова. Следствие усмотрело в действиях Талхигова признаки пособничества террористам, и в 2003 г. он был осужден на 8,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима. В феврале 2006 года по решению суда за систематические нарушения режима он был переведен на 2 года из колонии в тюрьму, т.е. условия отбвывания им наказания стали существенно тяжелее. По утверждению защиты Талхигова, "нарушения" были спровоцированы давлением администрации колонии на осужденного, который не желал признавать свою вину и постоянно писал жалобы. В настоящий момент Заурбек Талхигов находится в учреждении 17/5 в Димитровграде (Ульяновская область). По информации его защиты, он содержится в одной камере с осужденным, больным туберкулезом.

Как сообщила в ходе пресс-конференции журналист "Новой газеты" Анна Политковская, Талхигов настойчиво добивался встречи с ней несмотря на попытки администрации оказывать на него давление. Поскольку Талхигов настаивал на своем, редакция газеты в установленном порядке обратилась к администрации учреждения с просьбой разрешить журналистке встречу с заключенным. В это же время Талхигову был поставлен диагноз "хронический гепатит". Политковская, по ее словам, ожидала, что последует отказ во встрече с Талхиговым на основании карантина, но ответ удивил ее. Она получила официальное сообщение о том, что встреча с заключенным невозможна, так он в настоящее время работает над жалобой в Европейский суд по правам человека; по мнению администрации учреждения, выход публикации по делу Талхигова может повлиять на суд, а значит встреча с журналисткой может быть позволена только после вынесения судебного решения. Между тем, подчеркнула Анна Политковская, жалоба Талхигова не только еще не коммуницирована судом, но даже еще не отослана в Страсбург. Сроки рассмотрения жалоб в Европейском суде обычно составляют несколько лет.

Как заявила Анна Политковская, редакця "Новой газеты" намерена в ближайшем будущем оспаривать этот беспрецедентный отказ в суде.

В связи с этим адвокат Талхигова Сергей Насонов обратил внимание на то, что в действиях администрации тюрьмы содержится нарушение ст. 34 Европейской конвенции о защите прав человека, которая звучит следующим образом: "Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права".

Председатель Комитета "Гражданское содействие", член Совета Правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина также отметила, что нарушения прав Заура Талхигова не сводятся только к нарушению Ст. 34 Европейской конвенции по правам человека. Нынешние условия его содержания, по ее мнению, могут быть приравнены к пытке, так как, страдая тяжелым заболеванием печени, он не только не получает необходимого питания, но, по признанию тюремного врача, даже вынужден есть пищу, прямо ему противопоказанную. Подобное положени администрация учреждения мотивирует отсутствие возможности обеспечить больного диетическим питанием, однако та же администрация отвергла предложение одной из благотворительных организаций, пытавшейся передать для заключенных около 300 кг продовольствия, сообщила Ганнушкина.

В ходе пресс-конференции были отмечены и другие случаи преследования заявителей в Европейский суд по правам человека, включая дела нескольких жителей Чечни, которые, опасаясь за свою жизнь и жизнь близких были вынуждены при содействии правозащитных организаций выехать из России. В связи с этим председатель правления Российского исследовательского центра по правам человека Валерий Борщев отметил проявившуюся в последнее время тенденцию к блокированию со стороны администрации мест лишения свободы не только жалоб осужденных, обращенных в Страсбургский суд, но и обычных обращений к прокурору или к Уполномоченному по правам человека.

Участники пресс-конференции заявили о намерении правозащитников срочно поставить в известность о нарушении прав Заурбека Талхигова Комитет ООН против пыток, где в вскоре должно состояться рассмотрение очередного (четвертого) Государственного доклада России по выполнению требований Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за период с 2001 по 2005 годы в России. Кроме того, как отметил Сергей Насонов, информация о нарушении ст. 34 Европейской Конвенции о защите прав человека будет представлена в Страсбургский суд наряду с жалобой Талхигова.