Исследование: В Ереване президенту доверяет лишь 30,3% горожан, в Баку - 84,8%

Баку, 30 июня 2006, 18:52 — REGNUM  На Южном Кавказе нет единого цивилизационного поля, и в будущем цивилизационное и этнокультурное разделение между странами региона лишь углубится. К такому выводу пришел армянский исследователь Самвел Манукян, принявший участие в организованном научно-образовательным фондом "Нораванк" Круглом столе. На основе данных 2004 года, собранных исследовательскими группами из трех стран Южного Кавказа - Армении, Грузии, Азербайджана, он провел анализ "Этнокультурные и социально-политические факты и модели социальной динамики столиц Южного Кавказа".

Так, по его словам, одним из основных заключений является факт всё продолжающего действовать на Южном Кавказе превалирующего русского начала. "Армения с геоэкономической точки зрения является продолжением России. И даже в то время, когда все знают о передаче России предприятий, продаже имущественного комплекса Разданской ТЭС, о возможном переходе в собственность российской стороны сферы телефонной связи - все равно Россия для армян представляется некой защитой", - отметил эксперт. Что касается двух других стран Южного Кавказа, то в Грузии на данный момент наблюдается смена по направлению к европеизации, в Азербайджане действуют и русский, и турецкий факторы.

Касаясь армяно-азербайджанских взаимоотношений, в частности, в контексте карабахского урегулирования, он отметил, что международные усилия должны акцентироваться в Азербайджане на работе с властями, президентом, а в Армении - с обществом, поскольку в Ереване президенту доверяет лишь 30,3% горожан, в Баку - 84,8%. "Общий уровень доверия к властям в Баку намного выше, чем в Ереване. В Ереване с точки зрения результативности управления властные структуры имеют очень низкий уровень и практически не имеют авторитета в обществе, в Азербайджане президент может заявить "Азербайджан - это я",- и общество это безоговорочно примет", - отметил эксперт. Немалую роль в этом играют и средства массовой информации. В Баку СМИ служат президенту и делают это добровольно, поскольку высок уровень его авторитета в обществе. В Ереване у СМИ нет какого-либо диалога и посредничества в отношениях общество-президент.

Что касается обществ Еревана и Баку, "если армянское и азербайджанское общества будут жить вместе, то возможны конфликты на бытовом уровне". Выводы исследователя основаны на следующем: в Баку общество находится на начальном этапе этногенезиса, отсюда - внутренняя и внешняя конфликтность. С точки зрения интеграционного потенциала между странами Южного Кавказа, между Баку и Ереваном его практически нет, вернее, оно возможно лишь в одностороннем порядке. Поскольку лишь 0,9% бакинцев являются сторонниками экономического сотрудничества с Арменией, то же самое можно сказать и о политических взаимоотношениях - 1,5%. Однако почти половина жителей армянской столицы - 47% - допускают как экономическое, так и политическое сотрудничество с Баку. Отметим, что интеграционный потенциал наличествует между Ереваном и Тбилиси. Ереванцев-сторонников оного почти 80%, тбилисцев - почти 100%. Впрочем, грузины вполне либеральны в этом вопросе, и также почти 100% жителей столицы Грузии выступает за сотрудничество в сфере экономики и политики с Азербайджаном.

Исследователь попытался также определить этнокультурную дистанцию между обществами трех столиц, более того, приверженность традициям. Так, в результате выводов от ответов респондентов на вопросы типа, о допустимости связи с представителями противоположного пола не состоящими в браке, женитьбы без согласия родителей, курения, употребления алкоголя и так далее, - выяснилось, что наиболее либеральными в этих вопросах являются тбилисцы, причем как женщины, так и мужчины. В целом, в Ереване либерализация находится под влиянием широкого спектра традиций, самые традиционные бакинцы.

В вопросах безопасности, дома, на работе, во дворе, на улице, загородом, жители трех столиц чувствуют себя вполне комфортно. Лишь бакинцы чувствуют себя незащищенными в вечернее время суток - более 50%.

Отметим, что исследование проведено по следующим темам: этнокультурная динамика, социальные институты, этническое сознание, межнациональные отношения, внешнеинтеграционно-институциональный потенциал, цивилизационная ориентация, типизация политического поведения. Опрошены случайные респонденты разного рода деятельности и социального положения старше 18 лет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.