Второй вариант Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации будет готов в декабре 2006 г.
Адыгея, 30 июня, 2006, 16:36 — ИА Регнум. Резкой критике подверг аналитический доклад экспертов аудиторско-консалтинговой компании
Напомним, что в докладе утверждается, что разработка большинства региональных программ социально-экономического развития в соответствии с неким Типовым макетом, привела к излишней формализации в подготовке региональных стратегий и программ.
"Этот доклад путает все, что есть в деле стратегического планирования в России", - заявил Юрий Перелыгин на брифинге для журналистов 29 июня. По его словам, авторы доклада допустили ряд серьезных фактических ошибок, свидетельствующих о недостаточном владении материалом и транслировали ряд мифов в стратегическом планировании вообще и о роли Минрегиона в этом процессе в частности.
Прежде всего, отметил он, никакого типового макета стратегии развития субъекта Федерации не существует. Типовой макет, по его словам, утвержден
Глава департамента Минрегиона также обратил внимание на утверждение аналитиков ФБК о том, что наличие или отсутствие программ и даже уровень их научной проработки на сегодняшний день практически не влияют на динамику экономического развития регионов. В связи с этим он подчеркнул, что особенностью стратегирования является очень большая глубина планирования - фактически поколенческая; обычно это 20-летний срок, поэтому нельзя говорить о немедленном эффекте от принятия стратегии.
Комментируя доклад аналитиков ФБК, глава департамента Минрегиона посетовал на существующую неразвитость "квазирынка" консалтинговых услуг в сфере разработки региональных стратегий в отличие от рынка корпоративного консалтинга. "Я знаю только шесть компаний, которые могут грамотно заниматься этим", - заметил он.
Как сообщил Юрий Перелыгин на сегодня в Министерстве регионального развития РФ представлено более 40 документов стратегического планирования субъектов Федерации - преимущественно концепций Стратегии социально-экономического развития регионе, реже - собственно Стратегий. Из них, по его словам, только десяток были признаны разработанными на хорошем уровне и одобрены без серьезных замечаний (в том числе документы Астраханской, Вологодской, Свердловской, Томской, Тюменской областей и др.). Только такие документы, подчеркнул он, могут быть положены в основу разработки документов краткосрочного планирования, в том числе программ социально-экономического развития и документов территориального планирования, а также использованы в процессе подготовки федеральных документов стратегического планирования.
Наличие качественной Стратегии развития является, по словам Юрия Перелыгина, весьма позитивным фактором для региона как с точки зрения привлечения частных инвестиций, так и с точки зрения финансирования с федерального уровня.
Как сообщил Перелыгин, до конца текущего года в Минрегионе планируют рассмотреть еще около 20 стратегических документов, представленных субъектами Федерации. Особую значимость для разработки качественных документов стратегического планирования на региональном уровне, по его словам, имеют общефедеральные приоритеты развития, которые должны быть четко определены на уровне страны в целом. Задачу определения таких приоритетов преследует разработка Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, которую ведет Министерство регионального развития. Напомним, что первый вариант Концепции этой стратегии был одобрен на заседании
В то же время параллельно разрабатывается еще один значимый документ - Комплексная программа социально-экономического развития Российской Федерации, представляющая собой один из механизмов реализации региональной политики в России, сообщил он. Данная программа призвана сыграть организующую роль для аналогичных программ субъектов Федерации, послужить основой для разработки краткосрочных документов планирования, включая ежегодное бюджетное планирование на уровне субъектов.
"Если эта система будет налажена, - пояснил Юрий Перелыгин, имея в виду систему региональных стратегий и программ, восходящих к соответствующим федеральным документам, - это будет способствовать оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов". В качестве примера он привел ситуацию с одновременным строительством нескольких мостов через Волгу в ряде регионов, которые получают недостаточное финансирование, что затягивает сроки строительства. Согласование планирования между соседними регионами и на федеральном уровне, по словам Перелыгина позволит концентрировать ресурсы поочередно на отдельных стройках с тем, чтобы по завершении их и сдаче объекта в эксплуатацию переходить к следующему.
В настоящее время активность в разработке стратегий социально-экономического развития проявляют не только субъекты федерации, но и отдельные города, заметил Перелыгин. По его мнению, налаживание стратегического планирования на разных уровнях, а также процессов согласования и формирования общих приоритетов позволит также улучшить сотрудничество регионов между собой и с федеральным центром.
Если в настоящее время разработка стратегий развития не является обязательной для регионов, то, как сообщил Юрий Перелыгин, в случае выстраивания описанной системы государственного регулирования регионального развития и, в частности, принятия Федерального Закона "Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ" подобные документы станут обязательным элементом системы управления.