Китайцы крадут российскую территорию, сдвигая русло реки: обзор читинских СМИ
Обзор СМИ Читинской области за 27-30 июня
"Аргументы и факты" в номере за 29 июня рассказывают о проблемах строительной отрасли в Чите: "Кажется, что в Чите сегодня строят везде. На самом деле наша область и её столица и по объемам строительства, и по обеспеченности стройматериалами - почти на последнем месте среди российских регионов". Журналист газеты разговаривает с известными читинскими строителями. Директор строительной компании "Читаэнергожилстрой" Виктор Лопатин рассказывает о впечатлениях после посещения Омска: "Я ехал по городу - стоит лес башенных кранов. Трудно представить себе в одном городе столько строительных площадок. Город застраивается не точечно, а целыми микрорайонами. На одной площадке порядка 20-30 кранов". В Чите такое практически невозможно: "В Чите нет площадок, которые можно застраивать комплексно, а на тех площадках, которые предлагают, нет инженерных коммуникаций. Вполне естественно, что частный инвестор не в состоянии обеспечить комплексные застройки теплом, водой и канализацией. Для возведения всех необходимых коммунальных сетей нужны внешние дотации, то есть средства бюджета. Для того чтобы при формировании бюджета учитывать эти дотации, необходим, прежде всего, генеральный план развития. А его ни в Чите, ни в регионе до сих пор нет". Общая для всех сибирских регионов проблема - предельно затянутые сроки оформления разрешительной документации на начало строительства. Другая проблема - обеспеченность строительными материалами. По прогнозам читинских строителей, уже через год-два в регионе наступит острый дефицит цемента, железобетона, металлоконструкций. Необходимо восстанавливать и развивать собственную промышленную базу. Пока этого в области нет - дешёвого жилья не будет. Генеральный директор строительной компании "Читагражданпроект" рассказывает про опыт Омска, где для того, чтобы купить жильё в новом 2-этажном доме, молодой семье необходимо накопить всего 300-350 тыс. рублей - остальное добавит область и город. В Чите эта схема не сработает - в Омске, в отличие от Читы, много крупных промышленных предприятий, вот отсюда и деньги в бюджете на строительство жилья.
"Аргументы и факты" в номере за 29 июня публикует интервью с директором ОАО "
"Эффект" в номере за 28 июня рассказывает про ежегодное собрание акционеров ЗАО "Забайкальский ГОК". Одно из крупнейших в Читинской области промышленных предприятий является градообразующим для посёлка Первомайск и уже много лет находится на грани банкротства. Газета приводит выдержки из годового отчёта генерального директора ГОКа Франца Малец: "С июня 2005 по март 2006 года комбинат работал в полувоенной ситуации. Налоговые органы заблокировали счета и начали арест имущества. Средств выделяемых собственником - корпорацией
"Эффект" в номере за 28 июня беседует с руководителем управления
"Экстра" в номере за 28 июня продолжает публикации о многочисленных хищениях бюджетных миллионов. По информации газеты, несколько лет назад в Чите раздарили целый "Забайкалзолотобанк": "Сами учредители этого банка подарили себе в качестве безвозвратных кредитов многие десятки миллиардов рублей (неденоминированных). Ограбив при этом около 10 тыс. вкладчиков и целый ряд так называемых юридических лиц. В том числе и администрацию области. Самое удивительное, что сделано это было с помощью самой администрации. Впрочем, читатели и граждане нашей области хорошо об этом осведомлены - газета проводила по этому поводу не одно расследование". Вспомнило издание "семилетнюю годовщину долгов по кредитам северного завоза, которые числятся за рядом читинских организаций": "Годовщину надо было отмечать еще в 2005 году. Именно до 2005 года глава администрации области своим постановлением продлил еще в 1998 году срок погашения кредитов организациям, осуществляющим завоз, хранение и реализацию продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, переоформленные под гарантию администрации Читы. Кредиты организации отдавать не спешили. Задолженность по кредитам на март 1999 года составляла 17 642 371 800 неденоминированных рублей, по процентам - 3 706 069 300 рублей". Издание уверено, что надежда на возвращение этих кредитов всегда была очень призрачной: "В те годы деноминации, бурной инфляции и дефолта пролонгировать - означало попросту подарить должникам деньги. Ну, кто же будет их возвращать, если инфляция играет на руку заемщику? К тому же, в условиях безнаказанности должников (их бережно опекали, ни на кого не были оформлены иски в суд) за 7 лет, полагали они, всё равно долги забудутся. Как говорится, или кобыла сдохнет, или кучер сопьется. Сегодня концы этим деньгам найти трудно. Уже тогда, в 1998 году, тем самым постановлением губернатора долги пролонгировали до 2005 года сразу восьми уже тогда не существовавшим фирмам на сумму 3 908 500 000 рублей. Например, фирмы ПТП "Рособувьторг", АОЗТ "Текстиль", АОЗТ "Универсальная база", ТОО "Галантерея", фирма "Комплект", АОЗТ "Мир программ" и другие как субъекты рынка уже не существовали, попросту умерли, а трогательная забота об этих "мертвых душах", выражавшаяся в продлении срока погашения взятых и не возвращенных ими кредитов, была".
"Экстра" сообщает, что не сегодня-завтра на российско-китайской границе в посёлке Забайкальск начнётся масштабное строительство жилого микрорайона: "Строить дома, магазины и детские сады будет маньчжурская торгово-экономическая компания "Чи Юй". Инвестиции в строительство - китайские". Этот проект презентовался на XVII Харбинской торгово-экономической ярмарке, которая состоялась в середине июня в Китае. Газета напоминает, что в мае в Забайкальске проходил совет глав муниципальных образований Читинской области, где глава администрации Забайкальского района презентовал этот проект. Автор материала после беседы с генеральным директором компании "Чи Юй" уверен, что люди, которые помогали Васильеву готовить доклад, многие цифры нахватали с потолка: "Фан Шутин очень осторожно говорила о каких-то финансовых и качественных характеристиках проекта. Про 900 млн рублей (именно такую сумму инвестиций в строительство жилого микрорайона называл Васильев - ИА REGNUM) руководитель китайской компании никогда не слышала, а после того, как я сообщил о 12 тыс. рублей за 1 кв. метр жилья, китаянка ещё минут 5 не могла понять, о какой сумме идёт речь. Решили, что Васильев перепутал себестоимость одного "квадрата", которая действительно составит около 12 000 рублей за метр, с ценой реализации. Последняя, понятное дело, будет на несколько тысяч рублей выше (в Чите она выше в среднем на 10 тыс. рублей). Насколько выше, Фан Шутин говорить отказалась, но сразу же отметила, что цена за квадратный метр в "Шэн Ши" будет ощутимо ниже стоимости жилья как в Чите, так и в Забайкальске". Издание обозначает более низкую себестоимость: "Прежде всего - это достаточно дешёвая рабочая сила. Во-вторых - это более дешёвые, чем в России, стройматериалы. Даже учитывая таможенные пошлины, везти те же кирпичи гораздо выгоднее из Китая, чем с российских заводов. Недавнее повышение таможенных пошлин ситуацию эту изменить не смогло. В российском законодательстве есть некие правила, которые вроде бы играют на руку российским производителям, но выглядят эти ограничения как-то мелочно и неэффективно. К примеру, Фан Шутин сетует на то, что транспортная инспекция позволяет провозить через границу в одном грузовике за раз 9 000 штук кирпича, а в грузовик входит 15 000 штук. Понятно, что гонять машину 2 раза через границу невыгодно прежде всего тем, кто будет покупать квартиры в новых домах. Российское таможенное законодательство в этой ситуации почему-то разменивается на мелочи. С одной стороны, даже увеличенные таможенные пошлины не позволяют российским стройматериалам конкурировать с завозными китайскими. С другой стороны, законодательство вставляет палки в колёса выгодному проекту, увеличивая себестоимость квартир, покупать которые будут российские граждане. Думается, что законодательство и контролирующие структуры могли бы быть более гибкими в решении вопросов с отдельно взятыми китайскими инвесторами".
"Забайкальский рабочий" в номере за 30 июня публикует открытое письмо экологических организаций мэру Читы
В этом же номере "Забайкальский рабочий" берёт комментарий по поводу срубленных почти под корень тополей на улице Ленинградской у руководителя городского комитета экологии Сергея Скурыдина: "Проект реконструкции был утвержден. Все строительные и иные работы ведутся строго по плану. Тополя подрезаются исходя из стандартных норм - 3-3,5 метра от земли. Негде укрыться от дождя, нет тени? Чего вы демагогию разводите? У вас, что, есть время сидеть в тенечке? Вот у меня, например, его нет, я работаю". По словам чиновника, нужно радоваться, что в последнее время нашлись средства на подрезку деревьев: "Они старые и давно уже требовали ухода". Газета же полна желчи в отношении работы чиновника и его комитета: "Ну а как работают сам Сергей Алексеевич и его комитет, почему не была проведена государственная экспертиза проекта, почему не предусмотрена посадка новых растений взамен уничтоженных, нарушены ли права горожан на безопасную экологическую среду? - на эти вопросы должна ответить областная межрайонная природоохранная прокуратура, куда мы обратились с соответствующим заявлением. На риторический вопрос: зачем беспокоиться о "бесполезных" тополях, господин Скурыдин лучше любого другого знает ответ: потому что взрослый тополь "перерабатывает" сотни килограммов городской сажи и копоти, которые щедро оставляют висеть в воздухе автомобили. Недаром в рейтинге российских городов Чита не раз называлась одним из самых грязных городов".
Тема благоустройства областного центра затронута и в "Читинском обозрении" от 28 июня. Начальник городского управления строительства, транспорта и связи Вячеслав Шуляев говорит о том, что ежегодно парк автомобилей в Чите увеличивается на 10-12%. Для разгрузки центральных трасс в Чите запланировано строительство 3 мостов. Злополучная улица Ленинградская, на которой выкорчевали часть тополей, по словам Шуляева, уже обрела новый вид, став несколько шире. На поставленный ещё в 1911 году вопрос о строительстве в Чите трамвайных путей дан отрицательный ответ: будущее за троллейбусами. Обещано рассмотреть вопрос о приобретении спецтранспорта для перевозки инвалидов-колясочников. Сегодня в городе на 520 инвалидов только 1 "