Конституционный суд РФ: Собственность субъекта РФ не может быть отдана без его согласия

Москва, 30 июня 2006, 13:34 — REGNUM  Сегодня, 30 июня, состоялось оглашение постановления Конституционного суда РФ по запросу правительства Москвы о проверке конституционности положений пункта 11 ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, поводом к рассмотрению дела стал запрос Правительства Москвы, которое полагает, что названная норма закона неконституционна, поскольку она допускает изъятие имущества из собственности субъекта РФ и его обращение в Федеральную собственность на основе законодательного акта правительства РФ без получения согласия на это органов госвласти субъекта РФ, без решения суда и без равноценного возмещения.

Заявитель также указывает, что оспариваемый пункт и тот закон, отсылка к которому имеется в этом пункте, не содержит конкретного перечня имущества, подлежащего передаче из собственности субъектов РФ в федеральную собственностью. Кроме того, использованное в тексте закона выражение "а также иное имущество" предоставляет органам исполнительной власти практически неограниченные возможности для усмотрения.

Заявитель подчеркивает, что разграничение государственной собственности находится в совместном ведении Федерации и субъектов РФ, а значит, как считает заявитель, закон, допускающий возможность изъятия у субъекта РФ имущества, в отношении которого не было достигнуто согласия на его передачу в федеральную собственность, нарушает конституционные права субъектов РФ.

Напомним, что оспариваемая статья устанавливает порядок безвозмездной передачи имущества субъекта РФ в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий между органами госвласти, субъектов и местного самоуправления РФ. Согласно части 11 ст. 154 правительством РФ утверждается перечень имущества, которое исполнительные органы власти субъектов РФ обязаны передать, а органы федеральной исполнительной власти обязаны принять не позднее 31 декабря 2004 года. Дело о проверке этого закона рассматривалось в КС 25 апреля 2006 года. Сегодня, 30 июня, было оглашено постановление, в котором указывается "признать положение абзацев 9, 10, 11, 15, 16, 19, 21, 22, 23-27, 29, 30, 31, 34 части 11 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ "О внесении в законодательные акты РФ и признание утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ" (в редакции ФЗ от 31 декабря 2005 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий") в части, устанавливающей порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, в связи с разграничением полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъектов РФ, поскольку данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу предполагают необходимость волеизъявления субъекта РФ на такую передачу".

Таким образом, Конституционный суд раскрыл конституционно-правовой смысл оспариваемой статьи, указав, что передача собственности субъекта может произойти только добровольно.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.