В условиях реформы местного самоуправления в Тюменской области в 2003 году продолжится процесс формирования муниципальных образований. Как сообщается в прогнозе социально-экономического развития Тюменской области, в будущем году в производственных отраслях будет функционировать 289 состоящих на самостоятельном балансе муниципальных унитарных предприятий, значительную долю которых (42%) составят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, 9% - предприятия торговли и общественного питания, 6% - бытового обслуживания населения. Количество муниципальных унитарных предприятий в промышленности и в сельском хозяйстве незначительно (по 14) и практически не изменится.

В муниципальном секторе экономики будет занято 110,7 тыс. человек, или 18,1% от общей численности работающих. Доля муниципального сектора в общем объеме промышленной продукции по прогнозу на 2003 год будет снижаться и составит 1,2%. Основной объем продукции представлен производством теплоэнергии котельными, обслуживающими жилой фонд, предприятиями легкой промышленности (пошив изделий, изготовление валяной обуви), производимой муниципалитетами промышленной заготовкой дров. В связи с тем, что в муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, их слабая производственная и финансовая база приводит к бездействию и закрытию муниципальных предприятий.

Так, в Тюменском районе из 3 промышленных муниципальных предприятий ни одно фактически не работает, в Уватском муниципальном образовании из двух одно является убыточным, ставится вопрос о его ликвидации. Вместе с тем, в Сорокинском районе подвергнутое процедуре банкротства и выкупленное частным лицом неработавшее муниципальное предприятие по деревообработке возобновило свою деятельность, сохранив профиль и создав дополнительные рабочие места.

В прогнозе на 2003 год предусматривается рост инвестиций в основной капитал организаций муниципального сектора до 5% к уровню текущего года. Основным источником инвестиций останутся бюджетные средства. Доля собственных средств муниципальных организаций в общем объеме инвестиций составит от 2 до 5%, другие источники финансирования муниципального сектора в связи с социальной направленностью организаций и отсутствием коммерческого интереса в 2003 году не предполагаются.

Капитальные вложения в муниципальном секторе осваиваются, в основном, на объектах социальной сферы, строительстве жилых домов и газификации. Значительные объемы капвложений необходимы на реконструкцию и строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства (водопроводы, объекты теплоснабжения, водозаборы, очистные сооружения). Главным источником поступления средств в местные бюджеты от использования муниципального имущества является его аренда хозяйствующими субъектами. В 2003 году предполагается направить в бюджеты муниципальных образований 248 млн. рублей средств от сдачи в аренду муниципального имущества. В целях улучшения использования муниципальной собственности продолжится ликвидация или продажа бесперспективных муниципальных предприятий, совершенствование арендных отношений. Для сохранения и увеличения сроков эксплуатации собственности муниципалитеты ставят своей задачей усиление контроля за проведением своевременного и качественного ремонта объектов зданий и помещений, коммуникаций и внешних инженерных сетей, в том числе с привлечением средств, поступающих от арендной платы. Продолжится процесс передачи объектов областной и федеральной форм собственности в муниципальную.