Создание в Северодвинске построечно-спускового комплекса с сухим доком 420х100х14 м в целях обеспечения государственных интересов в области морской деятельности по строительству и ремонту больших надводных кораблей и судов на сегодняшний день является насущной необходимостью. Об этом заявил на морском совете при главе администрации Архангельской области главный инженер ФГУП "Звездочка" Олег Фролов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, ориентировочная стоимость строительства открытого сухого дока составит 572 млн. долларов, а закрытого - 750 млн. долларов. Срок окупаемости дока с учетом инвестиционного периода составляет примерно 8 лет. Рентабельность выпускаемой продукции - 8-10%. По расчетам, строительство совместно с разработкой проектно-сметной документации составит примерно 7 лет.

По словам Олега Фролова, Северодвинск был выбран для такого строительства потому, что он располагает высокой концентрацией предприятий, обеспечивающих строительство и ремонт стратегических и многоцелевых подводных лодок, а также высоким техническим уровнем существующих производственных мощностей, наличием производственной базы и свободных площадей для строительства такого объекта на территории ФГУП "Звездочка". В 1993-1994 годах по решению Главного управления судостроительной промышленности были выполнены инженерно-геологические изыскания, которые показали, что наиболее удачным местом для строительства сухого дока является именно Северодвинск. Осуществить строительство сухого дока предлагается на территории ФГУП "Звездочка". На доке будет установлен козловой кран грузоподъемностью 1500 тонн с устройством пути для возможности выхода крана на акваторию, чтобы снимать блоки с плавсредств, а также осуществлять стапельную реконструкцию производства ФГУП "Севмаш" для обеспечения возможности изготовления крупногабаритных блоков массой до 1300 тонн. Также планируется создать транспортную систему по передаче блоков с ФГУП "Севмаш" на ФГУП "Звездочка" в сухой док и построить сопутствующие объекты эллинга с сухим доком.

Преимущество строительства сухого дока в Северодвинске определяется также нахождением его во внутреннем море России вблизи основных мест базирования флота. В этом доке будет возможно строительство кораблей класса "авианосец", стационарных платформ, крупнотоннажных газовозов, тяжелых атомных ракетных крейсеров. "На сегодняшний день возможность строительства сухого дока в Северодвинске рассмотрена в Минпромэнерго, где сделал доклад директор "Звездочки" Николай Калистратов. Материалы для утверждения по этому вопросу переданы министру промышленности и энергетики РФ Виктору Христенко для получения согласующей подписи. Далее документы должны поступить в правительство России, где окончательно будет принято решение", - рассказал Фролов.

Мэр Северодвинска Александр Беляев рассказал о том, что все те положительные моменты, которые дает строительство и наличие сухого дока и для Северодвинска, и для Архангельской области очевидны. Для реализации задачи потребуется 1500-2000 специалистов, занятых только в строительстве сухого дока. Обеспечение стратегической безопасности России и поддержание постоянной боевой готовности флота требует ремонта, модернизации и переоборудования ракетных и авианесущих кораблей, находящихся в составе военно-морского флота, а также строительства новых крупных надводных кораблей. Сооружение кораблей такого класса ранее обеспечивали судостроительные предприятия промышленности СССР, которые были сосредоточены на Черном море в Николаеве. После распада СССР, судостроительные мощности создававшие такие крупные надводные корабли остались за пределами России. Два крупнейших сухих дока позволяющие строить суда большого водоизмещения находятся на Украине. Из-за отсутствия в России такого дока закладка новых крупных надводных кораблей на сегодняшний день прекращена.

Анализ тенденции развития зарубежных военно-морских сил показал, что в настоящее время, что США имеет 12 авианосцев, Великобритания - 3, Франция - 1, Италия - 1, Испания - 1, Индия - 1. По оценке Военно-морского флота России, после 2010 года планируется проектирование и строительство 3-4 авианосцев для Северного и Тихоокеанского флотов. Но отсутствие мощностей для строительства крупнотоннажных судов привело к перемещению производства гражданских судов России в страны Юго-Восточной Азии, в частности, в Южную Корею. Потребности России в крупнотоннажных судах определены федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России". По этой программе потребность в крупнотоннажных транспортных морских судах водоизмещением свыше 70 тысяч тонн должна составлять примерно 44 единицы, в том числе 14 единиц ледового класса.

"Газпром" планирует поставлять сжиженный природный газ на североамериканские рынки после 2010 года, после начала освоения шельфовых месторождений. В связи с этим необходимо построить не менее 20 танкеров-газовозов водоизмещением не менее 150 тысяч тонн. По словам Олега Фролова, в настоящее время целый ряд стран имеет сухие доки в качестве основных спусковых построечных сооружений для строительства и ремонта крупнотоннажных судов. США располагает 15 сухими доками, в которых можно строить и ремонтировать корабли класса "авианосец"..