Проблемам современной российской школы и их влиянию на воспитание подрастающего поколения была посвящена пресс-конференция, прошедшая 28 июня в Москве.

Только 8 процентов выпускников 97 российских педагогических вузов выпускников идут работать в школы. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на это обратил внимание, выступая не пресс-конференции генеральный директор издательства "Просвещение", вице-президент Российского книжного союза, член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков. По его словам, если эти данные рассматривать с точки зрения эффективности: "Если бизнес рентабелен на восемь процентов - его надо закрывать".

При этом, отметил Кондаков, лишь 40 процентов преподавателей в российских школах сегодня - профессионалы, имеющие педагогическое образование. "Остальные приходят в школы по различным причинам", - констатировал он.

"Мы утрачиваем человековедческую профессию учителя. У выпускников 97 педагогических вузов появилась болезнь комплекса неполноценности - уже не учитель, еще не ученый", - заметил, со своей стороны, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов.

По его словам, в сегодняшних условиях часто возникает ситуация, когда "учителя отстают от учеников". "Если ученик живет в компьютерном мире, в мире информации, а учитель - нет, это трагедия", - подчеркнул он.

Деградация учительского корпуса, по мнению участников пресс-конференции, пагубно сказывается на образовательном процессе и воспитании учеников. В частности, по словам Александра Кондакова, решающее влияние на выпускников школы всегда имела личность директора. "У нас сейчас из директора делают менеджера, во главу угла ставят экономику, как паровоз. Все остальное пойдет следом. Но так не бывает", - констатировал он.

"По данным социологических исследований, агрессия воспринимается со стороны подростков в возрасте 15-16 лет - как норма", - отметил Александр Асмолов. По его словам, пропаганда агрессивного поведения воздействует на школьников, в частности, через интернет. "В России почти тысяча Интернет-страниц, которые говорят: убей ближнего и станешь успешным", - сказал он. В то же время школа не способствует развитию учеников, констатировал Александр Асмолов. В частности, жесткая профориентация сужает кругозор школьников, что сказывается на развитии их личности в целом.

Современному образованию "не хватает воспитательных предметов, прежде всего гуманитарных. Не хватает внеплановых, внешкольных работ", - подчеркнул Леонид Мильграм - народный учитель СССР, более сорока лет возглавлявшего московскую школу №45. По его словам, "С каждым годом понижается уровень образования и воспитания, восприятия мира". С этой проблемой было бы легче бороться, сказал он, "если бы учитель бы стал сердечным другом ребенка", констатировал Мильграм.

Что касается национального проекта в сфере образования то, по мнению Александра Асмолова, он не может исправить положения в современной школе. Напротив, полагает он, его реализация будет способствовать углублению "сегрегации" в учительской среде. По его мнению, российская школа нуждается в разработке образовательных стандартов второго поколения, которые восстанавливали бы единство воспитания и обучения.