27 июня в поселке Чернь под председательством вице-губернатора Алексея Кораблева состоялось выездное заседание губернаторского совета Тульской области, на котором рассмотрен вопрос "О государственном регулировании отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения".

По словам председателя областного комитета по управлению государственным имуществом Николая Теремкова, в регионе особенности правоотношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, установлены законом об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области, принятым в мае 2004 года в развитие аналогичного федерального закона. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет более 1,8 млн. га, или 71,7% от общей площади земель области. Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности, на 90,9% состоят из земельных долей граждан. На земли сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, земли личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения, аренды, приходится 25,7% земель сельскохозяйственного назначения, приватизация которых согласно региональному законодательству возможна только с 2015 года.

На заседании отмечалось, что анализ проводимых преобразований в области земельных отношений выявил ряд проблем и причин, сдерживающих процесс реализации современного законодательства в использовании земель сельскохозяйственного назначения и их оборота. В частности, по словам Николая Теремкова, с момента принятия Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в январе 2000 года на государственный кадастровый учет поставлено земельных участков общей площадью 685,4 тыс. га, или только 37,2% земель сельскохозяйственного назначения. Площадь земельных участков указанной категории, прошедших государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области, составила 445 тыс. га, или 24,2% земель сельскохозяйственного назначения.

Председатель комитета по управлению государственным имуществом признал, что оборот на рынке земли участков сельскохозяйственного назначения сопряжен с определенными трудностями. Одна из них - высокая стоимость услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами на подготовку землеустроительной документации. Это не позволяет собственникам земельных долей, в основном малообеспеченным сельским гражданам, самостоятельно осуществлять подготовку документации по определению на местности границ земельных участков в счет земельных долей. Поэтому граждане вынуждены отказываться от права собственности на долю и продавать ее по низким ценам. В Заокском, Ясногорском, Веневском, Новомосковском районах земельные доли скупается лицами, которые не намерены инвестировать финансовые средства в сельскохозяйственную отрасль.

Большинство рентабельных сельскохозяйственных организаций из-за отсутствия свободных средств для выкупа земельных долей в собственность юридического лица используют землю без юридического оформления прав пользования землей. Там, где предприятия прекратили свое существование, земля длительное время вообще не используется. Например, в 2005 году Управлением Роснедвижимости по Тульской области из проверенных 270 тыс. га (14,7%) земель сельскохозяйственного назначения выявлено 108,3 тыс. га неиспользованных земель. Органы местного самоуправления также сталкиваются с трудностями при формировании налоговой базы для исчисления и взимания земельного налога, в том числе и за земли сельскохозяйственного назначения.

По словам Теремкова, необходима существенная помощь субъектам земельных отношений со стороны органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления. Взаимодействие между администрацией Тульской области, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам земельных отношений осуществляется через областную межведомственную комиссию по обеспечению эффективности использования земельных ресурсов и контролю за поступлением в бюджет области доходов от арендной платы за землю. Одной из составляющих государственной политики в сфере земельных отношений на региональном уровне является создание условий для цивилизованного рынка земли и привлечение инвестиций в область.

Одним из главных условий для обеспечения развития рынка земли необходимо совершенствование областной нормативно-правовой базы, направленной на государственное регулирование земельных отношений. Комитетом по управлению государственным имуществом разработан и в первом чтении принят Тульской областной Думой законопроект "О внесении изменений в Закон Тульской области "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области", в котором приведены в соответствии с требованиями федерального законодательства нормы законодательства Тульской области в сфере земельных отношений при обороте земель сельскохозяйственного назначения. Законопроект учитывает интересы области, муниципальных образований, иных участников земельных отношений, а также создает условия для перераспределения земель сельскохозяйственного назначения между эффективными хозяйствующими субъектами. Предлагается изменить срок приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности на 1 января 2007 года, что, по мнению его разработчиков, послужит мощным стимулом привлечения инвестиций. В законопроекте определен порядок согласительных процедур при наличии спора о местоположении земельного участка, выделяемого в счет земельных долей. При этом в процессе регулирования спора предполагается участие сельских поселений. Кроме того, регламентируется создание оператора на рынке земли для обеспечения участия государства в регулировании земельных отношений. Через оператора на рынке земли предполагается выстроить систему взаимодействия органов исполнительной власти различного уровня при оформлении прав на земли сельскохозяйственного назначения, проводить мониторинг земельных преобразований, разъяснительную работу среди сельского населения о правах и обязанностях собственников земельных долей, реальной стоимости земельной доли. В качестве организации - оператора предложено использовать уже действующее Государственное унитарное предприятие Тульской области "Тульское городское земельно-кадастровое бюро".

С нынешнего года Тульская область перешла на новую систему налогообложения земель на основе кадастровой стоимости земли. Этому предшествовала государственная кадастровая оценка земель всех категорий, основной целью которой является создание налоговой базы для исчисления земельного налога. Администрацией области принят ряд решений о переводе земельных участков из одной категории в другую, что также повышает инвестиционную привлекательность региона.

Участники губсовета отметили, что в последние годы в структуре земельных платежей наметилась тенденция роста доли арендной платы за земли государственной собственности. Кроме того, земельный налог остается основной составляющей земельных платежей. В 2005 году сумма земельного налога составила более 895 млн. рублей из 1128 млн. рублей всех земельных платежей, поступления от арендной платы составили 232 млн. рублей. Участники губернаторского совета посетили социальные объекты, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса Чернского района.