"Сибирь" имела право на льготные тарифы".

("Бизнес", 27.06.06, Анна Бажина)

Федеральная антимонопольная служба не нашла признаков нарушения законодательства в действиях авиакомпании "Сибирь", предлагавшей более низкие тарифы на билеты из Новосибирска в Москву для жителей Красноярского края. Вчера разбирательство по иску KrasAir против "Сибири" было прекращено.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю прекратило разбирательство по иску АО "Красноярские авиалинии" о демпинге АО "Авиакомпания "Сибирь"", сообщает "Интерфакс". Комиссия УФАС не нашла в действиях перевозчика нарушения антимонопольного законодательства.

Как писал "Бизнес", весной 2005 года "Сибирь", долгое время пытавшаяся получить разрешение на полеты в Красноярск, ввела льготный тариф на билеты из Новосибирска в Москву для жителей Красноярского края. "Красноярские авиалинии" в таком решении увидели нарушение закона о конкуренции, в результате которого KrasAir терял пассажиров на направлении Красноярск - Москва. Упущенная выгода оценивалась в 6 млн руб.

Будет ли KrasAir оспаривать такое решение ФАС, неизвестно. Начальник отдела корпоративного управления KrasAir Александр Бочкарев сообщил агентству, что решение о дальнейших действиях компании еще не принято. Между тем S7 Airlines ("Сибирь") в мае этого года льготный тариф отменила.

Как сообщили "Бизнесу" в компании, на направлении Новосибирск - Москва сейчас и так действуют выгодные тарифы. При этом остается определенное число пассажиров, предпочитающих добраться из Красноярска в Новосибирск, а оттуда лететь в Москву. Тем временем возобновилось разбирательство ФАС по иску S7 против KrasAir. Разбирательство началось в 2005 году в связи с отказами предоставить S7 слоты для полетов между Красноярском и Москвой, мотивированные низкой пропускной способностью аэропорта Емельяново. Ближайшие слушания назначены на 7 июля. УФАС возобновило дело после получения от Росавиации результатов экспертизы пропускной способности красноярского аэропорта.

"Туши свет, никакого развития здесь не будет!".

("КоммерсантЪ-Красноярск", 27.06.06, Алексей Непомнящий)

Губернатор раскритиковал концепцию туристической зоны в Ергаках. В минувшую субботу губернатор Красноярского края Александр Хлопонин посетил природный парк "Ергаки" в Ермаковском районе, где ему была представлена концепция развития парка. Краевые и районные чиновники попытались заверить губернатора, что в результате вложений 670 млн руб. в парк в 2010 году он должен превратиться в туристическую зону международного класса. Но, по мнению господина Хлопонина, инвестиции должны быть в несколько раз больше, а управлять созданием парка с привлечением профильных инвесторов должна специально созданная "Корпорация развития". За тем, как губернатор учил чиновников и депутатов делать туристический бизнес, наблюдал корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ НЕПОМНЯЩИЙ.

Визит Александра Хлопонина в Ермаковский район предполагал несколько мероприятий, включая посещение места гибели бывшего губернатора края Александра Лебедя в 2002 году и осмотр "Ергаков". К пяти часам губернатор приехал на одноименную частную туристическую базу, где и была проведена презентация концепции развития природного парка до 2010 года. С докладом выступил заместитель губернатора Андрей Гнездилов, который заявил, что через несколько лет в Ергаках должен быть создан парк мирового уровня, который станет "визитной карточкой края". Чтобы этого добиться, в развитие предполагается вложить около 670 млн руб. частных и государственных инвестиций, утверждает господин Гнездилов. В ходе первого этапа планируется составить менеджмент-план, обеспечить охрану природы парка, создать инфраструктуру для обеспечения основных функций, на что потребуется 38,8 млн руб. Второй этап предполагает строительство отелей, туристических баз, обустройство горнолыжных трасс, на что предполагается привлечь около 630 млн руб. частных инвестиций. В результате номерной фонд всех турбаз "Ергаков" должен составить порядка 1000 мест, а в целом все предприятия парка будут получать ежегодный совокупный доход в размере 127 млн руб.

Ъ Природный парк "Ергаки" расположен в горах Западного Саяна на юге Ермаковского района (Красноярский край), в 150 км к югу от Минусинска. Парк был организован в апреле 2005 года. Общая площадь - 217 тыс. га, из которых 163 тыс. га занимает туристско-рекреационная зона. На территории парка сконцентрированы ландшафты, пригодные для развития экологического, горнолыжного, пешеходного, конного и автотуризма. В состав парка вошли два памятника природы краевого значения - озеро Ойское и Каменный городок.

Однако Александра Хлопонина презентация не удовлетворила. Он похвалил Андрея Гнездилова за работу по созданию парка и тут же раскритиковал экономическую сторону представленной концепции. "Здесь нет проекта, - категорично заявил он и засыпал докладчика вопросами. - Сколько туристов вы предполагаете принимать? Как вы планируете организовать доставку туристов до парка? Сколько нужно потратить на ремонт дорог? Можно ли выделить генерирующие мощности для нужд парка? Пока у вас не будет четких ответов на эти вопросы, никакие частные инвесторы сюда не придут!". Раскритиковал он и форму организации управления парком: "Что вы создали для развития парка? Государственное учреждение? Ну все, туши свет, никакого развития здесь не будет!"

Андрей Гнездилов заметил, что пока речь идет только о концепции развития "Ергаков", а конкретные цифры и способы решения всех проблем будут изложены в менеджмент-плане. Заместителя губернатора поддержал глава района Борис Ситников: по его словам, на данный момент конкретные цифры назвать никто не сможет, но инвесторов должно привлечь уже одобрение этого проекта со стороны краевых властей.

Губернатора оправдания не убедили. "Вам нужно одобрение? Ну давайте я вам орден дам, хватит?" - иронично заметил он, после чего изложил свой вариант развития парка. Который, считает глава края, должен быть похож на проект развития зоны Нижнего Приангарья. По мнению губернатора, властям необходимо создать организацию, подобную "Корпорации развития Красноярского края", которая должна разработать детальный инвестиционный проект развития парка и найти конкретных инвесторов для его осуществления. "Вы хотите потратить на это два с половиной миллиона, а нужно - десятки миллионов. И инвестиции со стороны государства нужны значительно большие - миллиард, два миллиарда рублей. Нужно, чтобы к началу Байкальского экономического форума в октябре этот проект уже был разработан", - отрезал Александр Хлопонин.

При этом губернатор не сомневается в успешности проекта при условии его верной подачи инвесторам и будущим туристам. В подтверждение господин Хлопонин поделился собственным опытом организации туристического лагеря на Кольском полуострове несколько лет назад. "Там даже домиков не было - обычные брезентовые палатки. Но стоимость размещения составляла $7000 в сутки - потому что там был первоклассный сервис и все условия для рыбалки. Да еще и очередь выстроилась на шесть лет вперед", - заверил губернатор.

После недолгого обсуждения идея создания еще одной корпорации развития была признана верной, однако сроки создания проекта - нереальными. "Я думаю, что подробный проект может быть подготовлен через год, но к Байкальскому форуму могут быть определены реперные точки этого плана", - высказал свое мнение депутат Законодательного собрания края Юрий Абакумов. А Александр Хлопонин пообещал, что как только такой проект будет создан, он будет ходатайствовать о выделении средств краевого бюджета на его реализацию.

"Такой разноликий рынок труда".

("Красноярский рабочий", 27.06.06, Эрих Пырх)

Неоднозначными получились проведённые Законодательным Собранием публичные слушания "О состоянии и перспективах развития рынка труда и занятости населения Красноярского края". Наверное, это и хорошо - можно было посмотреть на проблему с противоположных точек зрения. Уж очень разными были доклады - от критичных до оптимистичных.

Тон мероприятию задала председатель постоянной комиссии ЗС по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодёжи Светлана Андронова. В своём выступлении она привела множество печальных фактов и цифр, которые позже стали предметом полемики. По мнению депутата, ситуация на рынке труда края очень тревожная. Уровень зарегистрированной безработицы превышает три процента экономически активного населения края. В то же время фактическая незанятость составляет 18, а в ряде территорий края достигает 35 процентов трудоспособного населения. Около половины безработных - это молодые люди, которым нет и тридцати. Более трети "незанятых" - лица с высшим и средним профессиональным образованием.

Сейчас в сфере так называемой формальной экономики работает около 60 процентов трудоспособных жителей края. За последние годы на 37 процентов снизилось число занятых добычей полезных ископаемых, на 42 - химическим производством, на 54 - добычей топливно-энергетических ресурсов. Среди причин - продолжающийся передел собственности, банкротство предприятий. Многие производства становятся "ненужными". В прошлом году 74 организации из 21 территории края заявили о массовом высвобождении работников. Сокращения прошли на Красноярском заводе РТИ, КрАЗе, шинном заводе, в Игарском морском порту. Несмотря на это, в промышленно развитых муниципальных образованиях уровень безработицы даже несколько ниже среднекраевого. Совсем другое дело - село, где он превышает 14 процентов. Примечательно, что нетрудоустроенные красноярцы составляют лишь восемь процентов общего числа безработных края, тогда как жители сельской местности - 43 процента. Крестьяне часто увольняются сами - слишком мала зарплата и слишком тяжелы условия труда. Разваливаются бывшие колхозы и совхозы, умирают фермерские хозяйства - уменьшается количество рабочих мест. И если в городах края на одну вакансию претендуют два-три человека, в сельской местности - от 20 до 50.

То есть крестьяне в массе своей работать хотят, но не могут, а вот горожане, скорее, могут, но не хотят. Поэтому вместо них на 70 процентах красноярских стройплощадок горбатятся гастарбайтеры, в основном из Средней Азии. Справедливости ради скажем, что оплата их труда невелика, потому и не прельщает сибиряков. А поскольку в прибывших к нам на заработки недостатка нет, у работодателей нет и стимула для улучшения условий труда и повышения зарплаты. Проблема мигрантов в крае встала в полный рост. Процветает криминальная торговля дешёвой и, как правило, нелегальной рабочей силой, налицо нещадная эксплуатация труда. Это признал замгубернатора - руководитель департамента планирования и экономического развития Эдхам Акбулатов. Чиновник сразу заявил, что категорически не согласен с некоторыми тезисами доклада Светланы Андроновой. По его оценке, не всё так уж плохо. Акбулатов вновь рассказал о росте средней зарплаты и реальных доходов населения, будто это имеет отношение к безработным, у которых и зарплаты-то никакой нет, а весь доход - это чаще всего одно лишь пособие. Замгубернатора не скрывал своего недовольства по поводу 18 процентов фактически незанятого населения края: "И откуда Светлана Михайловна взяла эту цифру!" На 1 июня 2006 года в органах государственной службы занятости зарегистрировано 48,6 тысячи безработных, или 3,2 процента от экономически активного населения. Это ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. Если, рассуждал Акбулатов, произвести расчёты по методике Международной организации труда, которая не учитывает студентов, военнослужащих и некоторые другие категории, то мы получим 9 процентов, а вовсе не 18. И это при том, подчеркнул он, что в благополучной Германии данный показатель составляет 12 процентов. Сказанное, разумеется, не означает, что у нас ситуация на рынке труда лучше, чем у них, - достаточно сравнить заработную плату, да и пособие по безработице немцы наверняка получают не чета нашему. Думается, фактическая незанятость и определение уровня безработицы по методике МОТ - это разные вещи. Даже в таблицах Госкомстата, публикуемых в "Российской газете", теперь есть две графы - официальная и неофициальная безработица, и цифры там порой отличаются одна от другой в разы. Не секрет, что далеко не все те, кто по факту является безработным, обращаются в государственную службу занятости и получают соответствующий статус. Не случайно управление ФГСЗН по краю подготовленные к публичным слушаниям материалы озаглавило так: "О ситуации на РЕГИСТРИРУЕМОМ рынке труда Красноярского края". Есть ещё и теневой рынок (около ста тысяч наёмных работников в крае не оформляет трудовые отношения), как есть и теневая безработица. Однако на этом критический запал Акбулатова не иссяк. Больше всего ему пришёлся не по нраву главный вывод, который сделала Светлана Андронова по итогам бесед с руководителями на местах, - нет определённости экономических реформ, что затрудняет прогнозирование рынка труда и борьбу с безработицей. Эдхам Акбулатов грудью встал на защиту реформ и первым делом поведал о глобальном потеплении инвестиционного климата. За последние три года уровень вложения инвестиций в экономику края увеличился в два с половиной раза. Правда, в отличие от социальных пособий, они не сразу дают отдачу, оговорился зам Хлопонина, зато хорошо работают на перспективу. Само собой, было сказано и о масштабном проекте развития Нижнего Приангарья, который сулит 14 000 новых рабочих мест. Теперь наша задача, заметил Акбулатов, сделать так, чтобы они достались жителям края, а не заезжим работягам. Вопрос "как этого достичь?" остаётся открытым. Все выступавшие признавали, что очень часто безработные не соответствуют имеющимся вакансиям по своим профессиональным качествам. "Надо повышать квалификацию людей!" - призывал с трибуны Сергей Пономарёв, глава Сосновоборска, относительно благополучного города, где уровень безработицы всего 1,8 процента. О разбалансированности рынка труда говорил и начальник управления ФГСЗН по краю Виктор Новиков. 70 процентов вакансий, половина которых сосредоточена в Красноярске, предназначено для мужчин, а большая часть безработных - женщины. Есть ещё одна проблема - социальное иждивенчество безработных. Люди уже и не жаждут найти работу, а преспокойно живут на пособие.

По статистике, ежегодно почти каждый десятый житель края обращается в государственную службу занятости, которая, надо отдать ей должное, не сидит сложа руки и всеми силами пытается улучшить ситуацию на рынке труда. В прошлом году был трудоустроен 83 391 человек - это, с гордостью отметил Новиков, рекордный показатель, тут наш край лидирует в Сибирском федеральном округе. Общая численность занятых в экономике растёт, только на крупных и средних предприятиях создано 20 тысяч рабочих мест. На профессиональное обучение направлено свыше 11,7 тысячи безработных, 115,9 тысячи человек получили услуги по профориентации, около 10 тысяч - по содействию самозанятости (в том числе 247 безработным оказана финансовая помощь при организации собственного дела). На необходимость грамотной профориентации обратил внимание Всеволод Севастьянов. Он высказал пожелания в адрес электронных СМИ, которые, по мнению депутата, чересчур увлекаются "рекламно-игровыми, лотерейными представлениями о профессиональном успехе", позабыв старые добрые конкурсы механизаторов, токарей и сварщиков.

Глава Сухобузимского района Виктор Влиско вновь поднял тему сельской безработицы. За несколько лет район потерял 524 рабочих места, приказал долго жить совхоз "Сухобузимский". Глава усомнился, что провозглашённое краевой администрацией развитие личных подсобных хозяйств снизит уровень безработицы на селе: "Шесть-семь рублей за литр молока не та цена, из-за которой стоит убиваться на подворье". Тот же Новиков выразил сочувствие владельцам земельных паёв, не приносящих дохода, - по закону они не имеют права на статус безработного, и пособие им не положено. Председатель краевой федерации профсоюзов Олег Исянов покритиковал оба доклада - Андроновой и Акбулатова. Он "описал ситуацию снизу" и посетовал, что государство ушло из экономики, социальной сферы и переложило все проблемы на плечи муниципальных образований, а в конечном счёте - на самих людей. Исянов предложил записать в резолюции публичных слушаний настоятельную просьбу к федеральным органам власти о воссоздании Министерства труда. В общем, мнений, подчас взаимоисключающих, было высказано немало. Остаётся надеяться, что в этом споре родится истина, а не конфронтация.

ИЗ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ

С целью улучшения ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения края участники публичных слушаний рекомендуют: Совету администрации края - предусмотреть в проекте закона о краевом бюджете на 2007 год финансовые средства на выполнение полномочий в сфере занятости населения, а также на временную занятость и трудовое воспитание несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в объёме не ниже уровня 2006 года и на финансовую поддержку органов местного самоуправления, работодателей, создающих временные рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Законодательному Собранию края - рассмотреть возможность подготовки законодательной инициативы о внесении изменений в Закон "О занятости населения в Российской Федерации" в части увеличения возрастного предела с 17 до 23 лет для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, участвующих в мероприятиях по реализации активной политики занятости; исключения участников общественных работ, заключивших срочные трудовые договоры с работодателями, из числа получателей пособия по безработице.

Совету администрации края, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов - совершенствовать систему мер по всесторонней поддержке малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, народных ремёсел, надомного труда для развития занятости в сфере малого бизнеса.

Работодателям, объединениям работодателей и предпринимателей - принять меры, направленные на смягчение негативных социальных последствий реструктуризации (реорганизации) предприятий для территорий и локальных рынков труда: содействовать трудоустройству увольняемых (высвобождаемых) работников, в том числе через организацию их опережающего обучения (переподготовки) по востребованным профессиям на рынке труда; участвовать в создании новых рабочих мест для высвобождаемых работников, в том числе на других предприятиях; участвовать в программах временной занятости, переселения работников и их семей в случае закрытия производств в монотерриториях.

"Слово - независимым экспертам".

("Красноярский рабочий", 27.06.06, Петр Васильев)

На минувшей сессии депутаты ЗС приняли в первом чтении закон о публичной независимой экспертизе краевых законопроектов в области бюджетной и налоговой политики.

О прозрачности действий власти в последнее время говорится немало, и вот теперь, как видно, решено перейти от слов к делу. Подготовку этого нормативного акта предусматривает программа реформирования региональных финансов на 2006-2007 годы. Напомним, что прилежное выполнение первого её этапа позволит в нынешнем году привлечь в краевой бюджет 152,5 миллиона рублей из федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Обязательная публичная экспертиза законопроектов - одно из утверждённых правительством основных направлений реформирования этой сферы. Цель компетентного исследования - обеспечить доступность и открытость деятельности органов государственной власти и учёт общественного мнения при реализации бюджетной и налоговой политики.

- Принятию законов края и муниципальных образований о бюджете и отчётах по его исполнению должно предшествовать публичное обсуждение, - считает председатель постоянной комиссии ЗС по финансам, бюджету и налоговой политике Валерий Семёнов. - Представленный администрацией края законопроект предлагает такую предварительную стадию в решении вопросов бюджетного законодательства. Публичная экспертиза будет проводиться наряду с той, которую осуществляют контрольные органы -Счётная палата, экспертно-правовое управление. Состав совета независимых экспертов формирует губернатор исходя из профессиональных качеств кандидатов, но с условием, что они не должны работать в органах государственной власти. Этот совет можно сравнить с Общественной палатой Российской Федерации. Если аудиторы Счётной палаты и юристы оценивают предложенные законопроекты или другие нормативные акты с правовой и экономической точки зрения, то независимые эксперты добавляют к этим оценкам критерии их социальных последствий и перспектив финансово-экономической жизни региона.

Дополнительная экспертиза не помешает нормальному бюджетному процессу, поскольку сроки её проведения оговорены заранее. Итогом оценки того или иного проекта краевого закона станет заключение экспертного совета, направляемое губернатору для последующего представления в Законодательное Собрание.

Принятым на сессии законом предусмотрена оплата услуг тех, кого будут привлекать в качестве независимых экспертов. Деньги будут выделены из краевого бюджета, однако дополнительных расходов не понадобится, так как эти затраты предусмотрены в рамках программы реформирования региональных финансов на 2006-2007 годы.

"Парламентский дневник".

("Красноярский рабочий", 27.06.06)

В добрый путь!

Председатель Законодательного Собрания края Александр Усс сердечно поздравил всех тех, кто завершил в этом году обучение в средних школах, гимназиях, колледжах и кадетских корпусах края. "Дорогие ребята! - сказал он. - Наступили очень волнующие дни, которые переживает каждый из тех, кто вступает в большую жизнь. За спиной у вас остались 10-11 лет напряжённых и ответственных дел. Большинство из вас их завершило достойно. Я желаю, чтобы в вашей памяти школьные годы остались самым светлым периодом и ваша жизнь в будущем складывалась не менее удачно. В добрый путь!". В нынешнем году среднее образование в крае получило свыше 27 тысяч человек. 9-й класс (основную школу) окончили 37 тысяч школьников. По предварительной информации, золотые медали за отличную учёбу получат 579 учащихся, 865 претендуют на "серебро". Этот, как его, волюнтаризм...

На заседании постоянной комиссии ЗС по финансам, бюджету и налоговой политике особое внимание было уделено законопроекту о корректировке краевого бюджета на 2006 год.

Председатель постоянной комиссии ЗС по госстроительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко подверг критике представленный документ. "По каждой корректировке бюджета, предлагаемой исполнительной властью, приходится проводить расследование, - сказал депутат. - Однозначных и оперативных обоснований причин вносимых изменений никто дать не может. В краевой адресной инвестиционной программе появляется 27 новых объектов. Кто и почему выбрал именно их, ведь у нас в крае сотни недостроенных объектов. Представители краевого агентства сами признают, что никакого механизма отбора нет. Это означает, что решения принимаются волюнтаристски. Считаю, что такой подход в бюджетном процессе недопустим". Обсудив поправки, внесённые в проект закона, комиссия приняла решение рекомендовать его к рассмотрению на сессии Законодательного Собрания.

Не разбейте золотые яйца

На заседании постоянной комиссии ЗС по экономической политике и собственности рассмотрен законопроект о внесении изменений в программу приватизации краевого имущества на 2006 год. По словам замгубернатора - руководителя департамента планирования и экономического развития Эдхама Акбулатова, в программу приватизации на этот год предлагается включить тридцать объектов, в том числе ОАО "Универсалпроект", ОАО "Сибстройтехнология", ОАО "Птицефабрика "Бархатовская", ОАО "Птицефабрика "Заря". Председатель постоянной комиссии Всеволод Севастьянов, депутаты Валентина Бибикова, Игорь Захаров, Александр Шведов обратили внимание на то, что в законопроекте нет обоснования целесообразности продажи каждого объекта краевой собственности. Кроме того, как отметили специалисты экспертно-правового управления ЗС, в документе не указана нормативная цена на эти объекты, что противоречит краевому законодательству. Бибикова и Захаров выразили сомнения по поводу необходимости включения в программу приватизации ОАО "Сибстройтехнология" и двух птицефабрик. "Это рентабельные предприятия, которые имеют не только экономическое, но и социальное значение, - подчеркнул Шведов. - Нет гарантий, что после приватизации не ухудшится экономическое положение предприятий. Следует беречь кур, несущих золотые яйца".