Вице-председатель Народно-республиканской партии Молдавии Виктор Жосу прокомментировал 26 июня в интервью корреспонденту ИА REGNUMперспективу создания на Украине нового правительства во главе с Юлией Тимошенко и последствия этого события, в частности, для внешней политики Украины, молдавско-украинских отношений и процесса приднестровского урегулирования.

"Как на самой Украине, так и за ее пределами для всех очевидно, что правительство Тимошенко-2 - это "брак поневоле". Подобные кабинеты министров, как правило, недолговечны, в том смысле, что не выдерживают всего срока длительности мандата. Но дело даже не в том, сколько времени - полгода, год или более - продлится "второе пришествие" Юлии Тимошенко во главе украинского правительства. Дело в разногласиях, которые еще ранее обозначились между ней и президентом Виктором Ющенко по ряду принципиальных позиций. Одним из таковых является различие в подходе к "газовым соглашениям" с Россией, заключенным в начале 2006 года. В то время как украинский президент выступает противником их расторжения, Тимошенко полна решимости сломать сложившуюся схему поставок/транзита российского природного газа на/через Украину.

Вероятность того, что Юлия Владимировна поступит именно так, достаточно велика. Во-первых, она уже неоднократно доказывала, что слова у нее не расходятся с действиями, особенно если речь идет о действиях решительных. На этом, собственно, и держится рейтинг Тимошенко как политического лидера, пусть и откровенно популистского толка. А тут еще речь о соглашениях, "ущемляющих" (так их трактует она) интересы украинского народа. А украинский народ страдать не должен - что бы там ни твердили встревоженные западноевропейские толстосумы. Во-вторых, сфера газовых поставок - это, можно сказать, родная стихия бывшей "газовой принцессы" Юлии Тимошенко, которая прекрасно осведомлена о том, что принято называть ценой вопроса. А уж взойдя повторно "на трон", она не упустит возможности повести себя здесь уже как "королева". Как именно - сейчас сказать трудно, но для Юлии Владимировны, помимо прочего, важно будет показать "рiдному електорату", что "хозяин в хате" именно она, а не Ющенко. И пусть главой государства (пока) номинально является Виктор Андреевич - как раз это для нее дело поправимое. Тимошенко и не скрывает своих президентских амбиций на будущее.

В-третьих, она может получить неожиданную (во всяком случае, для нее) поддержку со стороны США, новый посол которых в Киеве уже озвучил позицию вашингтонской администрации, фактически призвав новое украинское правительство расторгнуть газовые соглашения с Россией.

То, что весьма вероятная новая "газовая война" будет иметь негативные последствия для всех стран, включая Республику Молдова, для которых Украина выступает в роли транзитера, очевидно. До сих пор, кстати, хотя прошло уже полгода, нет ясности в вопросе реального состояния украинских подземных хранилищ природного газа, никто толком не знает (официально об этом не сообщается), сколько туда закачено газа и сколько еще предстоит закачать. Словом, в ближайшие несколько месяцев ситуация с поставками на/через Украину российского природного газа обещает быть напряженной. Естественно, хотелось бы, чтобы до начала зимнего сезона она, так или иначе, нашла свое разрешение. Что касается внешнеполитических приоритетов, думается, что ожидать от правительства Тимошенко-2 каких-либо резких перемен здесь не придется. Хотя бы потому, что, в соответствии с договоренностями партнеров по "оранжевой" коалиции, за внешнюю политику будет по-прежнему отвечать президент Виктор Ющенко и поддерживающий его блок "Наша Украина". Юлия Тимошенко и раньше мало интересовалась вопросами дипломатии, разве что выступала против разрыва экономических связей Украины с Россией. Надо полагать, она и теперь не станет проявлять здесь какой-то свой, отличный от главы государства, интерес (их у нее с лихвой хватает в других сферах, ей бы там успеть "проявиться". К тому же, если учесть недовольство западноевропейцев последствиями возможной "газовой войны", вряд ли Тимошенко захочет еще более ухудшать отношения своей страны с Европейским Союзом, например, отменой введенного с 3 марта (напомню, по более чем настойчивым рекомендациям ЕС) нового таможенного режима на приднестровском участке молдавско-украинской границы.

Конечно, не секрет, что на Украине многие недовольны новым порядком транзита грузов в/из Приднестровья, в том числе в окружении президента Виктора Ющенко, ряд украинских экономических агентов понес после 3 марта потери. Однако это еще не значит, что Украина его отменит. Давайте не забывать, что ЕС продолжает расширяться, он постепенно становится фактором реальной политики в регионе, а это значит, что ситуация уже не может быть стопроцентно возвращена к прежней. Скорее всего, со стороны Украины могут быть предложены некоторые "частичные" изменения таможенного режима - в целях, как принято говорить, его усовершенствования с тем, чтобы "не страдала экономика". И не факт, что Киев будет при этом очень уж сильно стремиться соблюсти интересы официального Кишинева. А вот об этом уже пусть болит голова у нынешних молдавских властей", - сказал Виктор Жосу.