Ученые считают, что Лесной кодекс ко второму чтению стал хуже

Москва, 23 июня 2006, 19:23 — REGNUM  Проект Лесного кодекса, подготовленный комитетом Госдумы по природным ресурсам и природопользованию ко второму чтению предварительно на 5 июля, стал хуже по сравнению с текстом, внесенным первоначально в Госдуму, и не может быть рекомендован к дальнейшему рассмотрению. Такое мнение высказали академик РАН, директор Международного института леса Александр Исаев и доктор сельскохозяйственных наук, директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Георгий Коровин, которые 22 июня направили письмо с замечаниями по проекту Лесного кодекса зампредседателю комитета Владимиру Кашину (фракция КПРФ). Об этом ИА REGNUM 23 июня сообщили в пресс-службе депутата.

Ученые обратили внимание на новое положение о том, что лес объявляется природным объектом и одновременно имуществом, являющимся составной частью земли. Исключая сам лес из недвижимого имущества, он признается движимой составной частью земли как деньги, ценные бумаги, регистрация прав на которые не требуется.

"Под лесным участком (ст. 7) понимается земельный участок из состава земель лесного фонда. Предусматривается отнесение к лесным участкам земель иных категорий, на которых расположены леса, однако порядок призхнания таких земельных участков лесными в кодексе не определен". Таким образом, считают они, по новому Лесному кодексу правовое регулирование лесных отношений обеспечивается только на землях лесного фонда; вопросы охраны, использования и воспроизводства лесов на землях обороны и безопасности, особо охраняемых территорий, населенных пунктов остаются неурегированными.

По их мнению, проблема собственности на леса в кодексе не решена. "Лесные участки (земельные участки из состава земель лесного фонда, обороны и безопасности) признаются федеральной собственностью (ст. 8). Однако ст. 5 законопроекта о вводе в действие Лесного кодекса предусматривает сохранение федеральной собственности на земли лесного фонда до принятия федеральных законов, устанавливающих порядок передачи лесных участков в собственность субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Ссылка на несуществующие федеральные законы представляется некорректной, а стремление авторов законопроекта раздавать федеральную собственность противоречит вековой практике развитых стран с рыночной экономикой, где запрещена продажа государственных лесов и ежегодно выделяются бюджетные ассигнования на выкуп частных лесов. Лесные участки из состава земель иных категорий, чем земли лесного фонда, обороны и безопасности могут находится в государственной, муниципальной и частной собственности (ст. 8 п. 2), однако порядок их передачи из одной формы собственности в другую не определен. Из сказанного следует, что проблема собственности на леса в проекте Лесного кодекса не решена".

Кроме того, Исаев и Коровин пишут об отсутствии упоминания государственной лесной службы, "существующей в россии более 200 лет", обосновывая ее необходимость поддержкой здоровья и продуктивности лесных экосистем, сохранением их водоохранных и почвозащитных функций, организацией рационального лесопользования, которыми должны заниматься лесные специалисты. "Отсутствует разрешительная система лесопользования, наличие которой является необходимым условием борьбы с нелегальными рубками леса", - отмечают они и предостерегают, что "отмена разрешительных документов даже при наличии лесной инспекции чревата крайне негативными последствиями для лесов и лесного сектора экономики". Между тем, подчеркивается в письме, лесная охрана, организованная для борьбы с нелегальными рубками, в процессе реорганизации государственных органов лесного хозяйства, ослабла.

Стоит отметить, что новая редакция Лесного кодекса разрабатывается в Минэкономразвития вместе с комитетом по природным ресурсам и природопользованию. В первом чтении законопроект был принят Госдумой 22 апреля 2005 г.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.