"Армяне Грузии любят Тбилиси, но не любят грузин. Для них город и народ - совершенно отдельные друг от друга понятия". Такое заключение сделала эксперт, кандидат исторических наук Тамара Варданян в ходе организованного научно-образовательным фондом "Нораванк" круглого стола. Тамара Варданян на днях вернулась в Ереван из Грузии, где проводила исследования относительно ситуации и степени интеграции армян в жизнь государства.

По ее словам, проблемы существуют как в степени интеграции армян в экономическую, общественную, политическую жизнь государства, так и внутри самой армянской общины. "В Грузии сложился стереотип, что армяне в их стране работают либо парикмахерами, либо таксистами, либо сапожниками", - отметила она, добавив, что большинство проживающих в Грузии армян не хотят покидать эту страну и свое будущее видят именно здесь, хотя и придерживаются девиза: интеграция, но не ассимиляция. Что касается отношения грузин к их соседям, то, по мнению эксперта, ситуация осложняется исторической памятью, в которой заложено, что армяне являются чужаками на грузинской земле, а также с нагорно-карабахским конфликтом, который мешает разрешению грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.

Для самих же тбилисских армян карабахский конфликт очень далек и неактуален. "Большинство просто недоумевает, почему проблема до сих пор не решена, но разбираться в ней у них нет желания. Скорее всего, это происходит потому, что в Грузии нет тех антиазербайджанских настроений, а в СМИ карабахский конфликт вот уже около года даже не упоминается", - отметила она. Что касается грузино-российских отношений, то, по словам Тамары Варданян, "армяне не поддерживают антироссийские настроения грузинских властей, впрочем, как и общество самой Грузии".

Сама армянская община в Грузии "очень слаба - в ней нет ни внутренней силы, ни элиты, как экономической, так и политической". Поэтому и степень дифференцированности грузинского общества также довольна низка. "Армяне не способны видеть опасность, которая надвигается на них, в связи с тем, что на территории Грузии они представляют национальное меньшинство". Поэтому в государственном секторе Грузии, практически, нет представителей армянской национальности. Для того, чтобы армянин был внедрен в грузинский госсектор, первым делом его обязуют поменять фамилию. Что касается частного сектора, то чаще всего человек с фамилией на "ян" получает значительно меньше своего грузинского коллеги.

Эсперт особое внимание уделила также вопросам образования подрастающего поколения армян Грузии, а также проблеме сохранения культурного, духовного наследия.

Так, 1 сентября 2006 года в Тбилиси свои двери для ребят откроют лишь две, а не 8, как раннее, армянские школы, причем, неизвестно, останутся ли они полностью армянскими, либо и здесь произойдут изменения. Причина в том, что правительство Грузии, согласно некой "ваучерной системе", постановило закрыть все школы, численность обучающихся в которых не насчитывает 700 человек. А в Тбилиси, в общей сложности, в 8 школах обучалось около 700 армянских учеников. Две школы, NN104 и 95, находились в центре города, шесть остальных - на окраине. Из восьми школ лишь две являлись полностью армянскими, в других школах наличествовали армянские и русские секторы.

Теперь, в соответствии с решением грузинского правительства, в силу вступает новая система "билингвального образования", согласно которой армянским школьникам на родном языке все предметы будут преподаваться лишь в начальных классах, а затем такие предметы, как химия, физика, математика и т.д., ребята будут изучать на грузинском, историю Армении и армянский язык - соответственно, на армянском. В связи с этой проблемой, было проведено исследование, которое показало, что на сегодняшний день 15% армянских ребят учатся в грузинских школах. Мотивируют родители свою позицию возможностью дальнейшей перспективы внедрения своих чад в государственные и другие официальные структуры Грузии.

Что касается обучения в высших учебных заведениях, то и здесь армянские абитуриенты в 2006 году столкнутся с новой проблемой. Если ранее для поступающих в вуз существовало два уровня экзаменов: уровень А - для окончивших грузинские школы, и уровень Б - для выпускников армянских и русских школ, то теперь все поставлены в одну колею - и вступительные экзамены будут только на "А-уровне", что, несомненно, ставит армян в невыигрышное положение. Что касается сохранения культурного, духовного наследия армян в Грузии, то здесь возникает множество проблем в связи отсутствием в стране закона "О религии". Как сообщила эксперт, в Тбилиси есть две армянские церкви - Сурб Геворг и Эчмиадзин. Однако, они не имеют статуса, поскольку юридически они нигде не отмечены и не закреплены. "Когда я зашла в церковь, мне заявили, что юридически я нахожусь где угодно, хоть на улице, но не в церкви", - заявила эксперт. По ее словам, несмотря на то, что грузинские церкви практически находятся в том же положении, грузины более духовны и чаще посещают свою церковь, нежели армяне. "У грузин впечатление, что армяне не христиане вообще, а приверженцы каких-то сатанинских течений", - отметила Тамара Варданян.

Наконец, отметим, что, по словам докладчика, практически всю ношу бремени армян в Грузии несут на себе 67 (по неофициальным данным) действующих на территории Грузии общественных организаций. Армянские НПО доминируют, на втором месте находятся азербайджанские и осетинские НПО - 20, русские - 15, еврейские - 10, литовские - 6, езидские - 5, чеченские - 4, и одна немецкая община. "Со своими насущными проблемами армяне чаще всего обращаются в Тбилисский государственный армянский драматический театр, который несколько лет подряд отмечает свое 150-летие, видимо, как многие считают, рассчитывая на средства армянского правительства (правительство Армении в нынешнем году выделило $24 тыс. на мероприятия по случаю юбилея - ред.). Однако, несмотря на то, что директор драмтеатра по совместительству является заместителем председателя армянской общины, конечным пунктом армян все равно чаще всего являются НПО", - отметила она.

Как такового тесного сотрудничества в рядах различных армянских НПО, по словам Тамары Варданян, не наблюдается. Единственная акция, которая смогла объединить всех общественников - это митинг у здания посольства Турции в Тбилиси в День памяти жертв Геноцида армян 24 апреля этого года. "Если в 2002-2003 годах армянские НПО проводили чаще всего культурные мероприятия, типа выставок, концертов, то теперь приоритетной у армянских активистов становится политическая сфера", - отметила она. Армянские общественные организации, по ее словам, финансируются в большинстве своем европейскими международными структурами.

В конце своего доклада эксперт со ссылкой на посольство Армении в Грузии сообщила, что в Грузии на данный период проживает около 350 тысяч армян, 100 тысяч из которых живут в Тбилиси.